Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 June 02
Научно-образовательная политика
Многоуровневая поддержка

Правительство внесло в Госдуму законопроект, расширяющий полномочия регионов по развитию федеральных вузов и научных организаций.

Речь идёт о внесении изменений в федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике» и «Об образовании в Российской Федерации».

Предлагается в соответствии с текущим бюджетным законодательством предоставить регионам право «осуществлять финансовое обеспечение проведения научных исследований и (или) экспериментальных разработок [в университетах], реализации программ или планов развития [научных институтов], а также участвовать в формировании инфраструктуры указанных научных организаций».

Также регионы [финансировать] получение высшего образования в университетах и реализацию программ развития, а также «участвовать в формировании учебной, производственной, социальной инфраструктуры».

Для реализации предлагается два возможных формата: субсидия федеральному бюджету со стороны регионального либо предоставление грантов в форме субсидий из бюджета региона напрямую университету или научному институту.

Предлагаемые изменения нацелены на решение задачи, которая была поставлена еще в Стратегии научно-технологического развития: переход к многоканальному (от нескольких распорядителей бюджетных средств), многостороннему (от бизнеса), многоуровневому (с участием федерального, региональных и муниципальных бюджетов) финансированию сектора высшего образования и науки.

Имеющиеся затруднения с участием регионов в научно-технологических и научно-образовательных процессов были известны давно – университеты и научные институты в подавляющем большинстве являются подведомственными организациями федеральных органов власти. Первым «звонком» была Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства, которая была «заточена» под регионы, но те, в свою очередь, не имели серьезных инструментов для поддержки университетов и научных институтов.

В полную силу проблемы зазвучали с запуском программы научно-образовательных центров, которая включает в себя не только НОЦ мирового уровня (получившие этот статус в результате отбора по нацпроекту), но и региональные. Предлагаемые изменения всерьез расширят возможности губернаторов и их команд по поддержке университетов и научных институтов, расположенных в субъектах федерации.

Также появляется возможность для полноценного запуска региональных линеек РНФ (правопреемниц конкурсов РФФИ).

Стоит также напомнить, что главы некоторых регионов всерьез поднимали вопрос о том, чтобы в их ведение были переданы некоторые региональные вузы. Два года назад, как раз на ПМЭФ-2019 об этом говорил Максим Решетников, тогда возглавлявший Пермский край. Суть его предложения была достаточно проста: в регионах есть университеты, которые недофинансированы и не всегда входят в когорту ведущих, но являющиеся драйверами регионального развития – именно их он и предложил передать в ведение регионов при условии гарантий госзаказа (в первую очередь – на подготовку по программам высшего образования) со стороны федерального центра.

Собственно, предложения Правительства наравне с запуском программы «Приоритет-2030» должны решить эти проблемы. У регионов появятся действенные механизмы поддержки университетов, научных институтов и их проектов.

Подробнее: законопроект и новость на сайте Правительства.
источник
Научно-образовательная политика
Готовность к диалогу

В рамках форума ПМЭФ Юниор, который открывает в первый день ПМЭФ 2021 @roscongress , прошла дискуссия при поддержке Общественной палаты РФ «Роль общества в развитии и управлении образованием».

Исак Фрумин,
@roscongress , прошла дискуссия при поддержке Общественной палаты РФ «Роль общества в развитии и управлении образованием».

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики»:

Законодательно сейчас в школах работают управляющие советы в разных регионах по-разному, но есть регионы, где управляющие советы, куда входят родители, имеют довольно большие полномочия.
Это – не родительские комитеты, а люди, которые принимают участие в решениях. Так что появились институты родительского влияния. У нас такая культура, что мнение потребителя не очень важно, а теперь она меняется.

Вся традиция наша состоит в том, что учителя, педагоги, преподаватели существенно образованней, чем общество в целом. И поэтому не было никакого привлечения общественности к обсуждению всякого рода стандартов и учебных программ. Это уходит сейчас, дискуссия разворачивается, но идет сложно. Потому что мы – специалисты, почему мы должны это обсуждать не со специалистами? Но мы видим, что растет образованность общества, наша страна входит в тройку стран с наибольшим процентом людей со средне-профессиональным и высшим образованием: это родители, у них есть компетенции, чтобы высказывать свое мнение. Но пока эти институты плохо работают.

Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

У меня до недавнего времени никогда в жизни не было аккаунта в соцсетях, не потому что я такая дремучая, а потому что публичный человек в публичном поле должен быть зачем-то, не просто ради котиков и собачек, я их обожаю, но не за этим точно руководитель должен выходить.

Прошлый год нашу жизнь перевернул и возникла острая необходимость выходить в публичное поле, чтобы советоваться. В прошлом году нам приходилось принимать такие решения, которые никогда в  системе образования принимать не приходилось.

Мы травму дистанта пережили весной, начался новый учебный год, мы немного выдохнули и вот вторая волна. Что делать? Существовал чудовищный страх, я бы даже сказала паника, перед необходимостью опять вернуться в эту непонятную историю. И я завела 5 октября себе страничку. Я бы сказала: припекло, не то что даже повод появился. Надо было принимать решения, а какие правильные – никто не знал.

Я совершила беспрецедентный шаг, задала вопрос у себя на страничке: «Как нам быть: уйти на дистант всем/ отправить только старшеклассников/ сделать цикличную систему». Было 600 тысяч просмотров и меня разорвали на кусочки. Обвиняли, что иранские боты, что перекладываю ответственность на родителей, что заигрываю с мнением родителей. Проголосовало 120 тысяч человек. Самая страшная история – комментарии. По итогам голосования и обсуждения решили, что увеличим каникулы до двух недель – это было наше первое совместное решение. Второе – по просьбе учителей на эти две недели мы перевели их тоже на удаленку.

Владимир Солодов, губернатор Камчатского края:

Инициатива, которую мы уже реализуем в этом году, чтобы каждый камчатский школьник, который заканчивает школу, бесплатно побывал в Долине гейзеров, а следующая инициатива, чтобы победители больших федеральных проектов, таких как «Большая перемена», другие проекты РСВ, в качестве поощрения и мотивации могли приехать на Камчатку, открыть для себя эти уникальные места. Это очень важная прививка любви к родине.

Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ:

Если подводить итог, на лицо повышение роли общества и готовность органов власти на разном уровне слышать обратную связь, участвовать в диалоге, но есть куда развиваться. И инструмент общественной палаты – федеральной, региональной не надо недооценивать, потому что это то пространство, где можно говорить о проблемах разного уровня и в диалоге находить решение, потому что понятно, что можно решить быстро, а какие-то вопросы решаются более сложно. Готовность к диалогу есть. Надо формулировать конструктивные предложения и они обязательно будут услышаны.

Подробнее
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Литвиненко, ректор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», дискуссия «Развитие предпринимательского образования» на ПМЭФ 2021 @roscongress:

@roscongress:

Мы подвержены сегодня сетевым системам. Они нами управляют. Я глубоко убежден, что нужно всегда помнить, что Богом данные глаза и уши нужно использовать по назначению - смотреть и слушать.

Глобально о государстве и системе образования. Мы четко имеем непонятную систему в системе регулирования кадрового обеспечения. Главная проблема экономики - это кадры. Вторая проблема - это кадры,  которые готовят кадры. Третья - это государственные кадры, которые регулируют и определяют кадровую политику.

Проблема глазами бизнеса. Министерство, Правительство - сегодня регулирование кадров в сырьевом секторе осуществляют 4 вице-премьера, которые управляют 5 министерствами, связанными с деятельностью минерально-сырьевого комплекса. Если мы будем так регулировать, то мы не доползем до статуса ведущей страны. Потому что кроме экономики есть еще использование ресурсов с позиций геополитики - это более серьезная государственная задача. Особенно сегодня, когда страна должна работать в модели мобилизационной экономики и выстраивать одну линию - сохранение суверенитета. В этой связи задача совершенно иного уровня - где государство, которое ставит задачи перед образованием? Чем мы должны сегодня заниматься?

То что касается предпринимательства в системе высшего образования, мое личное мнение - наши университеты заведомо обязаны скатиться вниз, сколько бы денег мы ни вливали. Потому что сегодня мы фактически считаем, что, войдя в университет, мы получим то образование, которое необходимо на производстве, - это не так.

Актуальные вызовы мировой экономики и нашего сырьевого сектора - мы мало уделяем внимание тому, что сохраняет и поддерживает наш фондовый рынок, который является «тростью для инвалида» для нашей экономики. Мы сегодня опираемся на 2 ноги - на хромающий сырьевой и оставшийся интеллектуальный потенциал. Ни одна страна после распада СССР не сохранила эту систему.

Банковская система также отсутствует. От этого страдает и высшее образование. Банки должны быть вовлечены в систему активного воздействия и поддержания всей системы. Ни в одной стране нет такой бюрократии получения кредита для реализации проекта, как в России. Также было бы лучше, если бы после снятия полномочий члены Правительства РФ, например, владели акциями публичных компаний, а не удивляли народ декларациями.

Профессор, доцент и преподаватель - все они должны быть дееспособными и реальными в науке учеными. Это задача ректорская и государственная. Мы должны создать систему как в развитых странах - не меньше 40 % преподаватель должен получать за счет науки.

Вторая проблема - а где наука? Науки нет в российских университетах по одной причине, потому что наука - это эксперимент, а не статья. После эксперимента может быть статья.

Предпринимательство сегодня - это спрос. Если нет этого товара в вузе, то и спроса на предприятии нет.

Для того, чтобы работать в этом секторе, нужно создавать рынок спроса и предложения. Если его не будет в вузе, в этот университет не будут приходить. Это среда, через которую студенты обучаются, после этого идут на производство.

Подробнее: https://forumspb.com/programme/the-sme-forum/91513/
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Васильев, ректор, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО», дискуссия «Развитие предпринимательского образования» на ПМЭФ 2021 @roscongress:
@roscongress:

Чтобы готовить предпринимателей, которые занимаются наукоемким технологиями, надо понимать, что это прежде всего люди. Они должны быть открыты к новому и понимать базу научных исследований, готовы на риск, связанный с возможностью неудач - не всегда с первого раза все получится. Нужно понимать что неудача не минус, а плюс. Это багаж в интеллектуальную копилку.

У технологических предпринимателей должна быть ответственность за принятие решений. Не менее важно - дать свободу при ответственном принятии решений. Они должны иметь свой путь.

Все эти характеристики при подготовке предпринимательского образования должны пронизывать всю стратегию работы университета. В вузе должно быть образование, начиная с модулей по предпринимательской культуре, постановке мышления и, в том числе, системное мышление, дизайн-мышление, корпоративное мышление.

Может ли дать это полностью вуз? В ИТМО были попытки. Мне казалось, что мы можем дать полную цепочку экспертизы, но вот бизнес-экспертизу внутри университета построить не удалось. Мое глубокое убеждение - бизнес-экспертизу надо брать из внешнего контура, у тех, кто создает спрос.

Подробнее: https://forumspb.com/programme/the-sme-forum/91513/
источник
Научно-образовательная политика
Александр Аузан, декан экономического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, дискуссия «Развитие предпринимательского образования» на ПМЭФ 2021 @roscongress:
@roscongress:

Мы сами себя иногда недооцениваем, потому что у нас в МГУ, например, в фундаментальном университете на 250 штатных преподавателей 900 человек из индустрии. Это наши же выпускники, которые сделали карьеру в разных бизнесах. Они приходят и идеями поделиться, и рекрутментом заняться.

При том, что потенциал предпринимательства в России обычно недооценивается, означает ли это, что людей надо учить предпринимательству на специальных программах? Я не уверен. Предпринимательство начинается с готовности действовать, не спрашивая разрешения, с ценностных установок. Знания нужны, но предприниматель их доберет. Вот ценностные установки действительно можно и нужно транслировать в образовании. Потому что главным блокировщиком предпринимательства в России является 2 действующие установки - высокая дистанция власти и высокое избегание неопределенности. Это как раз то, с чем венчурные рынки не работают.

Что нужно? Есть такое понятие «Культура неудач». Ее в России нет. В России есть миф, что в силиконовой долине 20-летний парень становится миллионером в гараже. Но он им становится после большого числа провалов.

Если мы будем транслировать эти установки - действовать с риском по собственному выбору и не бояться неудач, то нас ждет большой поворот.

На форуме представлено с десяток сессий по креативной экономике. Искусственный интеллект постепенно вышибает средний класс. В этих условиях либо надо всех уводить на пенсию со школы (идея гарантированного дохода), либо давать занятость, которую не съест ИИ - здесь в помощь креативные индустрии.

Мало только придумать - ты сделай из этого материальный актив. В России это очень трудно. Мы не будем иметь расширения креативной экономики, если не решим эту проблему. В этом потенциал роста.

У нас уровень конкурентоспособности экономики падает не первый год. Почему наша экономика застойная - низкий уровень конкуренции, низкий уровень доверия, бюрократия и т.д. - все это приводит к сжиманию российской экономики в международном масштабе.

Экономическая политика имеет цикличность. Мы пробовали либеральные инструменты, Эльвира Набиуллина внедряла их, но экономика не поскакала от этого вверх. Попытка вывести темп роста хотя бы на 3% неизбежна. Доходы падают восьмой год подряд - это говорит о том, что в конце тоннеля не свет, а тьма.

Подробнее: https://forumspb.com/programme/the-sme-forum/91513/
источник
Научно-образовательная политика
Нина Яныкина, ректор, АНО «Университет национальной технологической инициативы 2035» дискуссия «Развитие предпринимательского образования» на ПМЭФ 2021 @roscongress:
@roscongress:

Университет 2035 - это платформа. Сегодня на ней учатся и работают более 450 тысяч пользователей. И тема предпринимательства для нас крайне важна, потому что НТИ как госпрограмма призвана обеспечить технологическое лидерство России на мировых рынках. В первую очередь, ориентация на то, что вытягивать эту деятельность и это лидерство будут именно предприниматели, причем разного профиля.

Важный момент для нас - студент во время обучения должен просто получить возможность попробовать себя в качестве предпринимателя,
равно как он пробует себя в качестве ученого, наемного работника и т.д. На это нацелен Университет 2035.

Определенные культура и ценности - это важно. Наша задача вдохновлять ребят на деятельность в сфере предпринимательства.

Одна из наших идей - стартап как учебный план. Многие университеты идут к этому. Внешняя рамка поставит перед нами много вызовов, которые надо будет решать.

Мы закладывали в работу с контентом спрос на навыки и компетенции на рынке. Сегодня мы видим как государство вкладывается в популяризацию предпринимательства.

Подробнее: https://forumspb.com/programme/the-sme-forum/91513/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
​​Канал НОП подготовил рейтинги медиаактивности ректоров в мае на основе системы мониторинга «Медиалогия».

Коллеги приводят топ-30 ректоров по медиаиндексу и топ-30 по количеству публикаций.

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН: международность науки

#словоРАН: международность науки

Александр Сергеев, президент РАН, в своем интервью «России 24» рассуждает о международном измерении науки и научных взаимодействий.

Современная наука – это наука, которая делается в интернациональном международном режиме. Взаимодействие является абсолютно необходимым атрибутом проведения результативных научных исследований. В таком режиме мы уже и привыкли работать. У нас много взаимодействия с зарубежными учеными и в Европе, и в Соединенных Штатах Америки. Надо сказать, что ковидный год, прошлый, как раз и подчеркнул то, что благодаря такой открытости науки и такому взаимодействию, удалось добиться очень многого в разных странах.

У нас хорошо налаженное взаимодействие с нашими коллегами из Европы, это традиционно так. Мы все понимаем, что российская наука по своей истории корнями вышла из европейской науки.

Традиционно очень хорошие отношения с учеными из Соединенных Штатов Америки. Я должен сказать, что в том числе и через нашу диаспору достаточно многочисленную в Соединенных Штатах Америки, которая с удовольствием сотрудничает с российскими учеными здесь.

Из примеров я бы хотел назвать то взаимодействие, которое у нас было в последнее время особенно [важно], даже подчеркнуто – это взаимодействие в области вирусологии. Российская академия наук в прошлом году подписала с Национальной академией наук Соединенных Штатов Америки специальное соглашение по обмену информацией, по проведению исследований, надо сказать, что это было таким беспрецедентным актом.

Я бы хотел сказать, что у нас есть серьезные и важные, в том числе для сохранения мира и взаимоотношений в области космоса, фундаментальные исследования. Просто привести пример, что 5 лет назад при открытии гравитационных волн, которое было осуществлено на международной установке LIGO в США, было и с вкладом российских ученых.

Говоря о космосе, обязательно нужно сказать, что мы помним из времен, так назовем, холодной войны прошлого столетия, когда сотрудничество в науке и космической науке существенно привело к разрядке вообще во взаимоотношениях между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Вы помните прекрасно, это стыковка Союз - Аполлон и другие эксперименты, которые мы вместе с американцами проводили. Сейчас, несмотря на сложности геополитического характера и мы, и американская сторона, об этом несколько дней назад заявил новый глава НАСА Билл Нельсон, обязательно должны продолжать сотрудничество в космосе: и здесь, в ближнем космосе, на орбите, и в освоении Луны, Венеры. Я бы даже усилил специально этот момент, сказав, что сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в космосе, научном космосе – это в определенной степени залог того, что мы обеспечим развитие в позитивном направлении нашего сотрудничества между нашими странами на Земле.

Констатируя необходимость сохранения развития научного сотрудничества между учеными России и Соединенных Штатов Америки, нельзя не обратить внимание на некоторые тревожные сигналы, которые мы сегодня получаем из Соединенных Штатов Америки.
Мне кажется это очень важно в связи с предстоящей встречей президентов, поскольку тот законопроект, который сейчас вносится в Конгресс США, он называется «‎Безграничные рубежи»‎.

Внутри этого законопроекта есть тревожные разделы, которые связаны с очевидной дискриминацией сотрудничества американских ученых с учеными ряда стран, прежде всего, Китая и России. В соответствие с этим законопроектом, американские ученые, которые сотрудничают с российскими учеными и имеют общие средства на это сотрудничество из бюджетов России и США, по существу будут лишаться федерального финансирования в США. Это очень сильный удар. Кто же захочет потерять финансирование в США, оставаясь в сотрудничестве с российскими учеными? Это фактически блокировка сотрудничества.

Подробнее: https://www.vesti.ru/video/2303886
источник
Научно-образовательная политика
На ПМЭФ состоялся Открытый разговор "Молодёжь в выборе между edTech и традиционным университом"

В дискуссии участвовали
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ,  
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng,
Евгений Сженов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика".

Обсудили какие продукты и партнерства сейчас действительно необходимы: могут ли EdTech и университеты быть полезны друг-другу и "играть" в одной команде. Со слов участников дискуссии, оба лагеря давно имеют много общих задач и интересов. В том числе, исследовательского характера.
Важно продолжать искать и измерять эффективность совместного диалога,  экономическую эффективность, работать в win-win.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Много инженеров не бывает

Донской государственный технический университет станет первым в России вузом, который по результатам проектно-аналитической сессии сформирует преподавательский состав для подразделения, занятого подготовкой инженеров, - Института опережающих технологий «Школа Икс».

Отбор пройдет в два этапа: заочный – прием заявок и онлайн-собеседование (до 1 июля), очный – проектно-аналитическая сессия (5-7 июля). Руководителем проектной работы выступит модератор Московской школы управления «Сколково» Марк Мамрыкин.
Задачей проектно-аналитической сессии станет разработка проектных модулей, в ходе которой соискатели будут работать в мультидисциплинарных группах.

Такая форма конкурсного отбора обусловлена тем, что организаторам важно оценить как профессионализм кандидата, так и его способность к продуктивной работе в команде.
Преимуществом будут обладать претенденты с ученой степенью, опытом в педагогическом дизайне и создании онлайн-курсов. При этом в круг возможных претендентов включены предприниматели, успешно реализующие высокотехнологичные проекты.

«Школа Икс» предложит преподавателям гибкие условия контракта и конкурентоспособную заработную плату, а также возможность проводить исследования и разработки в мультидисциплинарных командах, создавать новые учебные модули и решать задачи от индустриальных партнеров университета.

Бесарион Месхи , ректор ДГТУ, специально для НОП:

«В «Школе Икс» студенты строят индивидуальную траекторию развития в рамках модульной структуры учебного плана. Такая образовательная модель, активно осваиваемая сегодня ведущими вузами России, требует от преподавателей нетипичного понимания вузовского образования и построения учебного процесса.

«Школа Икс» как экспериментальный проект предоставит претендентам на позиции преподавателей полную свободу в вопросах конструирования и реализации учебных модулей. Мы приглашаем неординарных педагогов, которые не только понимают важность трансформации инженерного образования, университетов в целом, но и готовы в нее включиться».


Форма регистрации доступна по ссылке: https://forms.gle/q3rStFSMNNJSiAH77.
источник
Научно-образовательная политика
источник
2021 June 03
Научно-образовательная политика
ПМЭФ, павильон H, стенд Росмолодёжи, 3 июня

Модерирую великолепный звёздный состав спикеров:

1) 10:00-10:30
Дискуссия "Как институтам развития стать нужными молодёжи?    

Светлана Ячевская, Заместитель председателя ‒  член правления ВЭБ.РФ;
Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ
Светлана Ячевская, Заместитель председателя ‒  член правления ВЭБ.РФ;
Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ

2) 12:00- 12:30 Открытый разговор с Ярославом Кузьминовым, ректором НИУ ВШЭЯрославом Кузьминовым, ректором НИУ ВШЭ

3) 13:00-13:30
Открытый разговор "Архипелаг 2121 как инструмент преобразования вузов и регионов"

Дмитрий Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор "Платформы НТИ" Дмитрий Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор "Платформы НТИ"

4) 13:30-14:00

Открытый разговор с Владимиром Мау, ректором РАНХиГС  Владимиром Мау, ректором РАНХиГС  

5) 14:30 -15:00 Открытый разговор с Сергеем Кравцовым, Министром просвещения РФ
Сергеем Кравцовым, Министром просвещения РФ

6) 15:20-15:45

Дискуссия "Атом.Цифра"
Екатерина Солнцева, директор по цифровизации Госкорпорации "Росатом"
Екатерина Солнцева, директор по цифровизации Госкорпорации "Росатом"

7) 17:00-17:30

Открытый разговор:

Дмитрий Азаров , Губернатор Самарской области;
Олег Мельниченко, врио Губернатора Пензенской области;
Олег Николаев, Глава Чувашской Республики.
Дмитрий Азаров , Губернатор Самарской области;
Олег Мельниченко, врио Губернатора Пензенской области;
Олег Николаев, Глава Чувашской Республики.

8) 18:40 Открытый разговор с Глебом Никитиным, Губернатором Нижегородской областиГлебом Никитиным, Губернатором Нижегородской области

Обо всём напишет НОП.

Кто на ПМЭФ - приходите на стенд Росмолодёжи, будет🔥
источник
Научно-образовательная политика
Алла Калинина, ректор Волгоградского государственного университета, о молодежной политике университета для НОП:

Личное общение считаю очень важным, поэтому в этом учебном году я провела целую серию встреч с активными студентами. По итогам ответственные службы вуза аккумулировали вопросы, многие из которых послужили поводом для проработки концепции для участия в программе «Приоритет 2030». Были пожелания по развитию кампусного проекта, спортивного стадиона, благоустройства прилегающей к университету территории.

Вуз становится сильней и уверенней, когда есть это необходимое взаимодействие со студенческим активом, его лидерами. Поэтому  профсоюз студентов получает содействие в инициативах, подкрепленных теперь соглашением о сотрудничестве, которое мы подписали впервые за историю университета. В этом году мы делаем уверенные шаги в сторону третьей миссии, организовали и поддержали конкурс студенческих социальных проектов ВолГУ.
В этом векторе создан образовательный проект для студенческих лидеров университета. Активная студенческая молодежь занимается адаптацией иногородних и иностранных студентов, повышением правовой грамотности, развитием академических успехов.

И это становится отдельной темой нашей работы. Это направление мы усилили в рамках недавно созданного ВолГУ консорциума с Южным федеральным университетом, Астраханским и Калмыцким государственными университетами. Проект направлен на развитие мягких навыков и межкультурной коммуникации, изучение русского языка и культуры, экспертно-методическое сопровождение иностранных граждан, трудоустройство иностранных студентов, молодых ученых и преподавателей. Все это представляет основные направления молодежной политики, и, в первую очередь, поможет обеспечить межнациональное и межконфессиональное согласие в молодежной среде.

Наша задача – чтобы студенты ставили перед собой новые цели и достигали их, развивались в разных направлениях, а мы готовы создавать для этого все условия. В фокусе внимания администраций университетов должны быть интересы студенчества, именно тогда развитие вузов будет органичным и успешным.
источник
Научно-образовательная политика
Виктор Рулевский, ректор ТУСУР, о молодежной политике университета для НОП:

Студентов ТУСУРа всегда отличала очень активная позиция. Думаю, отпечаток накладывает предпринимательская подготовка, проектная работа.

Так же дела обстоят и с социальной деятельностью, молодёжной политикой.
Например, волонтерство. В период пандемии ребята выступали цифровыми волонтёрами не только для преподавателей своего университета, но также помогали школам перейти на цифровые «рельсы». Мы будем всячески поддерживать наших волонтеров, потому что без них не обходится ни одно наше мероприятие. Обязательно будем стараться держать и развивать это важное направление.  

Вообще мы стремимся сделать так, чтобы ребятам было интересно. Это же касается не только студентов, но и абитуриентов. Для некоторых школьников ТУСУР интересен как единственный в Томске вуз, где есть секция академической гребли. Это наша спортивная визитная карточка. Но, помимо гребли, есть хоккей, футбол, в том числе женский, восточные единоборства, баскетбол и многое другое.

Кроме традиционного, мы поддерживаем киберспорт. Все-таки ТУСУР - IT-университет. В этом году для старшеклассников провели чемпионат по киберспорту, где они могли за успешное выступление получить дополнительные баллы при поступлении.

Также у нас развивается известное движение CTF - белых «хакеров», за которое у нас отвечает факультет безопасности.

ТУСУР все больше внимания уделяет вопросам экологии. Появляются новые клубы, ребята участвуют в региональных и всероссийских акциях, очень активно включились в эту работу. Недавно выиграли грант Росмолодежи на новые проекты для развития экологического движения в ТУСУРе.
источник