Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 06
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Лига Европы

В России создана Новая лига университетов. Учредителями объединения выступили Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка), Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), Российская экономическая школа (РЭШ) и Сколковский институт науки и технологий (Сколтех). В будущем, как предполагают создатели, к ассоциации могут присоединиться российские и зарубежные университеты, «демонстрирующие приверженность лучшим практикам управления, высоким образовательным стандартам и передовым исследованиям, имеющим международное признание». Ассоциация объединяет «российские университеты нового типа, созданные на основе международных стандартов». Новая лига университетов «нацелена на долгосрочное партнерство с инновационными компаниями, государственными и негосударственными организациями».

В России в принципе немало университетских объединений – формальных и не очень. Есть универсальный Российский союз ректоров, существует Ассоциация «Глобальные университеты» (участники проекта 5-100) и ассоциация ведущих университетов («марочных»).

В Новой лиге объединились четыре очень особенных вуза. Это очень небольшие элитарные учебные заведения. За каждым стоит своя элитная группа – причем, как в научно-образовательном, так и в политико-экономическом измерении. Не обижена эта четверка ни особыми статусами, ни финансированием.

Задачи Новая лига университетов ставит амбициозные – сетевое сотрудничество (пока что друг с другом), отработка экспериментальных форм обучения, междисциплинарные исследования. В своих комментариях руководители университетов-учредителей лишний раз подчеркивали свой элитарный статус, выводя из своего размера и наличных преференций конкурентные преимущества, которые разовьются в рамках НЛУ.

Создание Лиги с подобной мотивацией идет в разрез со всеми стратегическими установками, что сейчас определяют государственную политику в сфере науки и высшего образования – акцент на регионы, доступность, гарантию качества, консорциумность. В противовес этому создается некий явно полузакрытый (несмотря на все заявления) клуб. Хотя, отметим, что желание именно этой четверки выступать единым фронтом понятна – существование каждого из членов зависит от элитных процессов значительно больше, чем более традиционных и крупных вузов.

С политической точки зрения претензий к Сколтеху совсем мало – разве что в теме понятной оторванности от финансовых и оргуправленческих реалий. РЭШ вообще редко упоминается в политических контекстах. Основные вопросы по общественно-политическим сюжетам адресованы, как правило, Европейскому университету и Шанинке. Именно они являются оплотом вольнодумства, впрочем – целиком следуя своему modus vivendi. Его очень емко описал ректор МВШСЭН Сергей Зуев: «Нас объединяет сама идея развития, идущая из глубины общей европейской культуры и европейских представлений о должном. Мы сейчас переживаем период, когда понятия развития, справедливости и свободы переживают свое переосмысление. И представления о том, что есть свобода, в том числе академическая свобода и тесно связанное с ней человеческое и институциональное развитие – это и есть глубинная ценностная платформа для нашей ассоциации».

Весьма громкое политическое заявление, которое четко дает понять, чьи идеи и представления продвигают и Шанинка, и Новая лига. НЛУ станет главным проводником системы ценностей не столько Европы, сколько западных элит, а заодно и евро-атлантической внешней политики в научно-образовательных процессах России.

Собственно, Лига изначально и не скрывая ставит себя в оппозицию – за экивоками экспериментов и инноваций вполне четко читается желание вылепить высшее образование и науку в России по европейским лекалам.

В итоге создание Новой лиги университетов усилит конкурентное и дискуссионное поле, хоть и в значительной степени шаг политический – и приурочен он явно к стартовавшей думской предвыборной кампании. Российские либералы (включая и радикальное их крыло) явно пытаются цементировать свои позиции по широкому кругу вопросов – в том числе, по научно-образовательным.

В тему о создании НЛУ: 1 и 2.
источник
Научно-образовательная политика
Кружковое движение МАДИ

МАДИ начинает «вовлекать» своих будущих студентов в профессию ещё со школы, именно поэтому в университете представлено обширное количество кружков для талантливых ребят.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ специально для НОП:


«Есть много профессий, которые традиционно находятся в фокусе общественного интереса. Они модны, престижны, трендовы, они постоянно на слуху. Они манят своим имиджем, привлекая абитуриентов, толком не понимающих, чем именно им придется заниматься.

А есть профессии совершенно другого плана, но они формируют экономику страны. Именно к такой категории можно отнести профессии, связанные с автомобильным транспортом и дорожным хозяйством.

Нам важно, чтобы ребята, поступающие в университет, приходили в инженерное дело осознанно – понимая, с какими задачами будут сталкиваться в процессе обучения, чем им придется заниматься по окончании вуза. Одним словом, имея глубокую мотивацию.

В этом процессе важную роль играют профильные кружки МАДИ для школьников, которые обеспечивают погружение ребят в выбранную специальность. Они готовят ребят к конструированию спортивных автомобилей, к исследованию свойств материалов, к непростой работе, связанной с промышленным инжинирингом. Кружковцы изучают тонкости профессии, открывающие им увлекательный мир инжиниринга – знакомятся с автономными транспортными системами, с цифровым управлением, с «умными» дорогами».

Подробнее: http://www.madi.ru/5367-profilnye-kruzhki-madi-obedinyayut-talantlivyh-shkolnikov.html
источник
Научно-образовательная политика
Ректорам, проректорам по ДПО

Настоятельно советуем принять участие:

https://t.me/laboratoria2030/237
Telegram
НОП - Лаборатория Непрерывного Образования
Уважаемые руководители системы ДПО в вузах

8 апреля 2021 года в 12:00 (мск) при поддержке и участии Минобрнауки РФ состоится вебинар «Итоги реализации мероприятий по обучению взрослых в 2020 году и перспективы на 2021 год».

Будут представлены результаты реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование» и проекта «Персональные цифровые сертификаты» нацпроекта «Кадры для цифровой экономики», а также их задачи и возможности в 2021 году. 
 
Участники: представители Минобрнауки (Департамент проектной деятельности), проректоры университетов, руководители и специалисты вузовской системы ДПО, а также эксперты в сфере специальных технологий непрерывного образования взрослых.
 
Программа вебинара прилагается.
 
Внимание! Для участия необходимо до до 10:00 8 апреля пройти регистрацию:
 
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd-bAjkU68mgba5wDqHpxLdOaxpAAy8XAZFLF2NWpK0UMErwg/viewform
источник
Научно-образовательная политика
Новый элемент Арктической стратегии

В России начнёт действовать комплексная программа социально-экономического развития Арктической зоны. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Программа по своему содержанию, логике и структуре должна будет полноценно и с минимальными коррективами вписаться в общероссийскую Стратегию социально-экономического развития, которую сейчас разрабатывает Правительство.

С точки зрения стимулирования деловой активности и инновационных процессов вопросов к документу не возникает. А вот наука и образование в Программе отсутствуют. Но отсутствие это «блестящее». Сейчас уже ни у кого нет сомнений в том, что исследования, подготовка кадров и новые технологии являются основой социально-экономического прогресса.

Программа социально-экономического развития АЗ направлена на реализацию части из тех идей, что заложены в «Стратегии развития Арктической зоны РФ» и в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». И там, и там научно-образовательные вопросы играют одну из главных ролей.

Поэтому именно данные стратегические документы являются референтными, а та же Стратегия научно-технологического развития не поименована в новой Программе по Арктике.

Однако, вопросы научно-исследовательского обеспечения и сопровождения социально-экономического развития все равно присутствуют в ней. Связаны они с подведомственным Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики «Восточным центром государственного планирования». Отметим, что это лишь самая практико-ориентированная страта научно-образовательного освоения и развития Арктической зоны.

На более высоком и системном уровне действует намного больше участников: Курчатовский институт и Росатом; научно-образовательные центры мирового уровня (как специализированный «арктический» «Российская Арктика» на базе архангельского САФУ, так и в виде значимых траекторий – как Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ с базой в ТюмГУ); научные центры мирового уровня; крупные научные институты разной подведомственности – например, ААНИИ; свою исследовательскую программу имеет и Минобороны.

Особенное звучание имеет пересечение арктических и цифровых вопросов – прорыв в АЗ РФ четко связан с новыми digital-технологиями. И здесь стоит отметить некоторую инерционность мышления ключевых игроков. В частности, по мнению НОП, тот же САФУ недостаточно вовлечён в задачи цифровой трансформации своего стратегически-важного региона, о чём регулярно говорит вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Развитие Арктической зоны очень тесно связано со Стратегией пространственного развития. И в этом смысле принципиально значимо пересечение двух геостратегических пространств – Дальнего Востока и Арктики. Этим территориям уделено особое внимание в новой Программе.

Вообще, Миндаль давно пора переименовать в «Министерство Фронтира» - уж слишком комплексные и специфические задачи оно решает. Но что важно – именно в Арктике (и в дальневосточной ее части) есть хорошее пространство для того, чтобы запускать новые большие проекты с нуля и в рамках полного инновационного цикла. Относительно Якутии об этом много говорил президент Российской академии наук Александр Сергеев после недавнего визита в республику.

Арктика – это комплексное окно вызовов и возможностей. Именно поэтому ее развитие никак не может быть уложено в один монументальный документ. Следовательно, именно в случае с Арктической зоной нужно всегда учитывать всю совокупность документов – только тогда становится ясно: к этому «окну» уже сейчас применяется системный и стратегический подход.

Текст Программы: http://government.ru/docs/41894/
источник
Научно-образовательная политика
​​Дайджест событий дня в российском ректорском сообществе

📌 Виктора Мажарова назначили и.о. ректора СтГМУ

Виктора Мажарова назначили исполняющим обязанности ректора Ставропольского государственного медицинского университета. До 2020 года он занимал пост министра здравоохранения Ставропольского края.

🎗 Президент России наградил ректора университета транспорта орденом Дружбы

«Ректор Российского университета транспорта Александр Климов награждён орденом Дружбы за большой вклад в подготовку и проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в городе Казани. Соответствующий указ опубликован на сайте Кремля», - говорится в сообщении.

🎓 Ряды российских студотрядов пополнят студенты РХТУ

Российский химико-технологический университет им. Менделеева (РХТУ) и Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.
«Возрождение богатой традиции студенческих отрядов поможет менделеевцам не только проявить свои личные и профессиональные качества, но и набраться практического опыта», — заявил ректор РХТУ им. Д.И.Менделеева Александр Мажуга.

📌 Вопросы подготовки кадров для АНХК обсудили в Иркутском политехе

Ректор Иркутского государственного технического университета Михаил Корняков предложил рассмотреть возможность погружения студентов в специфику производства Ангарской нефтехимической компании с первого курса.

💼 Ректор УлГПУ встретился с президентом Российского студенческого спортивного союза и генсеком Международной федерации межуниверситетского спорта

Стороны обсудили актуальные вопросы развития студенческого спорта как непосредственно в Ульяновском педагогическом университете, так и в Ульяновской области.
«Развитие студенческого спорта сегодня является особым направлением государственной молодежной политики нашей страны, – сказал ректор Ульяновского государственного педагогического университета Игорь Петрищев. – Студенческий спорт объединяет в себе как массовый спорт, так и спорт высших достижений».

👤 Заведующих кафедрами нового гуманитарного института выбрали в АлтГУ

«Заведующие кафедрами Института гуманитарных наук выбраны на год. Такой срок даёт возможность зарекомендовать себя. Это особенно важно, если говорить о новом институте АГУ, Институте гуманитарных наук. Именно в нём больше всего обновлений. Надеюсь, новые заведующие выстроят грамотную кафедральную политику», – пояснил ректор Алтайского государственного университета Сергей Бочаров.

🔖 В СВФУ рассказали об итогах 2020 года и наметили планы на 2021 год

«Этот год в университете объявлен Годом молодого исследователя. Действительно, прорывная наука — дело молодых. Но это не говорит о том, что ученые постарше будут стоять в стороне — они становятся наставниками для идейных, активных и амбициозных людей двигать науку к прорыву. С помощью молодых исследователей мы должны подтягивать ещё и студентов. Ведь вы — большая команда», — подчеркнул ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолий Николаев.

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Климатическая повестка окончательно стала важным каналом полуформальной коммуникации между Россией и США. Напомним, аналогичные механизмы хорошо представлены в области науки – например, в рамках сотрудничества РАН с Национальной академией наук США, а также в «космическом» взаимодействии.

https://t.me/kstati_p/13112
источник
Научно-образовательная политика
Руководители высокого ранга – люди очень занятые 👨‍💻. И все же они тоже хотят держать руку на пульсе – а для этого им нужна информация в сжатом и удобном формате. Так сложилось, что нишу удобных и оперативных дайджестов занял Telegram 📲. Тем не менее, многие ректоры до сих пор не воспринимают его так же, как, например, крупные газеты, радио или телеканалы 📹. И напрасно, ведь сегодня руководители любого ранга – ректоры ведущих университетов, губернаторы, главы федеральных ведомств и даже вице-премьеры – с удовольствием дают интервью Telegram-каналам.

Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов в рамках Медиалаборатории 2035 проводил мастер-класс, где рассказывал, как ректорам вести коммуникации и выстраивать работу пресс-службы, чтобы всегда оставаться в тренде.

Ведь сегодня ректор перестал быть только связующим звеном между вузом и чиновниками, для успешного продвижения интересов вуза нужно менять подоход к внешним коммуникациям. Как это сделать - читайте в нашем материале.
источник
Научно-образовательная политика
На базе Кабардино-Балкарского государственного университета прошла стратсессия, которую организовал Олег Лешуков, руководитель Лаборатории "Развитие университетов" Института образования НИУ ВШЭ.

В рамках стратсессии были обсуждены конкурентные преимещества КБГУ, одного из самых "крепких" вузов на Северном Кавказе. В рамках стратсессии детально ознакомились с работой университета, а также поднялись на Эльбрус.
Без всякого сомнения, КБГУ это ведущий университет с очень дружной командой и поддержкой руководства республики, отличной материальной базой и массой направлений, по которым вуз выглядит сильнее многих "соседей" по СКФО.
В мероприятии принял участие Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России, который в формате открытого разговора с молодёжью КБР рассказал о системе поддержки молодых учёных по линии Минобрнауки РФ.

В рамках стратсессии также прошла встреча с Председателем правительства КБР Алием Мусуковым, на которой были обсуждены новые прорывные инициативы КБГУ в области цифровых компетенций, оздоровительного туризма и реабилитации.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
С коллегами из Института образования Вышки прокачали КБГУ (и поднялись на Эльбрус!).

Кто бы что не говорил, но визионерская мысль и глубинное понимание задач и механики развития вузов в Инобре несравнимо выше, чем в любом другом российском think tank. Время "взрывания мозгов" ректоров это сильно устаревший подход (для массовых вузов уж точно), при всем уважении к великим коллегам (Андрей Евгеньевич, без обид! Но - так).

Теперь - один день отдыха и семинар АНО "Россия -страна возможностей" в Сириусе.
Комиссаров,Гужеля и Коляда доверили главную пленарку и трек по коммуникациям вузов.
Зажжём!
В Сочи 9-10.04 - сотни ректорских команд и Алексей Комиссаров, Елена Шмелёва,  Петр Кучеренко..
источник
2021 April 07
Научно-образовательная политика
@edstats@edstats для НОП @scienpolicy

@scienpolicy

Компания Zoom ограничила российский госсектор, который больно ударит по образованию. Наверняка, такая ситуация связана с усилением давления западных стран и введением дополнительных санкций против России.

На самом деле, это довольно омерзительное поведение, которое иллюстрирует картину, когда хотят наказать или преподать урок политической элите, а бьют по обычным людям, которые уже привыкли к определенным инструментам, а государство в разгар дистанта вложило деньги в разработку, внедрение и постоянное администрирование таких проектов. С грехом пополам страна выкарабкалась из пандемии и изоляции, при этом уже с внедренным дистантом, требованиями для регионов по цифровизации и на степень увеличила IT-образованность страны.

С другой стороны, у Zoom есть отечественные аналоги, разработанные нашими крупными государственными и частными IT-компаниями. Речь идёт не только о крупных корпорациях, но и быстро развивающемся EdTech-рынке, который уже давно в коммерческих целях активно развивает и внедряет на массовый рынок по всем регионам страны свои технологии, в особенности, коллективную видеокоммуникацию лектора с аудиторией, электронную запись и выполнение образовательных функций по контролю и работе с учениками.

Всё это научились эффективно внедрять в мелкие и крупные компании, структурные подразделения (хоть и не без гаечного ключа), департаменты и ведомства в авральном порядке, настильно и, как показывает опыт, вполне себе жизнеспособно. Мы с вами прекрасно знаем примеры, где этому процессу сопротивляются ввиду своей географической удалённости, взглядам на жизнь, экономическим причинам и возрастному фактору.

Остаётся пожелать всем попавшим в такую неловкую ситуацию, спартанского смирения, открытости к новым технологиям и быстрой цифровой трансформации, которую мы все ждём. А для ленивых, мы скоро сделаем материал, в котором расскажем о том, как можно эффективно заменить Zoom без потери функциональности, времени и нервов.
источник