О том, как Леонард Коэн записывал песню “Hallelujah”. Текст журнала Financial Times:
В начале 1980 г. Коэн жил на юге Франции и пытался выйти из творческого кризиса. Он пил, его голос становился глубже из-за постоянного курения, а тональность все мрачнее.
Именно в это время он создал наброски для песни
Hallelujah. Позже Коэн рассказывал, что дорабатывал ее в течение двух лет: «Помню, как лежал на полу в одних трусах, стучался головой об пол и вопил: “Я не могу ее закончить”». Черновая версия его Hallelujah содержала 80 куплетов.
Когда готовый альбом с этой песней отнесли на пробу в Columbia Records, представители лейбла ушли в отказ. Поэтому в 1984 году Коэн решил издаться на маленьком и независимом лейбле, по итогам получив много неоднозначных отзывов. Особого отклика пластинка у публики не вызывала, да и Hallelujah тоже. Тем не менее Коэн по внутренней инерции пел её на концертах.
Ситуация изменилась в 1991 г., когда музыкант по имени Джон Кейл, известный по Velvet Underground, записал на Hallelujah кавер-версию. Лишенная той грубой тональности, которую вкладывал в нее Коэн, композиция во многом
выиграла. Хотя Коэн на концертах продолжил исполнять ее в собственной манере.
Дела пошли на лад. Наиболее известной версией песни стал еще один кавер,
записанный Джеффом Бакли в 1994 г.
Но о чем все-таки она? Слово «аллилуйя» используется в иудаизме в значении «хвала господу». Нарратива, как такового, тут вообще нет, скорее, это несвязанные мантры. Сам Коэн говорил так: «Все эти восхваления, вне зависимости от контекста, имеют равное значение. Они несут в себе желание укрепить веру в жизнь, не в каком-то религиозном смысле, а в эмоциональном и самом широком». То есть, вопреки Илье Кабакову, Коэн заявлял, что в будущее возьмут всех. Только немного пострадать придётся.
Оригинал:
https://on.ft.com/2IhGbhG