Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 13
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
🛰Самарские двигатели вывели на орбиту «Союз МС-18»💫

Маршевые двигатели (используются для старта) 1 и 2 ступени были произведены на ПАО "ОДК-Кузнецов" (входит в ГК "Ростех") - участнике НОЦ мирового уровня "Инженерия будущего" - и обеспечили успешный выход на орбиту экспедиции к Международной космической станции.

Транспортный пилотируемый корабль «Союз МС-18» получил имя «Ю.А. Гагарин» и его запуск был приурочен к  60-летию первого полета человека в космос, что символично. Экипаж корабля - международный, в состав вошли как космонавты ГК "Роскосмос" (стратегический партнер "Инженерии будущего"), так и сотрудники NASA.

Летательный аппарат поднялся в воздух 9 апреля примерно в 11 утра и уже осуществил удачную стыковку с МКС, с чем получил поздравления от Дмитрия Рогозина. Экспедиция продлится 191 сутки, а основная ее цель - доставка на Международную космическую станцию нового модуля "Наука" и его интеграцию.

#ВместеМыСоздаемБудущее #Ростех #Роскосмос #Рогозин #МКС
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН – Таков научный путь

#словоРАН – Таков научный путь

Александр Сергеев в интервью для «Московского комсомольца» рассуждает о конкретике достижения и проблем, а также о системных траекториях развития российской науки.

Что есть РАН?
Сейчас Академия наук – это по-прежнему собрание ученых. Но теперь, к сожалению, уже не отвечает организационно за важные направления развития нашей науки. Ведь раньше у нашего собрания ученых были еще и научные институты.

Возможность быстро мобилизовать ученых под антиковидные задачи есть у профильных министерств и ведомств. И они хорошо отработали. У РАН, к сожалению, такой возможности нет. Мы считаем, что это неправильно. Наш потенциал – выше, мы недовостребованы.

У РАН есть определенный функционал. Она совершает научно-методическое руководство институтами и научными подразделениями вузов в части использования ими бюджетных средств на науку. Конечно, этот функционал надо постоянно расширять, что мы и делаем, постоянно предлагая научные программы по интересным направлениям. Только за последний год было сформулировано несколько таких программ: по исследованию мозга, исследованиям океана, фундаментальной вирусологии и других.

Научный престиж
Престиж у нас существенно снизился по сравнению с советским временем или даже с раннероссийским. Одна из [причин] – мы живем в другой формации. Если раньше лучшие выпускники школ шли в университет, лучшие выпускники университетов шли в академические институты – это было максимально престижно. Сейчас [же] так много других траекторий успеха.

Лучшую науку – детям
Одной из задач РАН должна быть работа со школьниками. Когда приезжаешь в какой-то город, встречаешься с губернаторами, руководством институтов, потом наносишь визит в школу. Вы знаете, насколько искренне ребята ждут таких встреч! Для них это настоящее событие: послушать академика или профессора РАН, которые приезжают к ним пообщаться, прочитать лекцию... Мы интересны им, и этим надо пользоваться. Два года назад мы запустили программу «Школы РАН» – это больше 100 школ в 32 регионах страны, в которых мы хотим целенаправленно начать воспитание будущих академиков, по-настоящему увлечь ребят наукой.

О соперничестве
Сейчас все меньше остается научных направлений, в которых мы можем конкурировать с научными лидерами мира. Как в области фундаментальной науки, так и в области приложений. И мы понимаем, что это существенно определяется нашим экономическим состоянием, тем уровнем финансирования науки, которое у нас есть.

О сотрудничестве
Есть много стран, которые не могут себе позволить выделять большие средства на науку. Эти страны идут по пути расширения и углубления международного научного сотрудничества. И сейчас типично, что фундаментальная наука делается большими международными коллективами. Это одна из форм существования, на которые мы возлагаем надежды. Международное сотрудничество дает нам дополнительные возможности.

В сложившихся экономических и геополитических условиях работать вместе порой бывает очень тяжело, но мы должны понимать, что даже в условиях кризиса дипломатических отношений мы должны находить способы развития такого сотрудничества. Это скрепы между странами.

ИИ и цифра
Мы не должны отпускать искусственный интеллект в свободное плавание – должны подтягиваться в новых знаниях за ним, не допуская его лидерства.

Цифровизация – это вызов человечеству. Именно «цифра» позволяет доводить качество услуги до такого высокого уровня. В свою очередь, высокий уровень цифровизации обеспечит дальнейшее научно-технологическое развитие отрасли. С другой стороны, у цифровизации, безусловно, есть и минусы, которые касаются опять же качества нашей жизни. Особенно быстро все это проявило себя в прошлом году в связи с ковидом, при котором многие перешли на дистанционный режим работы.

(С) кем быть?
Трудно быть первым. Как угадать, набьешь шишек на новом пути или опередишь всех? Гораздо удобнее, на мой взгляд, быть рядом с лидером и иметь возможность учиться на его ошибках. Одно можно сказать сейчас с уверенностью: Китай – это страна, под знаком развития которой человечество будет жить в XXI веке.

Подробнее.
источник
2021 April 14
Научно-образовательная политика
Хайп дилетантов

Постепенно «фондовая перестройка» вступает в свой эндшпиль. В ближайшие дни Российский научный фонд объявит конкурсы, которые пришли на смену самым востребованным ранее линейкам РФФИ. Новые параметры инициативных и регионального конкурсов уже были озвучены генеральным директором РНФ Александром Хлуновым на недавней пресс-конференции.

Перемены в сфере господдержки науки неизбежны - потому сейчас для научного сообщества было бы продуктивнее всего дождаться конкурсной документации и спокойно готовить заявки. Большая часть ученых так и поступила. Однако, остались те - среди исследователей и журналистов - для кого хайп важнее прагматики. В итоге с переменной активностью продолжается заунывная песня о том, как злые чиновники убивают РФФИ, конкурс «а», а с ними и отечественную науку.

К числу подобных коллективных стенаний относится недавно опубликованная статья «Гранты есть, но вы держитесь». Автор и цитируемые эксперты рисуют уже наскучившую всем печальную картину.

Впрочем, аргументация у них откровенно слабая. Например, что нельзя теперь расходовать грант на личные нужды – хотя, гранты вообще не для личных нужд.

Другая причина грусти у экспертов: «И если раньше грантодержатель мог легально платить за разово выполненные работы, набирая в команду до 10 душ, то сейчас за то же придется платить из своего кармана, скорее всего, вчерную». Хотя до конца непонятно – если сотрудник столь необходим, то почему его нет в коллективе? Либо – почему не была подана заявка на какой-то другой грант – благо для коллективов теперь выбор большой? А если речь идет о том, чтобы и так небольшой объем гранта распылить на как можно большее число ученых – то это мышление ушедшей эпохи.

Далее в статье приводится информация о том, что деньги в РНФ еще не поступили. Хотя само финансирование победителей стартует лишь с 2022 года.

Большую озабоченность «экспертов» вызывает тот факт, что теперь руководитель гранта РНФ ограничен в совместительстве – не может выступать в аналогичном качестве по другим грантам. Но при этом, если конкурс инициативных проектов является посевным, то как раз-таки такую поддержку стоит выделить максимальному количеству маленьких коллективов. Если ученый действительно ведущий – ему явно стоит обратить внимание на более крупные гранты и не ставить в качестве руководителей подставных лиц, как советует автор статьи. А для «железных зачетников» проблема совмещения двух грантами обычно не стоит столь остро.

Ближе к концу статьи градус абсурда стал нарастать. Например, зачем-то сравнили штатный состав РНФ с количеством экспертов, которые привлекал РФФИ. Хотя всем известно, что к экспертизе в РНФ привлекается огромное число специалистов. При необходимости число и советов, и штатных сотрудников, и экспертов может быть расширено.

Апогей наступил по другому сюжету – якобы экспертиза подменяется внешней, поскольку к руководителю проекта есть требование о наличии публикаций в Scopus или Web of Science. Автор почему-то не задумывается о том, что конкурс не для молодежи – у той есть свои линейки, а для состоявшихся исследователей. Отсутствие у которых подобных публикаций как минимум настораживает.

И вот финиш: «В качестве входного билета в краткосрочный проект публикации в «хищных» журналах — высокая цена, однако для тех, кто сможет ее заплатить, это обещает окупиться в перспективе». Автор почему-то считает, что очередь в хороших журналах обязательно приведет к покупке публикаций в сомнительных изданиях.

Данная ситуация достаточно типична – далеко не все понимаю, что публикации в рецензируемых журналах должны быть систематическим явлением, а не разовой экстренной ситуацией.

В общем-то статья откровенно слабая, как раз-таки «мусорная», что очевидно любому специалисту. Но почему-то она получает распространение в профильном медиа-сегменте. Что ж – автору хайп удался, а содержание, видимо, волновало далеко не в первую очередь.

Текст «статьи»: https://www.vtimes.io/2021/04/10/granti-est-no-vi-derzhites-a4358
источник
Научно-образовательная политика
Система поддержки науки: новые и улучшенные механизмы (1/2)

Минобрнауки обнародовало проекты новых грантов, которые позволят достроить и донастроить сквозные механизмы поддержки ученых. Особый акцент сделан на научной молодежи.

220+218

Первый формат – стимулирование академической мобильности (аспирантов, научно-педагогических работников, ученых).

Данный грант четко интегрирован со Стратегией пространственного развития и мероприятиями по опережающему развитию приоритетных территорий. Формат заточен на трансфер технологий и создание интегрированных с высокотехнологичным бизнесом магистерских образовательных программ.

Требования приветствуют наличие уже действующей лаборатории по тематике гранта – здесь есть четкое сопряжение с мегагрантами и «лабораторными линейками» научных фондов. Очное присутствие ведущего ученого (руководителя научного проекта) должно составлять не менее 120 дней в каждом календарном году реализации проекта.

Грант суммой не более 60 млн руб. выдается на 3 года, причем организация-получатель должна вложить не менее 50% внебюджетных средств на последний год реализации проекта.

В результативность «вшиты» и научные и технологические требования: не менее 2 статей в Q1-Q2 или 1 патент (с вариациями) за первые 18 месяцев, не менее 4 статей и разработка не менее 1 технологии или не менее 1 вида высокотехнологичной продукции за 30 месяцев.

Требования к руководителям проектов разводит данный формат с конкурсами РНФ.

По форме и содержанию мы видим гибрид двух программ – мегагрантов и 218-го Постановления Правительства. Ключевыми действующими лицами здесь являются ведущие ученые – так что поддержка аспирантов здесь опосредованная (через квотирование привлечения молодежи). В итоге получится облегченная версия мегагрантов с акцентом на пространственное развитие и прикладные исследования и разработки. Плюс к тому – появляется возможность поддержку уже функционирующих лабораторий, созданных как в рамках мегагрантов, так и ряда других конкурсов.

Аспирантов в кандидаты

Второй формат – целевая поддержка аспирантов.

К соискателю гранта требования очень небольшие – всего лишь 1 статья в международной или всероссийской (РИНЦ) базе данных. Отдельно определены требования к научному руководителю – минимум 5 статей в WoS/Scopus за последние 5 лет, причем научрук должен быть сотрудником данной организации.

Требования по гранту достаточно скромные – минимум 1 статья в WoS/Scopus по итогам первого года, и не менее 2 по итогам второго. Также обязательно очное участие в конференциях, научных семинарах и симпозиумах. В данном случае «очное» означает, в первую очередь – не «заочное», а не требование к однозначному физическому присутствию (естественно, в нынешних условиях допускается онлайн-участие).

Важным условием предоставления гранта является оформление с аспирантом трудовых отношений – это является способом закрепления молодежи в науке.

Максимальный размер гранта – 1,2 млн руб. на 2 года.

Тратить средства можно почти любым способом, однако на зарплату аспиранта должно уходить не менее 276 тыс. руб. в год, а научного руководителя – не более 100 тыс. Нехитрая математика показывает, что аспирант, получив грант, сможет приобрести прибавку в 23 тыс. руб. (после вычета НДФЛ – 20 100).

Примечательно, что кандидат может подать сколько угодно заявок – тут можно варьировать темы и сочетания с научным руководителем. Но последний может выступать в таковом качестве только для двух подопечных.

В критериях отбора примечателен пункт об «Общественном признании», куда входят благодарности, грамоты и прочее. Есть четкое ощущение, что здесь же будет учитываться, например, и волонтерская деятельность.

По виду – это вариант бывшего «а» РФФИ, но чисто индивидуальный и для аспирантов. Ключевая задача понятна – «заякорить» аспирантов в науке и повысить процент защит. Этот формат будет хорошо сочетаться и с грантовой аспирантурой и с двумя молодежными грантами Президентской программы РНФ.

Подробнее: мобильность и аспиранты.
источник
Научно-образовательная политика
Система поддержки науки: новые и улучшенные механизмы (2/2)

Кандидатов в доктора

Третий формат должен создать стимулы молодым кандидатам наук (до 35 лет) для подготовки  докторских диссертаций.

Целей несколько – улучшить функционирование социальных лифтов в научно-образовательной сфере; закрепить молодежь в этой области; стимулировать подготовку новых молодых кадров.

Результаты должны быть следующие: не менее 2 статей в Scopus или Web of Science Core Collection за 18 месяцев реализации гранта и не менее 4 за 36 мес. В число показателей результативности также входят патенты и подобные им документы (для тех областей, где это применимо), количество выступлений на конференциях, а также количество проведенных учебных курсов.

Ключевых условий предоставления гранта два: обязательство представить в диссовет докторскую по итогам гранта, а также наличие у молодого кандидата наук педагогического стажа не менее 5 лет. Отдельно отметим – что организация должна оформить трудовые отношения с аспирантом. А это значит – грантовые средства пойдут на прибавку к зарплате (а по отношению к ней ведется системная работа, итогом которой станет определение гарантированного минимума.

Грант можно тратить почти на все – включая даже покупку специальной литературы (но не для формирования библиотечного фонда). А 20% можно использовать на оплату аутсорса сторонним организациям или физическим лицам.

Объем – не более 3 млн руб. за максимум 3 года и не более 1 млн в год.

В критерии отбора включен пункт о научном и педагогическом заделе научного руководителя и присутствует «Общественное признание».

В итоге мы имеем действенный инструмент для увеличения количества докторов наук, причем в некоторых случаях они все еще будут подпадать под категорию молодой ученый. Грант «заточен» под кандидатов в университетах – отсюда акцент на педагогические показатели. Аспирантам из научных институтов будет сложно соответствовать им. Радует и то, что 20% гранта можно потратить на тех же аспирантов или студентов, которые будут помогать будущему доктору наук в исследованиях.

Однако, есть существенная проблема – инертность мышления в научно-образовательной среде. Из советской реалий сохранилась теснота на карьерных лестницах, а также снобизм старшего поколения по отношению к «молодым да ранним». Сам по себе грант будет однозначно полезным – но вот не зарубят ли молодого соискателя докторской степени на этапе защиты, остается большим вопросом.

Два гранта – аспирантский и кандидатский – являются важными элементами сквозной системы поддержки молодых ученых, каркасом которой является Президентская программа Российского научного фонда.

Уже сейчас видно, что к грантам (как и всем мерам поддержки ученых – в частности, молодых) применяется системный подход. «Фондовая перестройка» снимает с повестки дня конкуренцию различных форматов поддержки, а на передний план выходят требования к преемственности и стадиального профилирования грантов.

Три новых гранта позволяют создать связки между уже существующими форматами. В итоге, после утверждения данных проектов грантовых конкурсов, а также окончательном оформлении конкурсов РНФ (в развитие идей линеек РФФИ), можно будет говорить о создании первой версии единой, комплексной, сквозной системы поддержки исследований и разработок. Она подвергнется пристальному изучению уже на данном этапе, однако большой блок выводов можно будет сделать только после проведения первых волн конкурсов – уже в 2022 году.

Подробнее: https://regulation.gov.ru/p/114990
источник
Научно-образовательная политика
На КЭФ объявили о создании первого климатического НОЦ

Сегодня на Красноярском экономическом форуме объявили о готовности включиться в борьбу за создание НОЦ мирового уровня.

Ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев поясняет: «Мы долго запрягали, но на самом деле всё это время системно велась работа. Губернатором было подписано соответствующее распоряжение, сформирован состав участников,  и мы обсуждали его идеологию, которая связана с приоритетами технологического развития индустриальных партнёров. Уже в процессе работы мы поняли, что та логика, которая заложена в конфигурации НОЦев нам не подойдёт – она носит догоняющий характер. Занимаясь модернизацией технологий, мы не придём качественному изменению жизни».

Качественные изменения, по мнению красноярцев, повлечёт сосредоточенность на экологической повестке, изучение изменений климата и углеродного следа. Правомерность выбранной темы подтверждается наличием соответствующего бэкграунда.  

Региональный директор компании «QS Quacquarelli Symonds» по России, Восточной Европе и Средней Азии Сергей Христолюбов:

«Научные труды СФУ в области изучения окружающей природной среды и изменения климата цитируются в 4.3 чаще, чем в среднем по миру. Но об этом мало, кто знает. Мы посмотрели данные и понимаем, что это за исследования, кто эти авторы и в сотрудничестве с какими университетами эти труды были написаны. Перспективы продвижения СФУ на глобальном рынке исследований по этой тематике оцениваем высоко».

Ректор СФУ продолжает: «Для того, чтобы объединить потенциал всех игроков, региону необходима платформа, которая позволяет проводить фундаментальные исследования различных экосистем и одновременно разрабатывать механизмы, позволяющие полученные данные о запасах и потоках углерода переводить в плоскость экономики в виде финансовых эквивалентов или преференций для наших предприятий. Такой платформой по нашему мнению может стать первый в Российской Федерации климатический НОЦ».

Деятельность НОЦ будет сконцентрирована на трёх ключевых направлениях:  
• научное обоснование возможностей лесов и почвы в поглощении углерода;
• разработка и внедрение доступных технологий для снижения углеродного следа предприятий промышленности и энергетики;
• создание сети карбоновых полигонов.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Hello, Русский мир!

Президент Владимир Путин обновил механизмы управления, а также состав коллегиальных органов фонда «Русский мир».

Надзорный орган – попечительский совет, высший – наблюдательный, исполнительный – правление. Все члены назначаются президентом.

В попечительский совет входят: Дмитрий Козак (замруководителя Администрации Президента) и 4 министра: Сергей Кравцов (Минпросвещения), Сергей Лавров (МИД), Ольга Любимова (Минкульт) и Валерий Фальков (Минобрнауки).

Наблюдательный совет
Председатель – Владимир Толстой (советник президента).
От Администрации Президента: Игорья Маслов, Игорь Неверов и Алексей Филатов.
От университетского сообщества: Алексей Варламов (Литинститут Горького), Николай Кропачев (СПбГУ), Виктор Садовничий (МГУ), Анатолий Торкунов (МГИМО),
От науки: Ольга Васильева (РАО),
От органов власти: Сергей Вершинин (МИД), Вячеслав Никонов (Госдума), Евгений Примаков (Россотрудничество),

Также в состав наблюдательного совета входят: Ольга Васильева (РАО), митрополит Иларион (Алфеев), Наталья Нарочницкая (Фонд изучения исторической перспективы), Михаил Пиотровский (Эрмитаж) и Маргарита Симоньян (Россия сегодня).

Правление фонда возглавляет Вячеслав Никонов. Также в его состав входят: Ринат Аляутдинов (МИД), Сергей Богданов (РГПУ им. Герцена), Татьяна Кортава (МГУ), Михаил Осадчий (Институт Пушкина), Павел Шевцов (Россотрудничество).

Стоит напомнить, что «Русский мир» был задуман как один из основных инструментов «мягкой силы» России (в т.ч., как партнёр Россотрудничества). В фокусе его уставной деятельности – продвижение и популяризация русского языка. Но надо сказать, честно: в последние годы фонд
«сдулся», и многие его акции проходят для «галочки». Надеемся, что «перезагрузка» руководства фонда вдохнёт в него должную мотивацию.
По итогу изменений – однозначно подтверждает свои международные функции Дмитрий Козак. Он становится кризис-менеджером самого высокого уровня, который работает по чувствительным и тонким сюжетам. Отдельно новыми красками начинает играть «украинский вектор», за который также отвечает Дмитрий Козак – языковой вопрос был одним из ключевых в текущем кризисе на востоке Украины.

Достаточно хорошо представлено университетское сообщество, хотя по логике вещей в состав наблюдательного совета просится представительство, например, РУДН. Вероятно, можно было бы также более активно привлечь дипломатов от парламента - Совета Федерации и ГосДумы. Они чаще многих других акторов мягкой силы умеют вести диалог с лоббистами-русофилами и русскоязычными диаспорами за рубежом.

Текст указа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104120042
источник
Научно-образовательная политика
По Доксе

Ребята уверенно шли к успеху. Они знали, что так будет. Нельзя целенаправлено, ангажировано и однобоко лить помои на российскую систему высшей школы и верить, что это всё в рамках закона.

Нет, не всё отлично в системе управления университетами.
Да, есть проблемы, которые надо обсуждать и решать.

Но обсуждая проблемы, надо предлагать решения. Огульная критика не помогает развитию, а служит разве что цели отчетов перед спонсорами.

Докса, конечно же, никакой не «Независимый студенческий журнал о современном университете».

О вузах Докса пишет только то, что в них плохо (а по ее мнению, плохо всё). Студенты в ленте Доксы - это только задержанные на митингах и хроника их задержания. Преподаватели в Доксе - всегда «жертвы режима».

Но современные университеты как и их студенты и сотрудники - это, в первую очередь, всё же про обучение, инновации, науку и исследования, жизнь кампуса, спорт, волонтерство.

Всего этого не было и нет в Доксе.

https://tass.ru/proisshestviya/11143233
источник
Научно-образовательная политика
Губернаторам на зачет

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новую методику оценки KPI губернаторов и региональных органов исполнительной власти. 19 из них относятся к прошедшему году, а еще 19 включают в себя показатели и на плановый период.

В научно-образовательном измерении, а также по траектории создания россиянина 2.0 интерес представляют следующие показатели отчетности за прошедший год: «Уровень образования» (методика расчета описана в Приложении №5), «Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» (№6), «Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью» (№7), «Цифровая зрелость» (№19).

Второй блок включает в себя те же индикаторы с плановым периодом в два года (с методикой расчета до 2030 года). Конкретные значения в основном вычисляются по темпам прироста или предзаданным показателям, закрепленным, как правило в нацпроектах.

По «Уровню образования» ответственным выступает Минпросвещения. В него входят следующие индикаторы: доступность дошкольного образования для детей от 2 мес. до 8 лет; доля населения от 15 до 21 года, охваченная образованием; доля рабочей силы (22 года и старше), имеющая профессиональное образование; доля населения (от 15 лет), прошедшая программы дополнительного образования.

Показатель по талантам также относится к ведению Минпросвещения. В него входят индикаторы: доля детей от 5 до 18 лет (17 включительно), охваченная программами дополнительного образования; доля детей и молодежи от 7 до 30(35) лет, у которых выявлены таланты; отдельно – доля тех, что получили господдержку. Показатель 2020 года будет рассчитываться с верхней границей в 30 лет, в следующие годы, вследствие расширения возраста молодежи, будет использована отсечка в 35 лет.

За показатель по добровольцам отвечает Росмолодежь. Исчисляется он в виде доли от населения, старше 7 лет. Примечательно новое понятие: «неорганизованное добровольчество (волонтерство)», которое характеризуется спонтанностью.

Здесь напрашивается аналогия с определением комбатантов в международном гуманитарном праве – там также есть подобная опция для населения, которое при приближении врага взялось за оружие. Возможно, связь здесь весьма неуловимая, но однозначно единство обоих характеристик с гуманитарным и гуманистическим измерением политики.

Индикаторы по «цифровой зрелости» разбиты на тематические блоки. По образованию выделено 5 показателей: доля учащихся с цифровым профилем; доля учащихся, которому даны рекомендации, с использованием данных из него; доля педагогов, получивших возможность использовать верифицированный цифровой контент; доля учащихся, получивших возможность бесплатного доступа к нему; доля заданий в электронной форме, проверяемых автоматизированным способом.

В новой версии губернаторских KPI заложено очень много показателей по развитию человеческого капитала. Важно, что все показатели результативности тесно интегрированы с нацпроектами второго поколения – таким образом, сформирована единая матрица развития страны на федеральном и региональном уровнях.

В целом же система оценки эффективности и результативности работы губернаторов намного шире – в KPI представлены только некоторые из показателей, причем те, что можно формализовать. Это, скажем так, базовая часть на «зачет».

Помимо этого, к губернаторам и их заместителям по «внутренней политике» предъявляется ряд требований по политическим вопросам – что связывается с результатами соцопросов и выборов.

Заметим, в не меньшей степени важной является оценка «по прорыву». Она предусматривает в себе активность губернаторов по научно-образовательно-инновационному форсированному развитию. Это неформальный, но крайне важный для Кремля показатель, который включает в себя создание центров (научных или научно-образовательных), поддержку участия расположенных в регионах университетов и научных инстиуттов в таких форматах (сюда же относится и «Приоритет-2030»).

Перечень показателей: http://government.ru/docs/41928/
источник
Научно-образовательная политика
Тимирязев и Плеханов одобрили бы

Бытуют дискуссии относительно негласного разделения вузов, подведомственных Минобрнауки и Минсельхозу. Привычные стереотипы разрушили РЭУ им. Г.В.Плеханова и РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева. Вчера ректоры Иван Лобанов и Владимир Трухачев обсудили вопросы стратегических направлений взаимодействия университетов.

По итогам встречи удалось достичь договорённостей о взаимном сотрудничестве по реализации программ высшего образования. В частности, стороны обсудили возможность открытия магистерской образовательной программы в области экологии и климата к набору в 2021-2022 учебном году в сетевой форме, что позволит использовать совместный ресурсный потенциал обеих образовательных организаций.

Еще одной темой диалога стали вопросы подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также выполнения прикладных научных исследований в области управления конкурентоспособностью отечественной пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья.

Научные исследования, проводимые в РЭУ им. Г.В. Плеханова силами кафедры «Товароведения и товарной экспертизы»,  НИИ «Качества, безопасности и технологий специализированных пищевых продуктов», НИИ «Продовольственной безопасности» в области создания новых продуктов питания с улучшенными свойствами, повышения сохраняемости пищевой продукции и сырья, выявления фальсифицированной некачественной и опасной продукции выступят основой для эффективного взаимодействия с РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева.

Совместная реализация образовательных программ РЭУ им. Г.В. Плеханова с старейшим высшим учебным заведением России в области аграрного образования, позволяет активнее использовать проектный метод обучения и подготовки выпускных квалификационных работ при использовании междисциплинарного подхода.

Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова специально для НОП:

«Учитывая развитие научно-исследовательской инфраструктуры двух вузов, наибольший интерес представляют междисциплинарные исследования, которые могут быть реализованы совместными творческими научными коллективами двух наших университетов, решая задачи продовольственного обеспечения страны: это отличный пример кооперации».
источник
Научно-образовательная политика
Политех Артеку

20 марта – 9 апреля в лагере «Артек» прошла смена «Мы – дети Галактики». За эти дни школьники погрузились в деятельность по научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям и уже сейчас смогут попробовать себя в одной из профессий будущего.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на этой смене
провёл тематическую образовательную программу «Умный город 4.0 (искусственный интеллект для беспилотного автомобиля)». Сотрудники Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ познакомят старшеклассников с технологиями построения автономного транспорта.

«Я выбрал это направление, потому что в будущем хочу стать специалистом с широким кругозором в сфере IT», – признается ученик 9-го класса Петербургской школы № 88 Иван Винярский.

В рамках программы школьники не только изучили теорию об устройстве и принципах построения беспилотных роботов и транспорта, но и приняли участие в практических занятиях – на них ребята провели эксперименты и создали элементы системы управления на основе малогабаритной модели беспилотного автомобиля. А в финале школьники в составе двух команд приняли участие в соревнованиях – автомобили проехали по заранее составленной участниками трассе.

«В первом этапе смены мы задействовали виртуальный симулятор, в котором школьники работают с виртуальной моделью: свободно экспериментируют с настройками и компонентами разрабатываемой системы управления, настраивают алгоритмы построения карт местности и навигации и проводят испытания в виртуальной среде. А на втором этапе ребята научатся отрабатывать полученные навыки с использованием физической малогабаритной модели автономного транспорта в свободно проектируемом пространстве, что позволит выполнить анализ и сравнение результатов, получаемых в виртуальной и реальной среде», – комментирует для НОП Георгий Васильянов, ведущий инженер Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ.

«К концу смены у школьников будет понимание, как работает беспилотный транспорт и автономный транспорт. Даже не все взрослые разбираются в этом, и для нас важно, что уже в школе у ребят есть возможность попробовать себя в будущей профессии и решить, куда они будут поступать. Именно такой и должна быть профориентация старшеклассников, и Политех стремится создать все условия для ее реализации», – рассказал НОП Дмитрий Тихонов, директор Центра профориентации и довузовской подготовки Политеха.
источник
Научно-образовательная политика
источник