
ЕС: За каждым прорывом стоят конкретные люди. Не так просто этих людей смотивировать. Как твоя команда мотивирует ребят, чтобы они задумывались о том, как помочь своей малой родине и не ехать в Москву и Санкт-Петербург, а остаться и помогать в том месте, где родился и вырос?
ЛП: Это точно не разнарядка. То, к чему мы всегда стремились за 17 лет существования конкурса, - сохранить гражданскую природу, в этом успех проекта. Это позиция, что я участвую и меня могут услышать, и реакция на те события, которые происходят. Конкурс направлен на неравнодушных молодых граждан. Изначально название появилось на эмоциональной волне, но потом оно получило отклик.
ЕС: Через нацпроекты «Наука» и «Образование» красной линией идет идея о развитии региона через образование. Под эти критерии подпадает и конкурс «Моя страна – моя Россия». Тут можно говорить о территории как матрице, где формируются истории успеха конкретных личностей. Ведь и об этом твой проект?
ЛП: Сейчас позиция министерства такова, что большое внимание уделяется региональным вузам. Вуз – это просветительский, образовательный, научный центр, который должен задавать тон социально-экономическому развитию территории, на которой он находится. Наш конкурс может быть подспорьем вузам по реализации третьей миссии университета. Если молодой человек вовлекается через проектную деятельность в размышления о том, как он может изменить свой регион, то это и есть воспитание и практикоориентированное обучение. Данная связка у нас очень хорошо чувствуется, поэтому мы хотели бы быть полезны вузам. Есть сильные вузы, у которых есть свои конкурсы. Но должна быть идеологическая связка, которая соединяет образовательные организации в рамках целой страны.
ЕС: Я надеюсь, что управленческие команды вузов и руководство Минобрнауки эту позицию сейчас услышали. Я буду рад, если эта логика развития университета будет актуальна, особенно явно потребность в этом показала пандемия. По сути, мы говорим о метауровне развития российских регионов через инструменты образования, воспитания. Кто участвует в конкурсе? Для кого он?
ЛП: Носит гражданскую основу, но молодежную. Это и школьники, и студенты, и молодые специалисты-ученые, и лидеры местных сообществ. Новая номинация «Моя педагогическая инициатива» не имеет возрастных ограничений. Я считаю, что еще одно наше конкурентное преимущество – межпоколенческая составляющая. Победители конкурса зачастую остаются экспертами и наставниками.
ЕС: В последние годы все больше граждан зарубежных стран участвуют в продвижении бренда нашей страны, ее ценностей. Можно вспомнить серба Милоша Биковича, который в Белграде не менее значим чем Бондарчук у нас. Или того же Жерара Депардье. Могут ли иностранцы принимать участие в конкурсе? Как могут?
ЛП: В этом году участие могут принимать иностранцы. Были опасения на этот счет, но это инструмент мягкой силы. Интересна мотивация иностранных участников. В этом году представлены граждане из 15 государств. Это пилотный опыт. В 2020 году запущена номинация для соотечественников за рубежом «Города-побратимы моей страны», заявка принимается от пары – российский участник и тот, кто проживает в городе-побратиме. Иностранцы предлагают свои идеи с возможностью внедрения в конкретных российских регионах. Практика получилась, и она интересна с точки зрения привлечения иностранных абитуриентов.