Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 January 25
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Образование само по себе ценность. Оно открывает новые горизонты. Оно позволяет жизнь чувствовать во всей красе.
источник
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков поздравляет вас с Днём российского студенчества и запускает флешмоб #КнигаСтудента

📚 Расскажите о вашем любимом произведении, которое произвело на вас особое впечатление в студенческие годы, и порекомендуйте эту книгу к прочтению.

Для участия в интернет-акции необходимо:
1. Опубликовать пост в Instagram с описанием своей любимой книги периода студенчества
2. Указать хештеги: #КнигаСтудента и #МинобрнаукиРоссии
3. Отметить аккаунт @minobrnauki_russia
4. Передать эстафету минимум трём подписчикам

Присоединяйтесь к эстафете. Делитесь знаниями. Читайте вместе с нами.

#КнигаСтудента #МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства России, обращаясь сегодня к студентам , вложил в поздравление смыслы, которые НОП считает важным отметить отдельно:

В этот день во многих вузах страны стартуют программы и мероприятия, связанные с дальнейшим развитием образовательных учреждений. Так, на площадке МГУ, который отмечает свой 266-й день рождения, знаковое событие – запуск строительства инновационного научно- технологического центра МГУ «Воробьёвы горы».
Концерты, лекции, мастер-классы, онлайн-квесты, кейс-чемпионаты – много познавательных мероприятий пройдёт в этот день по всей стране. И пусть по понятным причинам некоторые из них в онлайн-формате – это не снижает интереса к ним.

Вице-премьер в очередной раз настойчиво и системно отмечает важность развития инфраструктурных проектов в науке и высшем образовании - и связывает их успех с прямым участием молодёжи.

НОП уточнил у Дмитрия Николаевича о важности и роли "научно-молодёжного" вектора при планировании работы в 2021 году и получил ответ, что вовлечение молодёжи в самые разные научные
проекты в Год науки и технологий - важный приоритет. Одной из ключевых линий тут станет участие ребят в подготовке к 300-летию Российской академии наук.

Поздравляя студентов, вице-премьер не забыл и их наставников:

Пожелаю всем нынешним студентам, а их в стране больше 4 миллионов, суметь сохранить это чувство на долгие годы. Где бы вы ни работали в будущем – всегда стремитесь учиться, познавать и созидать.
Сегодня поздравляю также наставников, преподавателей, профессоров, кто передаёт свой опыт и знания, помогает раскрыть молодые таланты.
Присоединяйтесь!
Всем крепкого здоровья. Пусть сбудется всё задуманное. Верьте в себя, и всё получится!


http://government.ru/news/41384/
источник
Научно-образовательная политика
В День российского студенчества в Мастерской управления «Сенеж» стартует премия «Студент года»

Генеральный директор платформы «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров поздравил студентов с праздником и рассказал о том, какой премия будет в этом году

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
​​Поздравление Министра просвещения Сергея Кравцова с Днём российского студенчества

Дорогие студенты педагогических вузов и колледжей – все те, кто учится сейчас, в невероятно интересное время для получения знаний!

День российского студенчества, Татьянин день, традиционно празднуется с размахом, весело и позитивно, заряжая молодёжь энергией для учёбы и насыщенной студенческой жизни. В этом празднике сочетаются и непременное студенческое озорство, и интеллектуальные шутки, и стремление реализовать себя по максимуму.

Искренне желаю всем студентам настойчивости, жизнелюбия и открытости миру. Живите на полную мощность – учитесь, занимайтесь тем, в чём талантливы, реализуйте смелые идеи, верьте в себя и свои мечты.

Не жалейте сил и времени на своё образование, учитесь лучшему у лучших, следите за тем, какие знания нужны в современном мире, будьте по-хорошему жадными до них – и вас обязательно ждёт успех в выбранном деле!

Друзья, в студенческие годы закладывается очень многое. Ваши преподаватели передают вам знания, опыт, любовь к профессии. Ваши университетские друзья станут надёжной опорой и поддержкой на всю жизнь.

В Татьянин день принято поздравлять не только студентов, но и профессорско-преподавательский состав. Уважаемые коллеги, примите мои самые искренние поздравления и пожелания работать с умными, ответственными, увлечёнными студентами!

Министр просвещения Сергей Кравцов
источник
Научно-образовательная политика
Переосмысление инженерного образования

НИТУ «МИСиС» совместно с University College London (Великобритания) запустил уникальную программу переподготовки преподавателей «Международное академическое лидерство».

Эта программа задумана как глубокое переосмысление того, каким должно быть инженерное образование – с учетом стремительного технологического прогресса и появления новых профессий. Рынок труда претерпевает существенные изменения благодаря развитию технологий в области искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных.

Уже сегодня необходимо закладывать в образовательные программы обучение компетенциям и навыкам, которые будут востребованы через 10-15 лет.
Именно этому – стратегии и технологиям разработки конкурентоспособных образовательных программ и будут учиться преподаватели НИТУ «МИСиС».

Итогом обучения станет защита концепции новой образовательной программы по приоритетным для университета направлениям: новые материалы и технологии производства, инженерные решения (в т.ч. для MegaScience), квантовые технологии, биомедицинские материалы и биоинженерия и др.
Слушатели, успешно завершившие обучение, получат диплом о профессиональной подготовке НИТУ «МИСиС» и сертификат University College London.

Специально для НОП Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС»: «Сетевые программы с иностранными университетами остаются редкостью для российских вузов, особенно когда речь идет о развитии профессионального мастерства преподавателей. Такое сотрудничество происходит, как правило, в традиционном формате «приглашенный иностранный лектор».

Особенность программы НИТУ «МИСиС» и University College London – в создании совместного образовательного пространства, когда обучающие модули ведут отечественные и зарубежные эксперты. Главная цель – научить преподавателей проектировать конкурентоспособные на международном уровне образовательные программы, обучаясь у лидеров в этой области».
источник
Научно-образовательная политика
ИСП РАН – 27 лет успеха

Сегодня исполняется 27 лет ИСП РАН – ведущему центру компетенций в области ИТ в России. Институт был основан 25 января 1994 года Виктором Петровичем Иванниковым – крупным ученым в области программирования и разработчиком шести операционных систем. Он же стал первым директором ИСП РАН.

Моделью работы был выбран так называемый «треугольник Физтеха», объединяющий образование, исследования и инновации. Фактически уже в 90-х на площадке Института осуществлялось взаимодействие всех трех сторон в вопросах информацизации, а далее – и цифровизация. «Цифровую волну» ИСП ловить ни к чему – он ее и создал, и давно оседлал.

За 27 лет своего существования ИСП РАН продемонстрировал успешное развитие и стабильный рост по всем трём главным направлениям деятельности. Кафедры системного программирования под руководством директора института академика РАН Арутюна Аветисяна работают в трех крупных московских вузах: МГУ, МФТИ и ВШЭ. На кафедрах учатся более 180 студентов, которые слушают учебные курсы и активно вовлекаются в передовые проектные исследования и разработки в сотрудничестве с индустрией.  С 2020 года в этих вузах запущена специальная стипендиальная программа. Внешние лаборатории института в Великом Новгороде, Орле и Ереване объединяют около 50 сотрудников, работающих в сфере анализа бинарного кода, компиляторных технологий и анализа больших данных с применением искусственного интеллекта и машинного обучения.

Инновационные технологии ИСП РАН внедрены в крупнейших мировых компаниях: Samsung, Huawei, HP, Dell, Bentley Systems и др. Долгосрочное сотрудничество со многими из них ведется в рамках совместных лабораторий и постоянно расширяется.

Технологии анализа программ, разработанные в ИСП РАН, активно внедряются в рамках цикла безопасной разработки программного обеспечения в российских компаниях: «Код Безопасности», «РусБИТех», «Лаборатория Касперского», Postgres Professional и др.

Учитывая давний опыт интеграции науки-образования-бизнеса в рамках своих проектов, ИСП РАН эффективно интегрировался в новые нацпроектные институциональные форматы.

Во-первых, это проект с Математическим институтом им. В.А. Стеклова РАН по созданию новых методов обеспечения безопасности центров обработки данных, в том числе объединенных квантовыми коммуникациями. На базе Стекловки, напомним, функционирует Математический центр мирового уровня.

Во-вторых – научный центр мирового уровня «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение», с точкой сборки в Университете им. Сеченова. Главная задача ИСП РАН – создание цифровой платформы для сбора, хранения, разметки и анализа больших медицинских данных.

Два этих вектора работы подчеркивает уникальность и универсальность компетенций ИСП РАН. С одной стороны, есть взаимодействие с математикой для целей обеспечения безопасности, с другой – создание цифровой платформы для здравоохранения.

ИСП РАН является примером того, как должен функционировать научный институт в современных реалиях – выстраивая партнерство с ведущими компаниями в своей отрасли, реализуя гибкие программы сотрудничества с университетами, активно включаясь в масштабные проекты.

В итоге работа ведется по всем фронтам: кадровому, исследовательскому, инновационному. При этом вносится значимый вклад в развитие инфраструктурных цифровых решений, а также обеспечение безопасности страны.

Желаем коллективу ИСП РАН и лично его директору – академику Арутюну Аветисяну дальнейших программистских и цифровых свершений!
источник
Научно-образовательная политика
Ко Дню студента выяснили, как современные студенты относятся к стажировкам, хотят ли создать собственный бизнес и какими видят предпринимателей.
Некоторые результаты  — в наших карточках, подробнее читайте в Российской газете.

«Россия — страна возможностей» x ГК «Эфко»
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемая "Научно-образовательная политика" проанализировала протестные акции, состоявшиеся в России 23 января. С большинством тезисов мы полностью согласны, однако с некоторыми хотели бы поспорить.

Радикализация протестов, несомненно, усиливается, и, как нам представляется, она будет нарастать, по крайней мере, в ближайшей перспективе. И вот это - "сейчас полиция и Росгвардия начнут разматывать клубки конкретных кейсов. Начнутся задержания, а далее - дела и сроки" – не будет способствовать скорому снижению агрессии, скорее напротив, хотя и необходимо в случаях применения силы по отношению к работникам правоохранительных органов, как, впрочем, и при явной и немотивированной жестокости последних к протестующим, а уж тем более, к простым прохожим (а вот это как раз может снизить градус агрессии). Наблюдение за настроениями нового поколения протестующих, особенно молодежи, дает основания считать, что относительно заметная ее часть готова вступать в конфликт с законом и правоохранителями, понимая, чем это может закончиться. Благо, кумир многих из них уже прошел этот путь, но не стал изгоем, а, наоборот, превратился в значимую персону уже не только в России, но и в мире.

Кроме того, представлять, что «выпуск пар» уже состоялся, на наш взгляд, пока преждевременно: акции, конечно, позволили оппозиции зафиксировать "определенный уровень мобилизации", показать свою значимость и силу, однако, ни одна из поднятых на них проблем не решена и даже не отрефлексирована властью. Представить, что хотя бы один из призывов протестующих был "принят к рассмотрению" для реализации, практически невозможно. Даже решение о переводе А.Навального под домашний арест, не говоря уже о закрытии дела против него, судя по всему, теперь, похоже, абсолютно нереализуемо. Поэтому быстрого угасания протестной активности, думается, не предвидится.

Другой вопрос, что с тезисом о том, что "В России невозможны ни украинский (долгое стояние), ни белорусский (регулярные марши и догонялки) сценарии", трудно не согласиться. Однако, несистемная оппозиция, в результате подробного изучения этих протестных кейсов, получила возможность, как использования их элементов в той или иной ситуации, так и объединения, и адаптации к российским условиям, поэтому мы думаем, что она будет избегать ошибок обоих вариантов, используя их успешные наработки. Вряд ли акции станут еженедельными, скорее всего, они будут приурочены к значимым событиям, с целью усиления резонанса и недопущения быстрого "перегорания" активистов и сочувствующих. Однако, в случае "попадания в резонанс" общественным настроениям организаторами, еще возможны относительно многочисленные акции.

И вот в такой ситуации реализация тезиса НОП о необходимости работы с разнонаправленными группами оппозиции "Хотите митинговать? Пожалуйста! Но мирно. А кто хочет экстрима - выходите отдельно, несогласованно" очень важен, однако, для этого необходимо принятие весьма серьезного политического решения – возможности проведения "разрешенных" акций протеста, хотя бы в отдельных случаях. Иначе отделение "агнцев от козлищ" будет сильно затруднено…

Вполне возможно, что эксперименты по разрешенному проведению акций стоит начать с регионов, в первую очередь тех, в которых протесты не носят массового характера, как, например, в Нарьян-Маре, об "акции" в котором, вернее отсутствии ее поддержки населением и причинах этого, написали авторы канала Евроарктика.

Ну и, конечно же, на фоне приближающихся выборов в Госдуму и нарастающей политизации, с протестным кейсом нужно что-то срочно делать…
Telegram
Научно-образовательная политика
По прогулкам. P.S.
Политика и улица

Вчерашние протесты в России четко продемонстрировали несколько важных трендов.

Радикализация
В целом, правоохранители реагировали так же, как и раньше. Более радикально стали действовать протестующие. Белорусский опыт был учтён - появились сцепки, начали отбивать «своих». По итогу - стало больше насилия. И картинка стала намного более яркой.

Похмелье
Однако, говорить об успехе протестов преждевременно - сейчас полиция и Росгвардия начнут разматывать клубки конкретных кейсов. Начнутся задержания, а далее - дела и сроки.

Клапан
По большому счету, протесты и все, что последует за ними, позволили всем «выпустить пар». Оппозиция зафиксировала определенный уровень мобилизации, опробовала новые приемы. Силовики проведут разбор полетов и скорректируют тактику.

Завод
В России невозможны ни украинский (долгое стояние), ни белорусский (регулярные марши и догонялки) сценарии. Маловероятно, чтобы запала у протестующих в ближайшей перспективе хватило на ещё одну столь же массовую…
источник
Научно-образовательная политика
Путин и студенты: политические послания

Сегодня президент Владимир Путин в режиме видеоконференции общался со студентами. Обращают на себя важные политические «послания».

Мероприятие не было формальным – Владимир Путин вышел в эфир из Завидово, причем не из какого-то официального кабинета, а словно из гостиной. Президент был без галстука – что отдельно подчеркивало доверительность общения.

Глава государства продемонстрировал то, чего временами явно мало в молодежной политике – разговора на равных. Когда еще можно было услышать из уст президента: «Здорово»? Или палец вверх, который с удовольствием он показал в знак одобрения успеха собеседника?

Именно формат общения со студентами был выбран, чтобы поговорить о двух политических темах. «Расследование» о «дворце» и «протесты». Сам факт того, что такие вопросы были предусмотрены говорит о многом. Сегодня Владимир Путин откровенно высказался и по поводу «фильма», и об участии молодежи в протестах.

Ему было откровенно неприятно, но по всему было видно – глава государства понимает, что необходимо высказаться по этим двум сюжетам.

Однако, и помимо «острых тем», было еще немало примечательного. Например, Владимир Путин расспрашивал практически каждого студента – кто, чем занимается, что думает. В этом личном общении президент еще больше раскрылся с человеческой стороны.

Мессидж послан весьма однозначный – власть готова слушать людей, интересоваться их проблемами, узнавать глубже. Но только в том случае, если они занимаются делом в рамках закона – например, наукой.

Тема науки вообще близка Владимиру Путину – известна его фраза: «Мои дети занимаются наукой». Сказана она была уверенно и с гордостью.

Конечно, были озвучены и различные шаги в области науки и высшего образования: поддержка программы строительства общежитий и создания кампусов, распространения наставничества и трудоустройства студентов в вузах и научных институтах.

Президент четко обозначил региональный вектор развития науки и высшей школы – нужно работать над тем, чтобы студенты получали качественное образование у себя дома, а затем были востребованы на рынке труда. Сам университет должен стать точкой системного развития своего региона, переформатируя и улучшая среду – как урбанистическую, так и социально-экономическую.

Однако, важнее всего были именно политические «послания». Первый развернутый комментарий что истории с «дворцом», что с «молодежным протестом». Для этого была выбрана практически идеальная площадка – президент напрямую говорил с теми, кто своим примером и успехом должен олицетворять альтернативу улице и протестам.

Систему можно критиковать, ей нужно развиваться – но делать это надо изнутри. Эволюционно, а не революционно.

Владимир Путин подтвердил, что государство приглашает молодежь к полноценному и равноправному сотрудничеству в деле развития страны.

Стенограмма встречи: http://kremlin.ru/events/president/news/64922
источник
Научно-образовательная политика
Артём Метелев, Председатель Совета Ассоциации волонтерских центров, Член общественной палаты РФ, специально для НОП @scienpolicy:@scienpolicy:

Среди множества используемых вузами технологий работы с молодёжью, волонтерство - уникальная штука. Помогая другим, ты помогаешь и себе, набираешься опыта, конкурентноспособности благодаря soft skills, становишься сильнее. Жизнь становится интереснее и ярче.
Здорово, что все больше вузов видят в этом не только событийную повестку или воспитание, но и современную модель обучения. Если грамотно работать с этой темой, то вуз очень эффективно может реализовать свою «третью миссию». Поздравляю всех с днём студента!


https://t.me/artemmetelev/59
источник
2021 January 26
Научно-образовательная политика
Что пандемия и удаленка изменили и какие процессы ускорили в вузовском образовании — и почему эти изменения во благо.

Подкаст «Вузы в пандемию и потом»

Разговор директора по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрея Себранта с ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым.

Добавляй в избранное. А послушать можно потом 💁‍♀️ 🎧

Если остались вопросы — @asebrant
источник
Научно-образовательная политика
Библия: адаптации и возможности

В интернете, соцсетях и Телеграм-каналах идет обсуждение немецкой инициативы по созданию «Библии для зумеров» - адаптированного варианта для новых поколений. Текст сократили, разбили на более короткие предложения и снабдили справочным аппаратом для сложных понятий и событий.

За поверхностным хайпом, в который ударились многие комментаторы, стоит увидеть реальную значимость данной инициативы.

Библию вообще достаточно часто сокращали и адаптировали. Напомним, современный состав Библии был определен не сразу, он претерпевал изменения с течением времени. Разные ветви христианства придерживаются своих трактовок относительно каноничности некоторых частей Библии.

Библейский текст переводился на разные языки – сначала на латынь, а в рамках Реформации – и на многие европейские языки. И конечно, любой язык наполняет текст своим смыслом.

От формы (состава) перейдем к содержанию. Адаптации Библии для более широкого круга читателя или конкретной целевой аудитории предпринимались уже давно. Достаточно вспомнить различные варианты Библии для детей. Или православные календари (отрывные, например), которые дают краткие и «упакованные» сведения на каждый день. Также есть множество фильмов, в которых описываются те или иные библейские события.

Так что нет ничего удивительного или крамольного в том, что теперь создается версия для молодежи.

В принципе библейский текст не столь прост для восприятия. А часть предложений вообще может быть опущена без потери смысла. Подчеркнем, что в этом упрощении не должен теряться смысл, ключевые идеи нельзя исключать. Другой вопрос – что важнее: форма или содержание?

Различные версии Библии (по форме и содержанию) также служат цели распространения веры. И здесь, конечно, востребованы те форматы, которые более близки и понятны широким массам. Конечно, все адаптированные версии должны служить тому, чтобы в итоге человек обратился к каноническим текстам. Библия по своей сути – эта та книга, к которой можно и нужно обращаться несколько раз. Так что «зумерская» версия имеет право на существование – для знакомства с духовными ориентирами христианства ее будет достаточно, а при более глубоком вхождении в пространство веры и религии человек сам обратится к первоисточнику.

Заметим, что по содержанию Библия достаточно интересна – даже если брать поверхностно, не углубляясь в духовное измерение, это история войн и чудес, пророков и героев, поиска себя. Не секрет, что многие популярные книги или сериалы в той или иной степени черпали идеи именно в библейских сюжетах.

Мы считаем, что «Библия в ТикТоке» - это вполне здравая и важная идея. Ведь важно не только само средство коммуникации, но и содержание сообщений. Многие представители различных вероисповеданий освоили соцсети и даже Телеграм.

Вообще религии (как, кстати, и науки) в информационном пространстве не может быть слишком много, особенно по форме средства коммуникации. Единственное требование – относиться к тексту Библии и вере с должным уважением. Все остальное – это уже дело персональных отношений человека и Бога.

Также заметим, что создание адаптированных версий – это хороший способ для самой церкви еще раз сформулировать толкования Библии, а также важное лекарство от неадекватных трактовок.

Новость о «Библии для зумеров»: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2021/01/a_13451654.shtml?updated
источник
Научно-образовательная политика
Красноярский «Вернадский»

Сибирский федеральный университет возглавил научно-образовательный консорциум «Вернадский – Красноярский край». Меморандум о создании консорциума в регионе был подписан 25 января 2021 года. Документ завизировали Александр Усс, губернатор Красноярского края и президент СФУ, а также Виктор Садовничий, ректор МГУ, президент Российского союза ректоров.

Напомним, инициатором программы «Вернадский» выступил Виктор Садовничий. Её цель - формирование научно-образовательных консорциумов, интегрирующих возможности университетов, научных организаций, высокотехнологичных компаний в целях социально-экономического и инновационного развития регионов, эффективного использования передовых достижений образования, науки и технологий.

Александр Усс подчеркнул, что консорциум призван, прежде всего, объединить усилия по исследованиям фундаментального и прикладного характера.

«Конечно, Московский государственный университет и Сибирский федеральный университет взаимодействовали и раньше, но подписание меморандума делает эту работу более системной.

В настоящее время инициативу по вхождению в консорциум проявила компания РУСАЛ. Мы считаем, что в ближайшее время статус наших индустриальных партнёров приобретёт «Норникель» и «Полюс», СГК и другие компании, работающие на территории Красноярского края. Это позволит им за счёт научного потенциала СФУ внедрять современные разработки в практику, а образование сделать более практико-ориентированным, -
отметил специально для НОП Александр Усс, губернатор Красноярского края. - СФУ по определению является координатором научно-образовательной жизни в Красноярском крае, это предопределено его масштабом. Если мегавуз – это весь Красноярский край, то ядро и сердце, применительно к консорциуму – это СФУ».

О координирующей роли СФУ в составе консорциума «Вернадский – Красноярский край» рассказал НОП Максим Румянцев, ректор СФУ:

«Подготовка программы развития СФУ, в том числе для участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», выводит взаимодействие с нашими индустриальными и академическими партнёрами на новый уровень.

Сегодня уже недостаточно просто точечных сетевых проектов, необходим комплексный план сотрудничества по широкому спектру вопросов со всеми участниками экономической, научно-образовательной, культурной, спортивной и общественной деятельности целого макрорегиона.

Понимание неизбежности пересечений интересов и готовность совместно реализовывать мероприятия, необходимые для достижения поставленных задач, привели нас к выстраиванию различных консорциумных моделей.

В этом смысле Консорциум «Вернадский – Красноярский край» - это эффективный инструмент для того, чтобы отстроить региональную систему реализации научной, технологической и образовательной повестки в интересах наших индустриальных партнёров – ведущих производственных компаний России, и в интересах жителей края, прежде всего молодого и подрастающего поколения
».
источник
Научно-образовательная политика
источник