
Кирилл Каем (продолжение ответа): Ну, и с точки зрения рынка труда, то, мне кажется, эта проблема во многом надумана. Она, во-первых, самая долгосрочная перспектива, а, во-вторых, сообщество всегда подстраивалось, причем достаточно быстро и реагировало на те или иные изменения технологических парадигм – аграрную революцию, индустриальную революцию, очередную цифровую революцию и экономический уклад, и, буквально в полуторопоколениях, сообщество в рамках изменения образовательных программ достаточно быстро подстраивается к новым нуждам на рынке труда. Очевидно, что даже в рамках технологических элементов, то, как сейчас развивается искусственный интеллект, творческие потребности и творческие подходы пока им в полной объёме не доступны. Да, конечно, мы показываем красивые картинки, которые искусственным интеллектом нарисованы, но я бы искусством это затруднился бы назвать. Поэтому будем переучиваться на творческие профессии. И я думаю, что это прекрасно, на самом деле, и даже более интересно, чем такие классические высокоинтеллектуальные профессии, связанные с энциклопедическим знаниями. Мы уже живем в парадигме, когда энциклопедические знания не нужны постоянно, достаточно достать смартфоны из кармана и использовать один из поисковиков для того, чтобы ответить на энциклопедический вопрос, а раньше это было признаком интеллектуальности и образованности. А теперь видимо признаком образованности и интеллектуальности будет как раз творческий подход, способность быстро синтезировать новые, быстро рождать новые идеи. И думаю, что это также повлияет на все больше возрастающую важность IQ, так что будем все с вами заниматься рождением и генерацией новых идей во всех сферах жизни и не только в картинах, я уверен, что и в рамках технологических идей творчества более, чем достаточно.
Многие спикеры в своих выступлениях говорили, что одной из проблем, с которыми сталкиваются при переходе к цифровой экономике, интеллектуальной экономике являются кадры. Готовы ли они?
Пока не готовы, но наш опыт и аграрной, и индустриальной революции показывает, что, если посмотреть исторически, то изменение skills, изменение рабочих навыков в рамках этих революций происходило достаточно быстро, буквально в расчете одного-двух поколений. Мы, как обучаемый социум, достаточно быстро можем реагировать на приобретение новых навыков. Плюс сами по себе технологии ускоряют получение новых навыков, и EduTech никто не отменял, и он серьезно меняет саму сферу образования.
Инновации в образовании. Как Вы считаете возможны? Нужны? Существуют?
Возможны! Существуют и идут! И я даже пример приведу сколковского стартапа, который сейчас самый высокооцененный стартап в области EduTech – это Skyeng, который уже не только россиян учит английскому языку, но и китайцев учит английскому языку. И доступность информации неизбежно повлияет на образовательные треки, неизбежно повлияет на персонализацию образовательную и неизбежно повлияет на сам характер образования. Это как раз то, о чем я говорил. Не важны энциклопедические знания, не важно, сколько байт информации ты у себя сохранил в голове, более значимым является то, как ты умеешь рассуждать, выстраивать логику, как быстр ты можешь находить источники информации. Поэтому, да, конечно, мы будем учиться по-другому, мы будем учиться постоянно. И даже Ваш покорный слуга, моя работа такая, что я учусь постоянно, я смирился с тем, что я не знаю всё. Всё знать невозможно, и когда идет проект, который мне нужно понимать, я сажусь и точно также ищу информацию, залезаю в интернет.