Вчера в Нью-Йорке прошёл ЛГБТ прайд. Красочные фотографии счастливых и веселых людей вы без труда найдете в интернете. Я же хочу напомнить, с чего начинался этот праздник небинарной жизни (с насилия, конечно же!).
В конце 1960-х Нью-Йорк (как и любой другой город в Штатах) был, мягко говоря, непривлекательным местом для молодежи. Длинные волосы у юношей и короткие стрижки у девушек были поводом для частых разборок и арестов. Полиция постоянно устраивала рейды и облавы на ночные заведения и бары города. Проверяли не только возраст посетителей, но и дресс-код. Мини-юбка или "неправильная" одежда гарантировали поездку в полицейский участок. Не говоря уже о том, что близость с партнером не предусмотренного пола, жестко каралась законом.
Неформальная гей-молодежь была нежелательным гостем во всех приличных местах города, поэтому ей пришлось обосноваться в неприличном - Гринвич-Виллидж. Сегодня знаменитости и богачи со всего мира мечтают жить в Гринвич-Виллидж и скупают там дорогую недвижимость, а 50 лет назад добропорядочные граждане предпочитали держаться подальше от этого района - рассадника криминала. Бар Стоунволл-Инн стал одним из постоянных мест тусовок геев Нью-Йорка. Этим баром владели члены Итальяно-американской мафии (это не шутка), которые были не прочь заработать на дискриминируемых группах. Официально Стоунволл-Инн был танцевальной площадкой (единственной в Нью-Йорке, на которой геи могли танцевать), неофициально - баром, где продавали алкоголь без лицензии. Как выяснилось позже, местная полиция была куплена и получала деньги за то, чтобы не видеть ничего противозаконного и заранее предупреждать об облавах.
28 июня 1969 года в час ночи полиция в очередной раз повела себя по-свински: без приглашения ворвалась в бар, остановила танцы и потребовала предъявить документы. В общем, испортила праздник. Начались проверки и аресты. Но в этот раз что-то пошло не так. Посетители бара, которых полиция отпускала после предъявления документов, не расходились (как это было раньше), а собирались снаружи. Когда арестованных повели в машины, образовавшаяся толпа из 100-150 человек попробовала отбить своих товарищей. В ходе потасовки, часть копов поспешила ретироваться за помощью, а часть забарикадировалась в баре. Протестующие заняли улицу, праздник продолжился. С поджогами, камнями и бутылками, нежно адресованными полиции.
"Они терроризировали нас все эти годы, теперь настала наша очередь [ответить им]. Это был один из самых прекрасных моментов в моей жизни" - вспоминал позднее один из участников противостояния у бара Стоунволл-Инн.
Разгонять геев и им сочувствующих приехала «тактическая патрульная группа», вооруженное подраздление специально созданное для разгона протестующих против войны во Вьетнаме.
На следующий день о ночных событиях в Стоунволл-Инн знал весь город. Новость о том, что геи впервые дали организованный отпор полиции, вдохновляла жителей Гринвич-Виллидж повторить. Ближе к ночи Кристофер стрит, прилегающую к бару, оккупировали уже несколько тысяч человек. Снова подъехал местный ОМОН, спровоцировав дальнейший riot.
Сегодня Кристофер стрит и бар Стоунволл-Инн являются культовыми местами в Нью-Йорке. А собственно сам нью-йорский прайд проводится в память о тех славных противостояниях полиции в июне 1969-го.