
Правительство внесло в Госдуму законопроект, расширяющий полномочия регионов по развитию федеральных вузов и научных организаций.
Речь идёт о внесении изменений в федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике» и «Об образовании в Российской Федерации».
Предлагается в соответствии с текущим бюджетным законодательством предоставить регионам право «осуществлять финансовое обеспечение проведения научных исследований и (или) экспериментальных разработок [в университетах], реализации программ или планов развития [научных институтов], а также участвовать в формировании инфраструктуры указанных научных организаций».
Также регионы [финансировать] получение высшего образования в университетах и реализацию программ развития, а также «участвовать в формировании учебной, производственной, социальной инфраструктуры».
Для реализации предлагается два возможных формата: субсидия федеральному бюджету со стороны регионального либо предоставление грантов в форме субсидий из бюджета региона напрямую университету или научному институту.
Предлагаемые изменения нацелены на решение задачи, которая была поставлена еще в Стратегии научно-технологического развития: переход к многоканальному (от нескольких распорядителей бюджетных средств), многостороннему (от бизнеса), многоуровневому (с участием федерального, региональных и муниципальных бюджетов) финансированию сектора высшего образования и науки.
Имеющиеся затруднения с участием регионов в научно-технологических и научно-образовательных процессов были известны давно – университеты и научные институты в подавляющем большинстве являются подведомственными организациями федеральных органов власти. Первым «звонком» была Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства, которая была «заточена» под регионы, но те, в свою очередь, не имели серьезных инструментов для поддержки университетов и научных институтов.
В полную силу проблемы зазвучали с запуском программы научно-образовательных центров, которая включает в себя не только НОЦ мирового уровня (получившие этот статус в результате отбора по нацпроекту), но и региональные. Предлагаемые изменения всерьез расширят возможности губернаторов и их команд по поддержке университетов и научных институтов, расположенных в субъектах федерации.
Также появляется возможность для полноценного запуска региональных линеек РНФ (правопреемниц конкурсов РФФИ).
Стоит также напомнить, что главы некоторых регионов всерьез поднимали вопрос о том, чтобы в их ведение были переданы некоторые региональные вузы. Два года назад, как раз на ПМЭФ-2019 об этом говорил Максим Решетников, тогда возглавлявший Пермский край. Суть его предложения была достаточно проста: в регионах есть университеты, которые недофинансированы и не всегда входят в когорту ведущих, но являющиеся драйверами регионального развития – именно их он и предложил передать в ведение регионов при условии гарантий госзаказа (в первую очередь – на подготовку по программам высшего образования) со стороны федерального центра.
Собственно, предложения Правительства наравне с запуском программы «Приоритет-2030» должны решить эти проблемы. У регионов появятся действенные механизмы поддержки университетов, научных институтов и их проектов.
Подробнее: законопроект и новость на сайте Правительства.