Реф-ИР-ма (2/2)
Формирование на базе
ВЭБ.РФ условной госкорпорации «Росинвестиции» сопряжено с передачей под ее крыло «Сколково», Фонда Бортника, Роснано (с их фондом) и Фонда развития промышленности.
Основной идеей опять же является оптимизация – не в виде огульной ликвидации, но с точки зрения оптимизации направлений работы, ликвидации дублирования функций и двойного финансирования. Конечные получатели грантов и субсидий, а также, например, резиденты «Сколково» от этого лишь выиграют.
«Сколково», судя по всему, будет в итоге интегрировано по форме и сути с ИНТЦ («технологическими долинами»).
Помимо чисто финансовых и административных причин стоит выделить также оценку эффективности. Сейчас вследствие большого количества институтов развития (грантодающих организаций) практические невозможно системным и сквозным способом оценить эффективность всей системы целиком.
Отдельно стоит отметить пункт реформы, по которому часть полномочий институтов развития передается (часто – «назад») в министерства и ведомства. В итоге всех трансформаций возникает достаточно логичная структура поддержки проектов и программ полного инновационного цикла.
Этап 1 – Минобрнауки + РНФ + РАН – поддержка исследований и разработок, администрирование проектов и программ с четким выходом на внедрение в производство
Этап 2. Технологический трансфер –
ВЭБ.РФ (через те форматы работы, что признаны эффективными в Сколково, Фонде Бортника и т.п. – обеспечивается стыковка и с сектором исследований, и с реальным сектором экономики). Здесь важно отметить переход в
ВЭБ.РФ Фонда развития промышленности.
Это означает, что будет четко структурирована поддержка на этих уровнях готовности технологий – ранее здесь оперировали не только интегрируемые институты развития, но и Минобрнауки с Минпромторгом (часто имевшие фактически дублирующие программы).
ВЭБ.РФ становится ключевым институтом инвестиционно-инновационного развития. Для этого у него есть и отличная управленческая команда, и системное видение процессов. Теперь он получает весь инструментарий средств для реализации своей миссии.
Этап 3. Практические инновации. Через интеграцию науки-бизнеса-образования по своим программам (НОЦ, ПСАЛ) здесь будут участвовать Минобрнауки и регионы. А по непосредственной поддержке промышленности – Минпромторг.
Примечательно одно из слияний – Российская венчурная корпорация вливается в Российский фонд прямых инвестиций. Что дни РВК сочтены, было понятно уже в самом начале «дела Повалко». В этой части реформы институтов развития мы видим усиление Екатерины Тихоновой. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев по информации публичных источников является мужем Натальи Поповой – однокурсницы и соратницы Екатерины Тихоновой.
В рамках реформы институтов развития в неприкосновенности остались ключевый госкорпорации научно-технологического прорыва – Росатом и Ростех. Изначально было понятно, что встроить их в некий универсальный механизм практически невозможно – в силу хотя бы серьезной ориентации на оборонно-промышленный комплекс.
Итог
В целом, реформа институтов развития не предполагает тектонических сдвигов в области науки, образования и инноваций. Речь идет о структурировании, систематизации, оптимизации. В ряде моментов вообще, по сути, будет лишь смена вывесок – наиболее успешные проекты и программные мероприятия просто перекочуют в другое институциональное образование.
Для исследователей и технологических предпринимателей система станет более прозрачной, человекоориентированной и понятной.
Если говорить о грантовой сфере, то в принципе уже сейчас сформированы ключевые ниши, по каждой из которых есть та или иная основная линейка грантов. Реформа институтов развития в части вливания РФФИ в РНФ лишь закрепит это положение. Заодно, вследствие профилизации грантов, частично будет снята проблема «двойной отчетности». А в целом – удастся сформировать единую картину поддержки сектора исследований и разработок и ее эффективности.