У нас завершилась весенняя шэо‑сессия. Меня распирает гордость, но я об этом писать не буду, потому что не смогу найти верного тона. Когда заканчивается тренинг, каков бы он ни был, принято писать, что все было круто — ну, а как еще? Поэтому прикушу язык и ограничусь простым упоминанием: работали четыре дня, с одиннадцати до девяти вечера, было примерно 50 участников, следующая шэо‑сессия запланирована на осень, очень возможно, что пройдет она в Москве.
Из того, что пользуются спросом самые неудобоваримые идеи Школы — такие как “счастья нет”, “отношения конечны”, “превратим таракана в изюм” и пр. — можно заключить, что в обществе (во всяком случае, в образованной его части) появился спрос на реализм. Нас благодарят за разрешение быть собой, за возможность считать самих себя точкой отсчета для “нормы”. Меня очень радует такой поворот — ведь в этом и есть главный смысл нашей работы.
Мне не нравятся сладкие сказки о том, как все должно быть, и мне не нравится вранье о быстрых результатах. Это “как должно быть”, ежедневно сталкиваясь с тем, “как есть”, рождает агрессию в самых миролюбивых людях, а ожидание большой и чистой любви на всю жизнь, которая вот‑вот откуда‑то свалится на голову, только увеличивает количество этой агрессии. На таком фоне предложение избавиться от иллюзий и пару лет поработать со своими представлениями об отношениях представляется хоть и не очень радостным, но однозначно более конструктивным выбором.
Я думаю, что и отношениям, и обучению нужны новые традиции. И круто, что новые и даже весьма дерзкие идеи на эту тему появились прямо на шэо‑сессии и тут же начали оформляться. Посмотрим, конечно, как оно пойдет, но даже сами фантазии воодушевляют. И мы будем работать, используя электричество этого воодушевления. Доброе утро.