Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 February 18
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Финно-угорский тандем

Институт системного программирования им. В.П. Иванникова и Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева заключили соглашение об организации консорциума «Языки и этногеномика финно-угорских народов». Документ подписали директор ИСП РАН Арутюн Аветисян и ректор университета Сергей Вдовин.

В состав консорциума также вошли Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева и Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Соглашение заключено на десять лет в рамках участия в общероссийской программе «Приоритет-2030», направленной на поддержку высших учебных заведений.

Участники консорциума планируют заняться развитием корпусов мордовских диалектов разных периодов, их осмыслением, анализом и созданием морфологических анализаторов. Все это станет основой для создания аудиословарей и обучающих платформ.

Работы будут вестись на платформе ИСП РАН Lingvodoc. Следующим этапом могут стать программы автоматического перевода, системы распознавания орфографии и синтезаторы речи.

Наряду с филологами и программистами в работе консорциума будут участвовать генетики. Они займутся лабораторным анализом полных геномов, широкогеномных панелей, обширной панели маркеров Y-хромосомы и фармакогенетически значимых ДНК-маркеров в популяциях Мордовии и смежных территорий.

Кроме того, будет проведен биоинформатический анализ полногеномных и широкогеномных данных. Наглядным результатом этих исследований станет создание картографического атласа генофондов по различным панелям.

«Сотрудничество с научно-образовательными организациями Мордовии станет важным направлением работы ИСП РАН с региональными вузами и будет способствовать вовлечению студентов в исследовательскую деятельность. У нас уже есть Лаборатория системного программирования в Новгородском госуниверситете, в прошлом году открылась Лаборатория в Орловском, а в январе мы заключили соглашение с питерским Политехом. Такое сотрудничество очень важно, и я надеюсь, что оно будет развиваться и дальше», – подчеркнул Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН в разговоре с НОП.

«Это большое событие для нашего вуза. Главной целью данной научно-исследовательской коллаборации мы видим глубокую интеграцию вуза в финно-угорскую научную тематику и формирование востребованных научных результатов», – отметил Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П. Огарёва, специально для НОП.

Исследования в области лингвистики ведутся в ИСП РАН почти 10 лет. В 2012 г. в рамках проекта с Институтом языкознания РАН и Томским государственным университетом началась разработка кроссплатформенной системы Lingvodoc, предназначенной для совместной многопользовательской документации исчезающих языков, создания многослойных словарей и научной работы с полученными звуковыми и текстовыми данными. В настоящее время Lingvodoc используется лингвистами из 29 вузов и НИИ.

С 2019 г. в ИСП РАН действует лингвистическая лаборатория под руководством д.ф.н. Юлии Норманской. В области биомедицины институт участвует в создании научного центра мирового уровня с Сеченовским университетом и другими партнерами, а также ведет ряд медицинских проектов.

Мордовский университет является лидером международных ассоциированных финно-угорских университетов. В вузе создан Информационно-ресурсный центр «Наследие культур финно-угорских народов», действует научный центр финно-угроведения. Издается научный журнал «Финно-угорский мир».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2021 February 19
Научно-образовательная политика
Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка

Мы всегда говорили, что дистанционное обучение никогда не заменит очное.

Мы много общаемся с учителями, директорами и региональными министрами, и, когда мы в марте услышали, что у многих регионов нет никаких инструментов для обучения детей, для того чтобы каждый ребёнок успешно завершил обучение, мы совершенно бесплатно в кратчайшие сроки предоставили возможность школьникам и учителям в 23 регионах использовать платформу в образовательном процессе. 

Конечно же, это потребовало колоссальной концентрации и мобилизации всей команды Сбера, личной вовлечённости губернаторов, региональных министерств и, главное, учителей. 

Я совершенно убеждена, что никакой цифровой сервис не сможет заменить учителя, эта профессия остро востребована сейчас и останется такой в будущем. 

Мы уделяем большое внимание поддержке учителей. Для учителей, которые работают на СберКлассе, мы обеспечиваем постоянную техническую и методическую поддержку, проводим обучение по специальной лицензированной программе повышения квалификации.


https://ug.ru/marina-rakova-sut-obrazovaniya-vzaimodejstvie-obuchaemogo-i-nastavnika/
источник
Научно-образовательная политика
🔬 "Год науки" шагает по России. Сопредседатели Оргкомитета по его проведению — вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник Президента Андрей Фурсенко провели первое публичное заседание, в ходе которого утвердили план основных мероприятий, "тематики" по месяцам и определили оператора года, которым выбрано АНО "Национальные приоритеты" Софии Малявиной.

🔺Официальным сайтом мероприятий Года науки (также как и нацпроекта "Наука") в 2021 году будет портал ГОДНАУКИ.РФ, который разработан студией Артемия Лебедева и станет главной "научной" информационной площадкой страны в 2021 году.

🔺АНО "Национальные приоритеты" назначено оператором проведения организационных и информационных мероприятий года, а также возьмётся за экспертное обеспеченнее реализации всего запланировано для популяризации отечественных исследований и исследователей.

🔺Определены тематики каждого конкретного месяца в рамках Года Науки-2021 (это, кстати, нетипичный подход, который ранее никем не практиковался):

март будет посвящен "Новой медицине";
апрель — "Освоению космоса";
май — новым вызовам и угрозам в сфере безопасности,
в июне Год Науки пройдет под эгидой "Новых производственных технологий и материалов";
в июле главной станет весьма сложная для понимания тема "Связанность территорий и освоение пространств";
в августе сделают упор на "Климате и экологии";
сентябрь —  месяц "Генетики и качества жизни";
октябрь — "Энергетика будущего";
ноябрь отдадут "Искусственному интеллекту",
а декабрь — комплексной теме под многозначительным названием "Человек, природа, общество и технология".

Заниматься реализацией утвержденного плана мероприятий будут рабочие группы экспертного уровня, которые, наряду с крупными чиновниками (например, авторитетным Александром Смирновым из Администрации Президента), возглавят также представители бизнеса (Александр Шохин из РСПП).

Короче, как утверждают собеседники @maydecree "Год Науки обещает быть крутым".  Надеемся и ждём не только грамотного информационного сопровождения всех запланированных мероприятий, но и реального эффекта для отечественной науки, которая, несмотря на колоссальные финансовые вливания последних лет, всё ещё отстает в сфере конкретных и прикладных разработок от лучших зарубежных практик.
источник
Научно-образовательная политика
Деньги влекут в науку

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил два аналитических материла. Сегодня опубликовано исследование об объеме финансирования науки, а чуть ранее вышел материал о привлекательности науки как сферы деятельности.

Ассигнования на гражданскую науку предусмотрены в составе 35 госпрограмм, их общий объем составит 563,5 млрд руб. Значительный объем ассигнований на гражданскую науку аккумулируется в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (258,6 млрд руб., или 45,9%).

В 2021 году ассигнования на гражданскую науку по непрограммным направлениям деятельности составят 988,4 млн руб., при этом 618 млн руб. (62,5%) планируется направить на финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов, 266,2 млн руб. (26,9%) – в области образования; 103,9 млн руб. (10,5%) – на фундаментальные исследования.

В России совокупное финансирование научно-исследовательских проектов с 2014 по 2019 год возросло в 2,7 раза – с 12,5 до 34,7 миллиарда рублей. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на Минобрнауки. В 1,3 раза увеличилась доля поддержанных научно-исследовательских проектов. Грантополучателей за четыре года стало больше примерно на 43 процента, в том числе ученых в возрасте до 39 лет (число молодых ученых, получивших гранты, выросло на 60 процентов). Выросла и доля молодых исследователей – получателей финансовой поддержки по отношению к общей численности молодых ученых до 39 лет в России. С 2014 года она увеличилась на 15,3 процента.

И в этих вопросах, как всегда, мы попадаем в ситуацию с тремя слепыми, описывающими слона.

Статистика подсказывает, что денег на науку выделяется достаточно много. Зарплаты в сфере растут, ее привлекательность повышается – и это способствует привлечению молодежи. Доля респондентов, приветствующих выбор научной карьеры своими детьми, в 2016–2019 гг. увеличилась с 32 до 62%.

Привлекательность работы в науке растет под влиянием комплекса факторов. Один из них – повышение оплаты труда научных работников и, как следствие, изменение сложившегося еще в период экономических потрясений 1990-х годов стереотипа о низкой зарплате ученых.

«Проявляется безусловная связь между интересом к науке как сфере профессиональной деятельности и уровнем инвестиций в эту сферу», – отметил для «Российской газеты» первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.

Для молодежи ключевым фактором выбора карьеры является зарплата. А раз так – то рост популярности научной стези явно связан с появлением финансовых перспектив. Важным фактором стали и «майские указы», и более точечные форматы поддержки.

С другой стороны, актуальной становится проблема соотношения усредненных данных с реальностью дохода конкретных исследователей. Здесь важно отметить, что восприятие ситуации в сфере исследований и разработок опирается как на общие наблюдения (а на уровне статистики доходы однозначно растут), так и на более субъективные впечатления – о реальных зарплатах узнают от друзей и знакомых. Кейс Анастасии Проскуриной выявил некоторые парадоксы в формате исполнения «майских указов» - все стороны всё, что надо сделали, а у конкретного ученого зарплата прискорбно низкая.

Конкретика – это третье измерение восприятия. О кейсах перегибов сейчас становится известно много и быстро. В итоге может сложиться впечатление о системности проблем. Хотя тех, кто действительно приобрел в зарплате значительно больше.

Как раз то, что молодежь (для себя) и родители (для своих детей) более активно рассматривают науку как сферу профессиональной деятельности и показывают, что, с системной точки зрения, ситуация действительно хорошая. Не отличная – потому как есть проблемы, но уж точно не катастрофически плохая, каковой ее регулярно пытаются представить.

Материалы: статья в Российской газете, бюллетени ИССЭЗ НИУ ВШЭ о финансировании и привлекательности науки.
источник
Научно-образовательная политика
Наталья Починок, ректор РГСУ, специально для НОП

Не знаю какая погода в Якутске в середине марта, но вижу точно будет жарко! Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» 18-19 марта соберёт в СВФУ @svfunews в Якутске весь опорный пояс образовательного и научного сообщества, руководителей территорий, институтов развития.

Евгений Сжёнов @szhenov, удостоверившись off-line, что Российский государственный социальный университет реально на 100% цифровой,  бесшовно интегрированный в государственный маркетплейс рынка труда Работа в России, позвал лететь в Якутск и делиться опытом с коллегами.

Хочу на площадках Форума также обсудить идею поддержки индивидуальной траектории развития (обучения + воспитания) женской половины студенчества. Ведь университеты не только должны увидеть и раскрыть профессиональные таланты для успешной карьеры, но и идеологически пропитать национальными целями демографии и социальной политики в целом)😉 Для меня лично это важно, так как две трети студентов РГСУ девушки.

Кстати, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности  «Сенежа» @senezh_rsv и команда РСВ @stranavozmojnostey уже продвигают эту тему всерьёз и провели несколько образовательных треков для женщин - лидеров!
@svfunews в Якутске весь опорный пояс образовательного и научного сообщества, руководителей территорий, институтов развития.

Евгений Сжёнов @szhenov, удостоверившись off-line, что Российский государственный социальный университет реально на 100% цифровой,  бесшовно интегрированный в государственный маркетплейс рынка труда Работа в России, позвал лететь в Якутск и делиться опытом с коллегами.

Хочу на площадках Форума также обсудить идею поддержки индивидуальной траектории развития (обучения + воспитания) женской половины студенчества. Ведь университеты не только должны увидеть и раскрыть профессиональные таланты для успешной карьеры, но и идеологически пропитать национальными целями демографии и социальной политики в целом)😉 Для меня лично это важно, так как две трети студентов РГСУ девушки.

Кстати, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности  «Сенежа» @senezh_rsv и команда РСВ @stranavozmojnostey уже продвигают эту тему всерьёз и провели несколько образовательных треков для женщин - лидеров!
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Счетная Палата: проект повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов 5-100 (2013 г.) не достиг своих целевых показателей.

Проект предполагал вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 г., однако по итогам прошлого года не один из 21 вуза-участника (ВШЭ, МФТИ, РУДН, вузы Казани, Новосибирска, Томска и др.) не попали в первую сотню институциональных рейтингов университетов (ARWU, THE и QS).
В Счетной Палате отметили, что доля российских публикаций в ведущих мировых научных изданиях растет, однако отметили, что проект способствовал усилению концентрации господдержки в относительно небольшой группе вузов-участников, а равноценная поддержка другим категориям российских университетов не оказывалась.

В Миннауке отметили, что недостижение целевых показателей связано с падением курс рубля и сослались на демографический спад, который обусловил существенное снижение числа поступающих.
В то же время в ведомстве отметили, что значимым достижением проекта стала работа по диверсификации источников финансирования университетов. Доля внебюджетных средств, полученных от научно-исследовательских и конструкторских разработок университетов-лидеров превышает 50%.

Осуществлена качественная трансформация университетов на основе ориентации развития определенных секторов экономики и регионов.
источник
Научно-образовательная политика
Алексей Кудрин, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ, почётный профессор НИУ ВШЭ, д.э.н.

Председатель Счётной палаты РФ

Вышел отчет "Счетная палата Российской Федерации о Проекте 5-100". Хочу обратить особое внимание на несколько принципиальных моментов.

Первое. Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным системным изменениям. Втрое, с 15 до 51, увеличилось число наших университетов в международных институциональных рейтингах ARWU, THE и QS. Восемь вузов-участников Проекта 5-100 вошли в первую сотню мировых предметных рейтингов, заняв в них 16 позиций. Подчеркну, что речь даже не о рейтингах, а о том, что произошел качественный, а не количественный сдвиг.

Второе. Проект 5-100 существенно усилил университетскую науку, без чего продвижение в мировых рейтингах просто невозможно.

Третье. Программы академического превосходства – это признанный инструмент развития научных и образовательных систем. Такие программы реализуются в Китае, Германии, Японии и десятках других стран и, как правило, они рассчитаны на длительные сроки и требуют серьезного финансирования, большего, чем предполагал проект 5-100.

Проект 5-100 обеспечил ряд условий для запуска новой программы академического лидерства, которая обязательно нужна нашей стране.

В отчете о мероприятии дали соответствующие рекомендации. Движение в верном направлении началось, необходимо наращивать усилия!
источник
Научно-образовательная политика
Друзья, завтра вечером, с 20:00, в clubhouse устроим бодрый разговор про университеты, немножко школы, молодёжь в них и около. Будем ли критиковать молполитику? Конечно! Но весело, как и положено субботним вечером.
Мы и Колей Бажитовым (Институт молодёжи) рассчитываем на уютную компанию Саши Бугаева , Андрея Платонова и Матвея Навдаева (Росмолодёжь), Сергея Шатунова (Минпросвещения), Паши Красноруцкого (РСМ), Миши Балыхина (ректор МГУПП).
И вы - приходите!
Комнату уточним сегодня.
источник
Научно-образовательная политика
Коллектив "Научно-образовательной политики" поздравляет с днём рождения Андрея Рудского, ректора Петербургского политеха.

В вузовском сообществе нет человека, который бы сказал что-то неуважительное об Андрее Рудском.

Академик РАН, прекрасный руководитель, настоящий хозяин в своём университете.
А ещё Рудской - великолепный, очень обаятельный оратор, и в самом лучшем смысле государственный человек.

Ректор, у которого день рождения совпадает с днём рождения вверенного университета. С этим мы отдельно поздравляем весь коллектив и студентов Политеха, отмечающих сегодня 122 года со дня основания этого великолепного университета!

Рады, что дружим и работаем в одной команде!

Для НОП Андрей Рудской - настоящая ролевая модель хорошего ректора.

Андрей Иванович, с днём рождения!
источник
Научно-образовательная политика
Стратегии внедрения

Заинтересованность бизнеса в инновационных технологиях в очередной раз подтвердилась на встрече представителей АО «ОХК «УРАЛХИМ» и руководства Московского государственного университета пищевых производств.

В ходе встречи обсуждалось создание единой акселерационной площадки, ставящей перед собой задачи профориентации, образования и научных исследований.

«В формате акселератора мы планируем реализовать «прокачку» молодежи - от школьников до выпускников и действующих работников, прежде всего, Уралхима.

Реализация этой работы планируется в рамках федеральной инновационной площадки МГУПП, центральным ядром которой станет Инжиниринговый центр университета. Именно он сможет оценивать инновационные проекты, стартап-команды, бизнес-партнеров, в том числе и Уралхима.

В рамках акселератора будут формироваться единые команды с выходом на готовый бизнес с финансовой поддержкой от государства, бизнес-партнеров и инвестициями от венчурных фондов,»
- рассказал НОП Михаил Балыхин, ректор МГУПП.

Первые темы рамочных соглашений для совместного участия в государственных конкурсах и проектах уже определены.

«Группа компаний Уралхим в ближайшее время планирует производить изолят белка из гороха и построить завод, на пике мощности которого будет производится 11 тысяч тонн горохового белка.

Университет предложил свои партнерские возможности по разработке рецептур и по внедрению горохового белка на российский рынок, в т.ч. для ингредиентных компаний, которые со своей стороны смогут оценить характеристики продукта и дать комментарий по его совершенствованию, улучшению и модификации в зависимости от его применения.

Следует отметить, что при производстве горохового белка создается большое количество отходов, в десятки раз превышающее количество самого продукта.

Как и у любого социально-ориентированного и ответственного производителя в группе компании Уралхим есть потребность в обработке и переработке данных видов отходов. Университетом была предложена схема по производству разлагаемой упаковки с программируемым сроком из отходов производства как возможный дополнительный бизнес в рамках проекта по гороховому изоляту,
» - дополнил ректор МГУПП.

В встрече приняли участие и представители компании 3D bioprinting solutions (ГК Инвитро). 3D bioprinting solutions несколько лет занимаются 3D-принтингом в мясном направлении. Изначально они выходили на рынок с большим проектом, который всё ещё продолжается, - 3D-принтинг человеческих органов для пересадки.

На сегодняшний день они работают не только в этой области, но и в разработке технологий 3D-печати и картриджей с наполнителями для печати органического кальмара из растительного сырья; печати наггетсов в сети фастфудов, частично из органического сырья, частично из мясных клеток.

«МГУПП уже давно и успешно разрабатывает как сами пищевые принтеры, так и технологические карты для пищевой 3D-печати, поэтому встреча с представителем группы компании Инвитро 3d bioprinting solutions была особенно интересна для обеих сторон. Представителей компании 3d bioprinting solutions заинтересовали разработки МГУПП по созданию клеточного мяса и альтернативным способом его получения,» - отметил Михаил Балыхин.

Встреча в МГУПП продемонстрировала многоплановость развития вуза и его технологий, а также, что университет явно претендует на роль базовой площадки кооперации профильных министерств, партнёров, бизнеса и науки.
источник
Научно-образовательная политика
Бури просвещения

В информпространстве тема «просветительских» поправок в ФЗ «Об образовании» продолжает оставаться одной из самых горячих по научно-образовательному сектору.

На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке принято решение дать добро на принятие законопроекта во втором чтении. Из существенных корректив две:
1.  к участникам просветительской работы также отнесено государство и органы госвласти;
2.  заключение договоров с иностранными организациями предлагается вывести на уровень Минпросвещения и Минобрнауки.

Ход обсуждений и позиции обеих сторон емко изложены в «Коммерсанте». Мы же еще раз акцентируем внимание на два смысловых блока законопроекта.

Первый – введение понятия «просветительская деятельность». Сейчас оно отсутствует в российском правовом поле. Эта деятельность четко вынесена за рамки образовательных программ. Стоит согласиться с авторами законопроекта – действительно, четкая характеристика просветительских активностей необходима. Иначе сложно препятствовать деструктивным инициативам, и поддерживать конструктивные.

Второй – международное сотрудничество. В функционал профильных ведомств предлагается отнести координацию участия образовательных организаций в трансграничных взаимодействиях. Это логично – учредитель должен обладать возможностью в определенных рамках влиять на работу своих подведов.

Особенно бурную реакцию вызвал именно пункт о том, что необходимо согласовывать все международные договоры (кроме тех, что касаются обучения иностранных студентов) со своим учредителем. В ходе обсуждения на Комитете подтвердилось: эти вопросы мало касаются школ, в основном они затронут университеты и научные организации. В итоге предложено вообще заключать их от лица профильных ведомств.

Представители научно-образовательного сообщества громко высказывают опасения, что подобные форматы приведут к избыточной бюрократизации процесса, постоянным пробуксовкам ипоставят под вопрос любые международные контакты.

По содержанию законопроект четко распадается на два указанных блока. Конечно, было бы логичнее запустить две инициативы и не увязывать их в пакет.

В итоге многие представители научно-образовательного истеблишмента сразу заняли привычную позицию жертвы – власть якобы делает все возможное, чтобы усложнить жизнь и извести под корень всю отечественную науку и образование. В реальности, конечно же, ситуация иная.

Основным мотиватором внесения законопроекта стала борьба с иностранным вмешательством, а совсем не наука или образование. Идея авторов проста – под видом просвещения при финансовой поддержке западных НКО проходит активная пропаганда проектов, которые де-факто разваливают науку с России. В первую очередь, способствуя утечке кадров из страны. Отсюда необходимость ввести определение и механизмы контроля.

Также понятно, почему особенно инициаторов законопроекта интересует именно международная деятельность – они составляют ядро тех парламентариев, что целевым образом занимаются различными вопросами вмешательства в дела России из-за рубежа. Хотя, конечно, с Российской академией наук все равно стоило и стоит впредь советоваться. Если борьба с просветителями превратится в жесткую охоту на со стороны государства – для науки и имиджа России точно ничего хорошего не будет. Это нужно понимать в первую очередь – исполнительной власти.

Пока трудно представить, как будет реализовано получение заключений, например, Минобрнауки на все многообразие соглашений вузов или научных институтов с иностранными партнерами. Или процесс подписания договоров, где одной из сторон будет выступать Минобрнауки.

По текущим настроениям в верхушке научно-образовательной элиты можем сделать вывод – ведомства скорее всего займутся простым учетом, мониторингом договоров, проводя простую экспертизу на то, чтобы в них не было чего-то антиконституционного. А полномочия по международным взаимодействиям перезакрепят в новой форме за ректорами университетов и директорами институтов.

Так что ничего особенно страшного в законопроекте нет.

Подробнее: статья в Комммерсанте и документы по законопроекту.
Коммерсантъ
Просветительский абсолютизм
Вызвавший масштабную критику законопроект о просветительской деятельности в РФ может быть принят Госдумой во втором чтении без принципиальных правок, на которых настаивали представители российской науки и культуры, а также рядовые граждане. Таково решение профильного комитета парламента. Депутаты в среду, 17 февраля вновь объяснили свою позицию необходимостью «противодействия западным государствам по вмешательству в наши внутренние дела». Это вызвало недоумение оппонентов, которые возразили, что, таким образом, «противники России занимаются просвещением, а сторонники должны его придушивать». Вице-президент РАН Алексей Хохлов в разговоре с “Ъ” возмутился, что никто «даже не подумал обсудить текст законопроекта с Академией наук», тогда как речь идет об уставной для нее деятельности. Однако в Госдуме уверены, что нужно сначала принять инициативу, а потом решить, что конкретно делать с просветительскими организациями.
источник
Научно-образовательная политика
Плехановский-114

Сегодня исполняется 114 лет со дня основания одного из ведущих экономических университетов страны - РЭУ им. Г.В. Плеханова.

«Наша задача, чтобы Плехановский университет стал мировым центром науки и образования. И у нас всё для этого есть». (Ректор Иван Лобанов)

«Сегодня Плехановский университет занимает ведущее место в числе российских вузов. Сохраняя верность традициям – остаётся в тренде. Активно внедряет передовые IT-технологии, инновационные и педагогические методики, современные образовательные программы. Диплом выпускника РЭУ – признанный знак качества высококвалифицированного специалиста. Такие кадры востребованы всегда и везде. И на государственной службе, и в бизнесе, и в науке». (Вице-премьер Дмитрий Чернышенко)

«Сегодня перед вашим вузом стоят новые задачи – участие в национальных проектах, национальных целях, которые определил Президент Российской Федерации. И успешному выполнению этих задач нужны сильные специалисты. Подготовленные и готовые выполнять эти задачи». (Вадим Егоров, заместитель директора Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства РФ)

«Хочу поблагодарить за то, что в тяжёлое время пандемии вы сумели обеспечить должный необходимый уровень организации учебного процесса – университет ни на минуту не прекращал свою работу. Желаю вам новых научных достижений, здоровья и благополучия». (Заместитель Министра науки и высшего образования Пётр Кучеренко от имени министра Валерия Фалькова)

«Одна из самых важных задач – сблизить вуз и реальных работодателей, что бы стандарты образования менялись как можно быстрее и способствовали подготовке специалистов по компетенциям необходимым ведущим университетам мира и мировым компаниям. Наша стратегическая задача – сохранить и преумножить высокий авторитет РЭУ. В добрый путь к новым творческим победам». (Сергей Чемезов, председатель попечительского совета РЭУ)

Редакция НОП присоединяется к поздравлениям и желает ректору и всему коллективу и студентам РЭУ успехов в образовании, науке, инновациях, а также прорывном экономическом развитии России.

Поздравления Плехановскому университету: https://www.rea.ru/ru/news/Pages/114-prazdnichnyj-uchenyj-sovet.aspx
источник
2021 February 20
Научно-образовательная политика
Алексей Медведев, заместитель министра науки и высшего образования, сегодня, в рамках визита в Тюмень по вопросам деятельности Западно-Сибирского НОЦ, посетил ТюмГУ

https://t.me/tyumen_science/2359
источник
Научно-образовательная политика
Кадры для транспорта

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 255-р была утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, о Концепции специально для НОП:

«Принятая Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса является, на мой взгляд, важным документом. Его актуальность и своевременность бесспорна и связана с целым рядом факторов.

Во-первых, это значение транспортной отрасли для России – его сложно переоценить. Сегодня это одна из важнейших отраслей, влияющая на развитие реального сектора экономики. Причем отрасль быстро развивается, трансформируясь и меняя привычные рамки. В этих условиях выработка концептуального подхода к ее кадровому «портрету» приобретает особое значение.

Кроме того, и это тоже нельзя не упомянуть, транспортная отрасль сейчас не лучшим образом обеспечена кадрами с высшим образованием. И это второй существенный момент, тормозящий эффективное развитие, не позволяющий ставить задачи «на опережение».

В-третьих, на наших глазах идет цифровизация отрасли. Цифровые технологии уже пронизывают управление на транспорте, организацию перевозок, обеспечение безопасности участников дорожного движения. Вместе с тем, итоги цифровизации во многом зависят от качества обучения кадров, от их готовности работать в digital-среде.

Все сказанное обуславливает необходимость модернизации системы транспортного образования. И положения, заложенные в Концепцию, полностью перечисленные моменты учитывают.

Следует отметить, что МАДИ, наряду с другими транспортными вузами, подведомственными Минобрнауки РФ, де факто уже идет по этом пути. Многие положения Концепции наш вуз использует в учебном процессе – это технологии управления агломерационным транспортом, беспилотные транспортные средства, транспортная телематика, интеллектуальные транспортные системы, мультимодальные перевозки и многое другое.

МАДИ активно взаимодействует с промышленными партнерами и транспортными предприятиями, реализуя практикоориентированность подготовки и проектное обучение. К примеру, в крупном проекте по созданию техники для наземного обеспечения полетов авиации в рамках Постановления 218 хорошо показали себя студенческие группы. Молодежные инженерные команды успешно участвуют в международных соревнованиях по созданию спортивных болидов, электромотоциклов, внедорожников.

Решая задачи интеграции в международное пространство и обеспечения связанности территорий, МАДИ является базовым вузом стран СНГ в своей области. А также занимает ведущие позиции в международной ассоциации автомобильно-дорожного образования, объединяющей более 180 «транспортных» университетов мира.

Резюмируя сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что принятая Правительством РФ Концепция, безусловно, отвечает требованиям времен. МАДИ не только поддерживает ее, но и уверенно идет в фарватере заявленных процессов, лидируя по внедрению передовых технологий в обучение и отраслевую практику».

Примечательно, что действие принятого документа распространяется на ряд вузов, подведомственных Минтрансу России. Несмотря на то, что МАДИ входит в число подведов Минобрнауки, он остается активным игроком всей транспортной системы России и отлично осведомлен об актуальных нововведениях и трендах, независимо от подчиненности структур. А часто выступает главным мозговым центром и координатором подобных процессов - как это было, например, в случае с обновленным Сводом Правил по проектированию автомобильных дорог.
источник