Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 February 11
Научно-образовательная политика
Год науки и технологий: РАНние меры успеха

@szhenov для @scienpolicy

Если Президент РАН академик Сергеев увлечён темой дискуссии, то она может продолжаться сколько угодно долго. Вчера на встрече с Александром Михайловичем побили прошлый рекорд – проговорили три часа и расходились очень нехотя, наметив скорую новую встречу.

Причин несколько.

https://telegra.ph/God-nauki-i-tehnologij-RANnie-mery-uspeha-02-11
источник
Научно-образовательная политика
Новосибирск-Красноярск: научная интеграция

В преддверии старта программы Приоритет 2030 разрастается сеть коллабораций. Активно вовлечены в этот процесс регионы. Так, в нашумевшем в последние дни Новосибирске Сибирское отделение РАН расширяет масштабы сотрудничества между университетами и научными институтами.

Традиционно сохраняется и постоянно развивается тандем СО с Новосибирским госуниверситетом.

Усиливается взаимодействие и с техническим НГТУ-НЭТИ, поскольку вуз становится местом целевой подготовки специалистов для строящегося синхротрона СКИФ.

Новым вектором для кооперации стал Красноярск: в День российской науки подписаны соглашения с двумя ведущими вузами - Сибирским федеральным университетом и СибГУ им. Решетнева. Инициативу поддержал Совет ректоров вузов Новосибирска. Стороны договорились развивать совместно образовательные сетевые программы, исследовательские проекты для развития лабораторий СибГУ и институтов СФУ по новым материалам, экологии, экономике Сибири и др.

«Основные векторы взаимодействия — подготовка кадров и ориентация на наиболее перспективные и важные направления в науке, — обозначил Валентин Пармон, председатель СО РАН, академик. — И мы, и университеты заинтересованы в том, чтобы активно велся обмен кадрами, компетенциями, а вокруг вузов и академических институтов формировались точки притяжения, прежде всего для молодых ученых».

Новосибирско-красноярское сближение, по мнению Максима Румянцева, ректора СФУ, особенно важно, поскольку Новосибирск является территорией с высокой концентрацией науки и образования, в то время как Красноярск - территорией с высокой концентрацией бизнеса, не только минерально-сырьевого, но и оборонно-промышленного. Взаимовыгодное сотрудничество поможет решать совместные задачи и показать высокие результаты.

Эдхам Акбулатов, ректор СибГУ им. Решетнева, в числе приоритетных направлений кооперации видит киберфизические системы (роботизация технологических процессов, искусственный интеллект), открытый космос (проектирование и конструирование космических аппаратов), умные материалы (создание материалов с заданными свойствами и проектирование конструкций с применением данных материалов), экология (углеродопоглощение).

Примечательно, что в научно-образовательной повестке, которая давно страдает от «переизбытка» Москвы и Санкт-Петербурга, все чаще слышны регионы, на которые, во многом и ориентированы федеральные программы и национальные проекты. Многочисленные соглашения внушают энтузиазм и оптимизм, однако пока остаются лишь документами, их результаты только предстоит оценить.
источник
Научно-образовательная политика
Максим Румянцев, ректор СФУ, о подписании соглашения между Сибирским федеральным университетом и СО РАН специально для НОП:
 
В современных условиях коллаборации – это оптимальный путь развития, в том числе для ведущих университетов и мощных научных центров, к которым, безусловно, можно отнести Сибирское отделение РАН.

Новосибирск в принципе в ближайшее время может стать таким «местом силы». Создание установки класса «мегасайнс» в наукограде Кольцово в рамках нацпроекта «Наука» и под руководством Министерства науки и высшего образования РФ тому яркое подтверждение.

Несмотря на то, что СФУ расположен в Красноярске и у нас выстроенные плотные отношения с Красноярским научным центром, нам кажется, подписание соглашения между СФУ и СО РАН – это выход на новый этап сотрудничества. Уже сейчас очерчен круг направлений, по которым мы готовы  организовать системную работу по интеграции университетских и академических институтов. Совершенно точно это будут экология и IT. Разумеется, перечень научных направлений этим не исчерпывается.

Есть и образовательный аспект. Мы планируем расширять сеть исследовательской магистратуры. В целях формирования исследовательской магистратуры, конкурирующей на уровне страны и в международном пространстве, необходимо обсуждать участие ведущих учёных академии в рамках таких магистерских программ в качестве кураторов. Наконец, созданный в ходе развития академических отношений клуб экспертов поможет в выработке механизмов международной конкурентоспособности и формирования конкурентного научного задела Сибири.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня свой день рождения празднует Сергей Ерохин, ректор МТУСИ. Молодой руководитель прошел длинный путь, чтобы возглавить вуз с большой историей. С 2008 – 2017 гг. он работал в МТУСИ в должности доцента, заведующего кафедрой автоматизации, информационных технологий и сертификации в связи, декана. В мае 2017 года его назначили ректором МТУСИ. Своим примером Сергей Ерохин доказывает, что «терпение и труд все перетрут».

На сегодняшний день МТУСИ – быстро развивающийся научно-образовательный университет с широким спектром образовательных программ и развитой инфраструктурой, который продолжает укреплять свои позиции в области подготовки специалистов по самым востребованным направлениям. Правильное стратегическое видение позволяет МТУСИ держать верный курс научно-образовательного развития.

Умение сохранять баланс и находить компромисс между сотрудниками разных поколений, обеспечивать преемственность традиций и совершать прорывные открытия, достижение научных успехов в исследовательской деятельности - все это команда НОП желает Сергею Ерохину в день рождения и поздравляет его с праздником!
источник
Научно-образовательная политика
«Майский» парадокс

В кейсе Анастасии Проскуриной есть важный нюанс. Она сама дала ответ на вопрос, почему у нее зарплата совсем не 200% от средней региональной при полной ставки.

Анастасия Проскурина: Мы все работаем на полную ставку с утра до вечера. Предложили перейти с сохранением стандартного времени работы, чтобы формально это выглядело как полставки. По бумагам идёт полставки, при этом мы продолжаем работать полный рабочий день.

Владимир Путин: Понятно. Но работали Вы на полную ставку изначально?

А.Проскурина: Да, конечно.

В.Путин: А потом перешли на полставки?

А.Проскурина: Нет, я не перешла. Позиция нашей лаборатории была принципиальная, мы не пошли на эти уловки, ухищрения для подтасовки каких-то данных, мы на это не согласились, но очень многие перешли просто вынужденно. Не знаю, конкретно кого, чьё это было распоряжение.

Вот и ответ. Сама Анастасия и ее коллеги заняли принципиальную позицию и не согласились на уменьшение доли ставки. Руководство обиделось на то, что сотрудники не пошли ему навстречу. И решило – хорошо, пусть ставки будут целые, но вот 200% мы с помощью выплат другим людям получим.

Ситуация удивительна тем, что все правы и все были в своем праве – ученые пошли на принцип, за это им руководство поджало зарплаты. Причем администрация действовала в рамках своих полномочий.

Мы не хотим сказать, что ситуация нормальна. Анастасия Проскурина и ее коллеги – отличные ученые, у них есть реальные результаты, которые могут спасать жизни. Они лауреаты президентской премии для молодых исследователей. И они не обязаны были участвовать в каком-то «крючкотворстве» начальства.

А руководство Института цитологии и генетики СО РАН, как получается, поступили, конечно, не самым красивым и умным способом. Да, «майские указы» имеют серьезные изъяны в части реализации. И эти перекосы известны всем в образовании, науке и медицине. Данные проблемы надо решать – на системном и методологическом уровне.

Можно критиковать руководство ИЦиГ СО РАН за неудачные решения в работе с подчиненными. За то, что превентивно не поговорили с лауреаткой перед эфиром с президентом. А ведь было ясно, что Анастасия сильна не только наукой, но и характером – отстояла же она вместе с коллегами свои целые ставки. За многое можно критиковать администрацию Института цитологии и генетики. А вот за невыполнение «майских указов» – не получится.  

Такой вот странный парадокс. Все правы, все свои обязательства выполнили полностью, все отчеты сформированы и приняты. Но система дает сбои в частных случаях – отсюда и кейс Анастасии Проскуриной.

Во всей этой ситуации безусловно позитивно то, что публично высвечены структурные дисбалансы «майских указов». А также то, что взят четкий курс на их исправление.
источник
Научно-образовательная политика
Новые люди помогут студентам компенсировать 30% расходов на вынужденную «удалёнку». помогут студентам компенсировать 30% расходов на вынужденную «удалёнку».

8 февраля студентам разрешили вернуться в аудитории, но вопрос компенсации за почти год дистанционного обучения до сих пор не решён.
Мы спросили в соцсетях, что студенты думают о качестве удалённого режима образования. Нам ответили две тысячи человек.
66,5% сказали, что на практике оно сильно уступает очному. С ними согласен и министр Фальков.
Между тем, плата за учёбу растёт от семестра к семестру.

Алексей Нечаев в конце прошлого года обращался по этому поводу в Минобрнауки. Новые люди предложили государству сделать скидку 30% для студентов-платников на всё время дистанционного обучения. Расходы вузов при этом можно компенсировать из средств антикризисного фонда.

«Если человек оплачивает обучение из собственного кармана, нужно помочь ему получить качественные знания или снизить плату. Претензии студентов в этой ситуации понятны и правильны. Цена за дистанционное образование должна быть снижена – государству эти расходы вернутся сторицей. Молодые люди и девушки закончат обучение и будут развивать нашу экономику, лечить, учить, делать жизнь своей семьи и страны лучше», – считает Алексей Нечаев.
источник
Научно-образовательная политика
Вопросы к СанПиНам
Вчера на площадке Общественной палаты прошло содержательное – и довольно эмоциональное – обсуждение новых санитарных правил для образовательных организаций. Сформулировал три принципиальных вопроса к команде Роспотребнадзора:

Вопрос 1: В документе сохраняется введенный в прошлом году запрет на размещение образовательных организаций в цокольных этажах (за исключением тиров и спортзалов); вводится требование размещение общеобразовательных организаций в отдельно стоящих зданиях; все детские садики должны иметь собственную территорию для прогулок; вводится ряд новых требований к оборудованию помещений тамбурами или «тепловыми завесами». Как оценивались социальные эффекты этого ведомственного акта? Как на общественном благополучии отразится закрытие частных детских садиков, не имеющих собственной территории для прогулок? Сколько кружков размещается в цокольных этажах и как их закрытие повлияет на развитие детей и молодежи?

Вопрос 2: Как оценивались экономические эффекты этого ведомственного акта? В частности - запрета использования ноутбуков с диагональю меньше 15 дюймов? Как введение этого запрета коррелирует с методическими рекомендациями Минпросвещения по закупке оборудования в рамках национального проекта «Образование», устанавливающими минимальную диагональ экрана в 11 дюймов?

Вопрос 3: Как проводилась педагогическая экспертиза запрета использования смартфонов? Какое количество уникальных педагогических технологий, личных библиотек методических материалов, программных решений для организации групповой работы школьников, повышения интерактивности занятий и качества усвоения материала – должны быть запрещены к использованию? Как это отразится на выполнении национальной цели «возможности для самореализации и развития талантов»?

Главный вопрос более общий: почему ведомственный акт, оказывающий прямое воздействие на систему образования (в которую непосредственно включено более 25 млн.человек, опосредованно – большая часть населения страны) принимается без широкого общественного обсуждения и учета мнения профессиональных сообществ? Как это будет исправлено? Как будет организовано регулярное обновление этих требований с учетом развития технологий и педагогической практики?

Ответов на эти вопросы я не получил, но уверен, что Общественная палата в нынешнем составе и лично Наталья Кравченко не оставит их без внимания.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью ректора

Коллеги из @scienpolicy (при активном участии @szhenov) организовали интервью (текстовые тезисы, видео) с ректором НИЯУ МИФИ М.Н. Стрихановым. Мы рады, что не только проректоры и начальники управлений стали напрямую общаться в нашем чате с обучающимися, что позволило лучше чувствовать их проблемы, но и ректор вышел в открытое медиа-пространство с отчасти программным интервью.

Что мы отметили для себя:
1) Старшее поколение должно быть примером для младшего, если профессор трудится изо всех сил, то и его ученики будут следовать его примеру. Мы достаточно часто общаемся с ректором и можем подтвердить следование этому принципу с его стороны.
2) Нельзя терять связи поколений. Если в обществе создается накал, то это сигнал для старших поколений, а правильный ли они подают пример
3) Места в рейтинге университетов не самоцель, но зеркало, которое показывает, где слабые и сильные места университета
4) В НИЯУ МИФИ сильная фундаментальная подготовка, которая помогает быстро адаптироваться в течение жизни, но только с фундаментальной подготовкой выходит философ и нужно наращивать практическую часть, потому что она важна для быстрого карьерного успеха. Университет будет и дальше выстраивать принцип баланса между фундаментальной и практической подготовкой.

Кто еще не смотрел, очень советуем!
источник
2021 February 12
Научно-образовательная политика
ОИЯИ на передовой российской науки (1/2)

В рамках Года науки и технологий в ТАСС прошла онлайн пресс-конференция, посвященная научным проектам Международной межправительственной организации «Объединенный институт ядерных исследований» (ОИЯИ).

Директор Института, академик РАН Григорий Трубников подробно рассказал, чем сегодня живет ОИЯИ и в чем его стратегически важное значение.

В этом году ОИЯИ исполняется 65 лет, среди стран-участников 18 стран, еще 6 взаимодействуют в формате ассоциированного членства. Расширение географии института - один из главных критериев успеха, считает Григорий Трубников. «Год науки и технологий должен стать хорошим сигналом, что Россия абсолютно открытая страна, ведущая мировая научная держава, которая не видит себя вне мирового элитного клуба научных государств», - отметил он. Таким образом, международное сотрудничество представляет из одну из опор стабильности в мировой политике.

Григорий Трубников заявил, что хотел бы использовать такую возможность, как объявление Года науки и технологий, чтобы рассказать об институте, его достижениях и результатах.

В 2020 году Институт принял новую стратегию до 2030 года, в ней делается акцент на качественную независимую экспертизу работы ОИЯИ, в которой будет отражена научная эффективность, система воспроизводства и развития кадров высшей квалификации, потенциал интеграции (наука, бизнес, инновационная индустрия на международном уровне).

«Год науки и технологий нужно использовать не только как лозунг, как некую рамку деятельности в сфере науки, технологий и образования. Год науки технологий хороший повод привлечь всех акторов экономики нашей страны к вопросам научно-технологического развития», - подчеркнул спикер.

По мнению Григория Трубникова, в рамках Года науки и технологий стоит ряд задач:
- влияние на рост престижа профессии ученого;
- привлечение внимания всех, от кого зависит судьба ученых - министерства, агенства, корпорации; здесь надо понимать, что без научно-технологического рывка страна может оказаться вне клуба экономически развитых держав, то есть разработки рассматриваются как элемент обеспечения независимости страны;
- год привнесет некий элемент воспитания гражданского общества - чем больше на правильном языке доводить до граждан от школьников до пенсионеров ценность приобретенных научных знаний и разработок, тем больше граждане будут испытывать гордость за свою страну.

Напомним, Григорий Трубников входит в состав экспертной комиссии, ответственной за организацию и проведение Года науки и технологий в России. Он поделился, что сейчас заявлено порядка 60 мероприятий, ОИЯИ в копилку гордости за страну планирует привнести несколько ярких событий.

В марте должны ввести в эксплуатацию самый крупный в северном полушарии глубоководный нейтринный телескоп. Этот проект даст колоссальный объем новых знаний о вселенной. С помощью телескопа можно измерять экологическое состояние воды, изучать биоразнообразие озера - он будет действовать как экологический монитор. Также установка позволит более эффективно заниматься поиском полезных ископаемых. Данный проект реализуется с Иркутским государственным университетом и рядом других крупных вузов региона.

Подробнее: https://tass.ru/press/12457
источник
Научно-образовательная политика
ОИЯИ на передовой российской науки (2/2)

Сейчас начался эксперимент на новой фабрике по синтезу сверхтяжёлых элементов. Скорострельность фабрики дает высокие результаты. Планируется исследование свойств ряда элементов в этом году, чтобы в следующем году открыть еще ряд новых элементов.

В конце 2021 планируется запуск второго каскада проекта NICA. Будет запущено еще одно сверхпроводящее кольцо, оно начнет работать уже на физиков.

На правах опытного управленца Григорий Трубников прокомментировал актуальное состояние научно-образовательной политики. Мощным импульсом для интеграции науки и высшего образования станет программа «Приоритет 2030»

В рамках этого года будет продолжено развитие новых форматов - будут создаваться научные и научно-образовательные центры. НОЦ должны всколыхнуть регионы, чтобы научно-технологическому развитию был отдан высочайший приоритет. Стоит отметить, что первые НОЦ и НЦМУ можно по праву считать «детищем» предыдущей команды Министерства. Григорий Трубников как часть команды Михаила Котюкова принимал активное участие в подготовке и реализации первых НОЦев и НЦМУ. В ходе пресс-конференции отчетливо видно, с какой гордостью он говорит о них и верит в успех этих проектов.

Что касается проектов ОИЯИ в рамках нацпроекта «Наука», то институт реализует проект NICA, НОЦ мирового уровня, аспирантуру нового формата; Кроме того, ОИЯИ выиграл проект 100-миллионник. Все это является частью нацпроекта «Наука», что в значительной мере обогащает его показатели эффективности.

Важно также косвенное участие в ОИЯИ в нацпроекте «Наука». У Института более 300 партнеров, которые выступают членами коллаборации или в NICA, или в Дубне. Порядка 300 человек из 40-50 университетов по всей стране ежегодно получают возможность «прокачать» профессиональные навыки в ОИЯИ. Стремительно растет число женщин в науке, есть отдельные кафедры, где гендерный баланс сложился в пользу девушек.

Новые направления, на которые ОИЯИ делает «ставки»:
- Life Science - Институт хочет агрессивно войти в эту повестку. Дубна - первое место, где были облучены люди с неоперабельными опухолями. Облучено более 1300 человек, которыv благодаря этому продлили жизнь;
- Космическая медицина, космическая микроэлектроника;
- Квантовые технологии, ИИ; уже есть научная школа квантовой алгоритмики, квантовой физики; сейчас создаются алгоритмы моделирования сверхтяжёлых элементов, уже функционирует ИИ для безопасной работы комплекса НИКА;
- Включение института в работу с исследованием гравитационных волн, в первую очередь реликтовых.

Как мы видим, много направлений связано с медициной. Все чаще технические науки выбирают именно медицинский вектор развития, и ОИЯИ уже имеет большой опыт в данном направлении.

Примечательно, что хоть сегодня Григорий Трубников сосредоточился на прорывных научных достижениях и управлении ими (напомним, на посту директора ОИЯИ), он сохранил системный взгляд на научно-политические. Во время пресс-конференции он изложил четкое системное видение происходящих процессов, где ОИЯИ является неотъемлемым элементом российской научно-образовательной доктрины.

Стоит напомнить, что именно по образу и подобию ОИЯИ будут формироваться международные научные центры вокруг объектов программы мегасайенс. Опыт Объединенного института ядерных исследований и его руководства будет востребован не только с научной, но и с оргуправленческой точки зрения.

Много разговоров ведется вокруг проблемы управления образованием и инновациями. Требуются люди, которые сочетают в себе и научное, и управленческое мышление. Одним из примеров как раз является Григорий Трубников - именно поэтому планы развития ОИЯИ тесно сопряжены с ключевыми векторами научно-технологического прорыва.
источник
Научно-образовательная политика
В Югорском государственном университете сменилось руководство, причём довольно редким путём: у ректора Татьяны Карминской летом истекает срок полномочий, но она оперативно написала заявление в Минобрнауки по увольнению, выразив намерение продолжить взаимодействие с университетом в ином качестве.

Уволена вчера, 11 февраля, приказ подписал министр Валерий Фальков.

В каком формате экс-ректора продолжит работу - сейчас обсуждают с врио ректора.

Наши источники в Югорском госуниверситете сообщают, что к 63-летней Татьяне Карминской накопилось очень много вопросов как в регионе, так и в Москве. Да и с нацпроектными задачами она не очень справлялась.

Г-жа Карминская известна борьбой со студентами и преподавателями в соцсетях. Так, в 2019 года она уволила Любовь Третьякову, заведующую кафедрой журналистики и директора департамента коммуникационной политики ЮГУ за то, что та допустила пост в Facebook студента Глеба Черного с рассказом, как студентов унижали за беспорядок в общежитии.
источник
Научно-образовательная политика
О следствиях и воззваниях (1/2)

Ты блестящий теоретик, Вадим, твои тезисы мы прибили к нашим сердцам, - но как доходит до дела… (Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки»).

«Клуб 1 июля» выступил с заявлением по ситуации с исполнением «майских указов». После изучения остается один вопрос – клуб окончательно перешел к формату «заявить просто чтобы прозвучать»? Разберемся по существу.

Вводная часть посвящена известным «противоречащим друг другу параграфам» в «майских указах» - зарплата должна увеличиться, а вот соизмеримое количество средств дополнительно выделено не было. Этот факт всем давно уже известен – за 8 лет выполнения указов ничего нового изобретено не было.

«Однако признанное властями неисполнение майских указов 2012 г. предсказуемо начинает использоваться чиновниками для нового наступления на научные учреждения и очередного передела научной сферы», - продолжает Клуб. Тут возникает вопрос – какое наступление и какой передел имеется в виду? Если имеется в виду создание правительственной комиссии по НТР – то ее лоббировал и сам Клуб. Других трансформаций пока не намечается.

«В этой связи клуб снова заявляет о необходимости:
а) выделения достаточных бюджетных средств (порядка 4% ВВП) на финансирование фундаментальных научных исследований и научного образования»
, - здравая идея. Вопрос, откуда взять деньги? Бюджет не вытянет такие объемы – требуется серьезное включение бизнеса. Над этим и работают. Кроме того, чтобы где-то добавить, надо где-то убавить. Блок безопасности трогать не дадут, деньги в рамках нацпроектов и так выделены, в том числе, на науку. А пускать печатный станок – не лучшее макроэкономическое решение.

«б) создания под эгидой РАН единой самоуправляемой системы научных институтов по всем областям знания во всех регионах страны, самостоятельно определяющей научные приоритеты и порядок распределения средств между учеными разного уровня». Про управление – это уже функционирующие советы по приоритетам, а также координационный совет. Теперь будет произведена «перезагрузка» Совета по науке и образованию, а также создана правительственная комиссия с надведомственным функционалом (за что активно выступала Академия). По самому содержанию науки – в Программе фундаментальных научных исследований закреплены механизмы оперативной фокусировке, плюс к тому сохраняется научно-методическое руководство фундаментальными и поисковыми исследования со стороны РАН, а впереди – распространение ее экспертизы на все госзакупки по исследованиям всех главных распорядителей бюджетных средств.

«в) выравнивания зарплат ученых в разных регионах» - в принципе, именно об этом говорил президент Путин, поручая установить нижнюю границу заработной платы для ученых. Иные механизмы нереализуемы – приравнять всех к Москве никакого бюджета не хватит, а «раскулачивать» столицы в пользу регионов еще более «социально несправедливо».

«г) исключения возрастных ограничений (цензов) для активно работающих ученых, преподавателей и научных руководителей» - особых препятствий и так нет. Активно развиваются институты президента и научного руководителя в университетах и НИИ для тех из руководителей, кто перешагнул пороговые значения возраста.

Полный текст воззвания: http://www.1julyclub.org/Node/367
источник
Научно-образовательная политика
О следствиях и воззваниях (2/2)

«д) прекращения попыток перекладывать ответственность за сложившуюся безобразную ситуацию с Министерства финансов и Минобрнауки на директоров институтов, не имеющих возможности честно выполнить указы в тех условиях, в которые они поставлены» - тут вопросов множество. Что такое «честно»? По идее, предполагается, что это фиксация объема ставок на дату подписания «майских указов» и соответствующее повышение заработной платы. Так не вышло по многим объективным причинам. «Перекладывания ответственности» по большому счету нет – Минфин и Минобрнауки выполнили свои задачи – довели средства и проконтролировали. Руководство институтов также старается выполнять распоряжения – выводя искомые 200%. Сотрудники зарплату получают.

И еще раз: «безобразность ситуации» – вещь относительная. Объективно и в среднем зарплаты выросли. Если мы будем сужать фокус внимания – конечно, рано или поздно получится, что где-то есть перекосы. Проблем масса – многие преподаватели и ученые работают за очень небольшие зарплаты. 200% - это «средняя по больнице». Но на любой «кейс Проскуриной» вполне найдется другая ситуация – где профессор и доктор наук получил реальный прирост зарплаты в 2 раза и более. Опять же – все зависит от региона и конкретного университета. На системном уровне как раз дана команда на исправление структурных перекосов. Вектор задан верный, осталось дождаться точных формулировок поручений и их выполнения.

Искать правых и виноватых сейчас достаточно бессмысленно. Мы уже писали, что формально все всё выполнили, не особо противореча букве «майских указов». А делать «крайними» нынешнюю команду Минобрнауки – столь же бессмысленно, как и руководство Института цитологии и генетики. Практика реализации «майских указов» формировалась до их прихода в руководящие кресла. О «долях ставки» спорили еще в эпоху ФАНО, причем теми же аргументами и с тем же результатом. Повторим – системные решения по исправлению ситуации приняты на самом высоком уровне.

«e) гарантий невмешательства государственных органов в руководство научной деятельностью исследовательских и образовательных учреждений и обязательного участия компетентного органа РАН при принятии решений об административном и уголовном преследовании ученых» - традиционное требование научного сообщества. По своей сути они справедливо – действительно, разбираться «дела ученых» должны с привлечением экспертов. Проблемы начинаются при попытке реализовать эту идею – почему это должен быть орган именно РАН? Можно ли туда привлекать представителей вузов? А «закрытых» НИИ? Представителей спецслужб?

На сегодняшний день вообще-то уже существует некий орган сопряжения науки и силового блока – это научный совет при Совбезе. В его рамках, по идее, вполне можно выделить некую спецкомиссию, которая состоит из людей, имеющих допуск к работе с гостайной. В публичном формате, конечно, такую работу вести нельзя – тем более привлекать к ней чисто «гражданских» экспертов. Да и «особый порядок» рассмотрения дел ученых, если говорить совсем отстраненно, делает их привилегированной социальной группой. Что противоречит конституционному принципу равенству граждан перед судом.

«Эти первоочередные меры важны как для сохранения и воссоздания научного и научно-образовательного потенциала России, так и для снятия растущей социальной и политической напряженности в обществе. Рекомендуем руководству РАН и Минобрнауки внести соответствующие предложения в Правительство РФ», - резюмирует «Клуб 1 июля».

Итог
Никаких новых идей воззвание «первоиюльцев» не содержит. Традиционно нет ни одного конкретного предложения – что и как исправить. Привычна избыточная драматизация и политизация проблем со стороны Клуба. Но, стоит отдать должное «Первому июля», они регулярно напоминают всем, на пульсе каких проблем нужно держать руку. Хотя и не говорят, каким образом.
источник
Научно-образовательная политика
Хмельной НОЦ

На каком этапе университеты должны включаться в законодательные инициативы и насколько это эффективно? Если мы говорим о реализации третьей миссии университета, о ее влиянии на государственную политику, на принятие значимых для всей страны решений, то логично участие университетов в законотворчестве в обсуждении и принятии законов не только связанных с образованием, но и с отраслью, для которой они готовят специалистов. Это особенно актуально для технических и отраслевых университетов.

Кейс МГУПП: университет принял участие в работе Совета Федерации по вопросам развития винодельческой отрасли и виноградарства.

На очередном заседании, которое провел Алексей Майоров, председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, обсуждался вопрос о создании НОЦ мирового уровня по указанному направлению. МГУПП активно продвигает идею его создания и находит отклик от НИИ, профильных союзов, объединений, бизнеса и непосредственно от Совета Федераций.

Михаил Балыхин, ректор МГУПП, специально для НОП:

Инициатива поддержана, теперь идет процесс формирования конструкции НОЦ. Проведем в марте конференцию по вопросам развития отрасли и формирования НОЦ. Целью является создание равноправных условий для кооперации образования, науки и бизнеса, а также обеспечение государственной поддержки отрасли, обеспечение предприятий передовыми востребованными научными исследованиями и апробированными технологическими решениями; модульная подготовка таргетированных специалистов, а также перевооружение кадрового потенциала предприятий по смежным отраслям; повышение качества продукции, удовлетворяющей современные потребности населения.

Создание НОЦ мирового уровня необходимо, так как это не только исследования и разработки, а большой блок задач, связанный с подготовкой специалистов. И здесь самый главный принцип - наличие единой системы контроля качества подготовки в целом по стране, а не в отдельно взятом регионе. Мы проводили исследования, общались с предприятиями и можем сказать, что идет запрос не только на специалистов технологов, но и на рабочие профессии, а это прежде всего СПО. В этой связи мы планируем привлечь к работе еще и колледжи, в том числе и региональные, и фактически сформировать задел для формирования технолога-инженера с компетенцией рабочей профессии и с управленческой компетенцией.

В наш консорциум мы пригласили ведущие вузы страны, прежде всего Кубанский государственный технологический университет, Воронежский государственный университет, планируем пригласить Крымский федеральный университет, и я считаю, что это должна быть основа НОЦа.

Вторая составляющая - это переподготовка уже действующих сотрудников на предприятиях. Здесь тоже есть запрос на компетенции, причем речь идет не о сутевых технологических компетенциях а о сопутствующих, таких как ветсанэкспертиза, пищевая безопасность, маркетинг и управление, ресурсосбережение, зеленые технологии - это то, что сейчас тоже в рамках НОЦа необходимо организовать и реализовать.

Виноделие - область весьма элитарно-политическая. Именно эту сферу обозначил в качестве интересной для себя сам президент Владимир Путин (правда, уточнив - в части своего юридического профиля). Да в целом - некоторые совсем не рядовые представители истеблишмента России являются виноделами. Как и сам рынок алкоголя крайне насыщен интересами очень многих элитных групп.

Также тема виноградарства и виноделия тесно связана с развитием Крыма и Севастополя. Принципиально важно, что в этих условиях именно МГУПП как носитель компетенций мирового уровня включился в работу по формированию НОЦ по данным направлениям.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас проходит заседание Оргкомитета по проведению Года науки технологий. Утверждают список основных мероприятий. По мнению некоторых участников совещания, в список очевидно просятся некоторые важнейшие мероприятия, по которым в ряде регионов уже идёт активная подготовка.
Будем очень внимательно наблюдать.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Инженерное преподавание – развитие и трансфер

Минобрнауки определило федеральные инновационные площадки, составляющие инновационную инфраструктуру в сфере высшего и дополнительного образования. Предпо-лагается, что лучшие проекты затем будут тиражированы в образовательном пространстве – что позволит сформировать еще одно измерение сетевой связанности страны в области ин-женерного образования и технологического трансфера.

Этот статус получил и МАДИ. Университет в течение 5 лет – с 2021 по 2025 годы –будет реализовывать инновационный образовательный проект, целью которого является получение преподавателями технических дисциплин сертификата «Международный препо-даватель инженерного вуза» – «ING-PAED IGIP».

МАДИ давно и прочно зарекомендовал себя как кузница кадров для автомобильно-дорожной отрасли. Университет лидирует среди отечественных вузов по технологиям преподавания инженерных дисциплин и уже в течение ряда лет занимает ведущие позиции в Международном обществе по инженерной педагогике.

Присвоение МАДИ статуса федеральной инновационной площадки – важная победа и большая ответственность. В настоящее время инженерное сообщество находится в уни-кальной ситуации цифровой трансформации. В это связи, в качестве одной из своих ключе-вых задач МАДИ видит трансфер передовых технологий в образовательные программы ре-гиональных технических вузов.

Это позволит еще больше усилить технологическую базу образовательных про-грамм, а также усилить педагогические навыки, особенно преподавателей-практиков. Одно-временно проект МАДИ будет способствовать повышению конкурентоспособности образовательных учреждений инженерного направления РФ на мировом рынке.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ специально для НОП:

«Мы с коллегами видим задачу своей работы в аккумулировании и последующем трансфере знаний в региональные вузы, ведущие подготовку специалистов для автомобильного транспорта и дорожного строительства.

Задача в том, чтобы общими усилиями организовать опережающую подготовку специалистов для отрасли, которая переживает смену парадигм.

Поясню: подготовка специалистов автомобильно-дорожной сферы ведется во всех регионах страны – сейчас около 80 вузов работают в этом направлении. Вместе с тем, часто это многопрофильные университеты, которые не всегда могут сформировать крепкую научно-методическую, исследовательскую, лабораторную базу каждого направления. А у нас эта уникальная концентрация компетенций есть. Задача – передать ее в регионы.

Есть и еще один аспект. Крупные автомобилестроительные предприятия расположены неравномерно. Львиная доля автопроизводителей сконцентрирована в центральной Рос-сии – от западных границ до Волги. Самые «продвинутые» предприятия дорожного комплекса находятся также в столичных регионах, участвуя при этом в возведении дорог на всей территории России. Эта неравномерность усиливает актуальность включения вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока в тесное профессиональное взаимодействие.

В статусе федеральной площадки МАДИ будет формировать устойчивые научные связи между коллективами вузов и предприятий, что позволит внедрить инновационную модель развития профессионально-педагогических компетенций. Будем развивать программы повышения квалификации и профпереподготовки преподавателей.

Обучение пойдет по нескольким взаимосвязанным блокам. Это инновационное развитие отрасли, ее тенденции и пути внедрения высоких технологий. Далее – психолого-педагогическая подготовка преподавателей, обучение их современным методикам препода-вания инженерных дисциплин. Наконец, это внедрение в профессию digital-технологий, цифровизация всех процессов в университете, создание его smart-оболочки.

А еще планируем развивать целевую аспирантуру – это высокоэффективная подготовка, многократно проверенная временем. Будем принимать в нее молодых специалистов региональных вузов, чтобы они проводили исследования в соответствии с потребностями реального сектора экономики, под задачи конкретного промышленного партнёра».

Новость на сайте МАДИ.
источник
Научно-образовательная политика
Пресс-служба Минобрнауки рассказала об исполнении мероприятий федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок».

Финансирование традиционно уменьшилось на 100 млн рублей из-за переброски средств в пользу АНО «Национальные приоритеты» для популяризации научной деятельности и медиа-сопровождения.

ФНТП развития синхротронных/нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры и ФНТП развития генетических технологий в 2020 году действительно не финансировались. Однако чиновники заверяют: в наступившем году исполнение мероприятий непременно начнётся. Средства хотят распределить на выплату имущественного взноса в Российский научный фонд, а также на создание/поддержку научных центров мирового уровня.
источник
Научно-образовательная политика
Инновации детям

Детскому технопарку РТУ МИРЭА «Альтаир» присвоен статус федеральной инновационной площадки.

МИРЭА – Российский технологический университет, ответственный за реализацию проекта Детского технопарка «Альтаир», включён в перечень организаций, отнесённых к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования.

На площадке Детского технопарка школьники могут принять участие в программах профориентации, ознакомиться с работой высокотехнологичного оборудования и освоить программы дополнительного образования, разработанные сотрудниками Университета при участии индустриальных партнёров.

Обучение ведётся в области информационных технологий, геоинформатики, радиоэлектроники, робототехники, химии, биомедицинских технологий, экономики и многих других направлений.

С момента запуска технопарка в сентябре 2019 года обучение в нём по различным программам прошли уже более 10 000 школьников.

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, специально для НОП:

Нам удалось реализовать модель непрерывного образования: выпускники технопарка в дальнейшем имеют возможность продолжить обучение в РТУ МИРЭА по профильным программам. Подобный подход сегодня необходим для обеспечения модернизации и развития системы образования России.
источник