#словоРАН – Таков научный путь
#словоРАН – Таков научный путь
Александр Сергеев в интервью для «Московского комсомольца» рассуждает о конкретике достижения и проблем, а также о системных траекториях развития российской науки.
Что есть РАН?
Сейчас Академия наук – это по-прежнему собрание ученых. Но теперь, к сожалению, уже не отвечает организационно за важные направления развития нашей науки. Ведь раньше у нашего собрания ученых были еще и научные институты.
Возможность быстро мобилизовать ученых под антиковидные задачи есть у профильных министерств и ведомств. И они хорошо отработали. У РАН, к сожалению, такой возможности нет. Мы считаем, что это неправильно. Наш потенциал – выше, мы недовостребованы.
У РАН есть определенный функционал. Она совершает научно-методическое руководство институтами и научными подразделениями вузов в части использования ими бюджетных средств на науку. Конечно, этот функционал надо постоянно расширять, что мы и делаем, постоянно предлагая научные программы по интересным направлениям. Только за последний год было сформулировано несколько таких программ: по исследованию мозга, исследованиям океана, фундаментальной вирусологии и других.
Научный престиж
Престиж у нас существенно снизился по сравнению с советским временем или даже с раннероссийским. Одна из [причин] – мы живем в другой формации. Если раньше лучшие выпускники школ шли в университет, лучшие выпускники университетов шли в академические институты – это было максимально престижно. Сейчас [же] так много других траекторий успеха.
Лучшую науку – детям
Одной из задач РАН должна быть работа со школьниками. Когда приезжаешь в какой-то город, встречаешься с губернаторами, руководством институтов, потом наносишь визит в школу. Вы знаете, насколько искренне ребята ждут таких встреч! Для них это настоящее событие: послушать академика или профессора РАН, которые приезжают к ним пообщаться, прочитать лекцию... Мы интересны им, и этим надо пользоваться. Два года назад мы запустили программу «Школы РАН» – это больше 100 школ в 32 регионах страны, в которых мы хотим целенаправленно начать воспитание будущих академиков, по-настоящему увлечь ребят наукой.
О соперничестве
Сейчас все меньше остается научных направлений, в которых мы можем конкурировать с научными лидерами мира. Как в области фундаментальной науки, так и в области приложений. И мы понимаем, что это существенно определяется нашим экономическим состоянием, тем уровнем финансирования науки, которое у нас есть.
О сотрудничестве
Есть много стран, которые не могут себе позволить выделять большие средства на науку. Эти страны идут по пути расширения и углубления международного научного сотрудничества. И сейчас типично, что фундаментальная наука делается большими международными коллективами. Это одна из форм существования, на которые мы возлагаем надежды. Международное сотрудничество дает нам дополнительные возможности.
В сложившихся экономических и геополитических условиях работать вместе порой бывает очень тяжело, но мы должны понимать, что даже в условиях кризиса дипломатических отношений мы должны находить способы развития такого сотрудничества. Это скрепы между странами.
ИИ и цифра
Мы не должны отпускать искусственный интеллект в свободное плавание – должны подтягиваться в новых знаниях за ним, не допуская его лидерства.
Цифровизация – это вызов человечеству. Именно «цифра» позволяет доводить качество услуги до такого высокого уровня. В свою очередь, высокий уровень цифровизации обеспечит дальнейшее научно-технологическое развитие отрасли. С другой стороны, у цифровизации, безусловно, есть и минусы, которые касаются опять же качества нашей жизни. Особенно быстро все это проявило себя в прошлом году в связи с ковидом, при котором многие перешли на дистанционный режим работы.
(С) кем быть?
Трудно быть первым. Как угадать, набьешь шишек на новом пути или опередишь всех? Гораздо удобнее, на мой взгляд, быть рядом с лидером и иметь возможность учиться на его ошибках. Одно можно сказать сейчас с уверенностью: Китай – это страна, под знаком развития которой человечество будет жить в XXI веке.
Подробнее.