Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 September 05
Научно-образовательная политика
Пединтерны как мифические создания

С началом каждого нового учебного года то чиновников, то профессиональное сообщество в области образования охватывает пресловутый «реформаторский зуд».

Первые числа сентября в этот раз не стали исключением – начались робкие дебаты относительно интернатуры для педагогов.

Вопрос о введении педагогической интернатуры будет обсуждаться в сентябре на заседании проектного комитета нацпроекта «Образование», сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения. Там отметили, что изначально предложение исходило от Общероссийского профсоюза образования, и чиновники считают его «темой для активной дискуссии». Рассмотреть его поручила вице-премьер Татьяна Голикова, уточнили в министерстве.

Суть предложения «озабоченной общественности» в том, что по аналогии с врачами педагоги должны проходить некую стадию чисто практической подготовки перед тем, как быть допущенными к полноценному преподаванию. Имеющейся же педагогической практики в рамках подготовки будущих учителей, по мнению инициаторов перемен, категорически недосфтаточно.

Откровенно говоря, подобные инициативы способны вызвать разве что недоумение.

Во-первых, не так давно была поставлена точка в дискуссиях о преподавании в школе без педагогического образования – да, это возможно при наличии профильной подготовки (историк может вести «Историю» и т.п.) и даже для студентов.

Во-вторых, имеющиеся ФГОС поколения 3++ предоставляют крайне широкие возможности для усиления практической подготовки, которой и так немало в педагогических направлениях (по «Педагогическому образованию», например, практика должна составлять не менее 60 зачетных единиц – это приблизительно год из четырех лет подготовки бакалавров). Казалось бы, куда уж больше – нужно просто усилить «полевую» составляющую в противовес бумажной, да и в любом случае, поправить стандарт значительно проще, чем придумывать новую ступень (форму?) – педагогическую интернатуру.

В-третьих, авторы толком не определились с тем, к чему «стыковать» интернатуру – к бакалавриату или все же магистратуре. Здесь возникает много вопросов о соотнесении различных комбинаций.

В-четвертых, в школах сейчас развертывается более детализированная по уровням система ранжирования учителей, которая, помимо всего прочего, предусматривает активное наставничество над молодым педагогом на начальном этапе его карьеры. В этом смысле интернатура по своей сути не отличается от первых месяцев практической работы – и опять же проще и эффективнее усилить контроль за педпрактикой студентов.

В целом, «широкая дискуссия» в реакции Минпросвещения означает, что предложение крайне спорное по своему содержанию.

Вообще, как наши эксперты, так и коллеги из Министерства отмечают, что очень часто профсоюзы и другие общественные организации оперируют представлениями как минимум десятилетней давности, а то и времен своей юности.

Мало кто из инициаторов громких, но спорных изменений знаком с реальной ситуацией в области педагогического образования.

Кроме того, часть подобных общественных деятелей использует темы перемен в подготовке учителей как повод для откровенного хайпа и околополитических спекуляций.

Подробнее: https://iz.ru/917308/anna-ivushkina/mentorskii-fon-v-rossii-mogut-vvesti-internaturu-dlia-pedagogov
источник
Научно-образовательная политика
Значительно более внушительны цифры для Ливана. Там, по сути, каждый четвертый - это беженец из Сирии. Вот где реальная гуманитарная проблема (катастрофа).

https://t.me/redzion/16391
источник
Научно-образовательная политика
На Восточном экономическом форуме подписана серия соглашений между Дальневосточным федеральным университетом (в лице ректора Никиты Анисимова), Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Константин Носков), Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики (Александр Козлов) и крупнейшими компаниями и госкорпорациями – Газпромом, его представлял Алексей Миллер; Росатомом (гендиректор Алексей Лихачев); МТС; АФК "Система"; Ростелекомом, Вертолетами России и др.

Поводом стало создание Инновационного научно-технологического центра "Русский", ядром которого определен центр цифрового развития, создаваемый в рамках поручения Президента. Работу по его разветыванию преимущественно вёл замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов вместе с командой ДВФУ.

ИНТЦ будет составлять полноценную конкуренцию долине "Воробьевы горы" (МГУ) и частично - "Сколково".

Главный лоббист проекта - вице-премьер и полпред Президента в ДФО Юрий Трутнев.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин, говоря сегодня о протестах, фактически лишь подтвердил уже реализуемые установки:

1.  Власть должна слушать и слышать граждан.
2.  Граждане имеют право на выражение собственной позиции.
3.  Система должна быть гибкой – учитывать критику и находиться в состоянии динамической стабильности, а не стазиса.
4.  Ключевой вектор активности – социально значимые перемены. Политика допускается, но как необходимый элемент перемен – важных в масштабе крупных групп или всего российского общества.
5.  Безусловное требование – соблюдение законов и правил.

https://t.me/rt_russian/19476
источник
Научно-образовательная политика
Верховный суд и Высшая комиссия

Верховный суд ожидаемо отказался принять к рассмотрению иски о недействительности Постановления Правительства по новому составу Высшей аттестационной комиссии. Об этом пишет «Коммерсант».

Данную тему мы детально изучили в конце августа, в момент подачи заявлений. Напомним, Верховный суд принимает к рассмотрению иски в случае, если решение властей затрагивает права, свободы или законные интересы заявителя.

Именно с такой формулировкой была отклонена аргументация заявителей. Она, в основном, состояла в вариациях на тему известного анекдота про студента, выучившего только билет про блох – «а вот если бы рыбы жили на суше, у них была бы шерсть, в которой жили блохи, а блохи…».

Ситуацию еще раз описывает «Коммерсант»: «Агора» сопровождала иск доктора филологических наук Алексея Касьяна, который подавал заявку на включение в состав ВАК и не попал туда. В исковом заявлении говорилось, что 17 членов комиссии, зачисленных с нарушениями, заняли места добросовестных кандидатов, возможно, и Алексея Касьяна. Кроме того, господин Касьян участвует в издании научного журнала «Вопросы языкового родства», а ВАК устанавливает требования для подобных изданий, поэтому вопрос состава комиссии важен для заявителя. Иное обоснование было у заявителя от «Диссернета» физика Андрея Заякина. Он сообщил суду, что регулярно направляет в ВАК жалобы на некорректные диссертации. А если когда-нибудь позже будет установлено, что состав комиссии был сформирован незаконно, то и все решения о лишении ученых степеней могут быть оспорены, и тогда его усилия окажутся напрасными.

Несмотря на комментарии юристов, приведенные в статье, нарушение прав господ Касьяна и Заякина все равно не представляется очевидным. Суд не может основываться на потенциальной возможности того, что произошло, но не состоялось, и того, что может случиться, но далеко не факт.

Теперь возникает интересная развилка для заявителей и их сторонников. Можно продолжить работу по правилам ВАК (подтверждать свой журнал в Перечне, участвовать в работе диссоветов, подавать жалобы о лишении ученых степеней), но тогда это обесценивает попытки судиться и косвенно легитимизирует новый состав Комиссии.

С другой стороны, есть возможность полностью отказаться от всякого сотрудничества с нелегитимным (по мнению Диссернета и его сторонников) образом сформированным ВАКом. Однако, этот вариант представляется нам крайне маловероятным.

Отсюда неутешительный вывод – вся кампания по подаче исков в Верховный суд была обычной показухой. Вроде бы это должно было привлечь больше внимания, но так и неясно к чему – личности заявителей, их деятельности (обозначенной в исках) или тому же «Диссернету» в целом?

Кстати говоря, все шире распространено мнение о том, что его основоположники и ключевые функционеры на самом деле участвуют в некоем научно-политическом проекте, а само «вольное сетевое общество» является лишь инструментом в достижении весьма прагматичных целей – например, занятия определенных постов  в органах власти или позиций в составе ключевых советов по вопросам научно-технологического прорыва.

Статья в «Коммерсанте»: https://www.kommersant.ru/doc/4081758
источник
Научно-образовательная политика
На самом деле Герман Греф своим заявлением на ВЭФ "взбодрил" Рособрнадзор даже больше, чем Минпросвещения, ведь гипотетическая отмена экзаменов "срезала" бы заметную часть функционала у ведомства Сергея Кравцова.

Но такие дискуссии - это именно то, что нужно сегодня многим ФОИВам, включая и Минпросвещения с Минобрнауки - для повышения эффективности работы аппаратов в команде с экспертным сообществом: ведь чем дальше в реализацию нацпроектов, тем больше вопросов.

И лучше, если они (вопросы) на начальном этапе встретят критику лидеров мнения - именно в публичной дискуссии происходит доработка дорожных карт.

В последние дни редакция НОП фиксирует просто лавину обращений от руководителей университетов - в основном в связи с запуском конкурсных процедур в рамках федпроекта "Новые возможности для каждого" Минобрнауки. Не всё идёт так гладко, как ожидали многие вузы - критики довольно много, и мы передали конструктивные замечания и предложения курирующим руководителям в Министерстве.

Ранее НОП неоднократно отмечала, что развитие ДПО в вузах сегодня является важным приоритетом для сотен университетов. От динамики  работы по данному направлению и уровня её "командности" во многом зависит и степень доверия вузовских команд к команде кураторов в Москве.

Похожая ситуация наблюдается и по "нацпроектной" линии работы Минпросвещения: в первую очередь, по вопросам, связанным с запланированной системой повышения квалификации, переподготовки и аттестации учителей.

Но это уже история для отдельной публикации.

https://t.me/polittemnik/3592
источник
Научно-образовательная политика
Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв:

«За два дня работы ВЭФ-2019 кузбасский стенд стал излюбленным местом встреч не только для инвесторов, но и для всех посетителей форума. По телефону люди говорят: «Встретимся у Кузбасса». Наш стенд притягивает множество участников мероприятия.

Мы высадили здесь живые деревья и наполнили его современными цифровыми технологиями. Теперь он полностью отражает новый Кузбасс – светлый и привлекательный с заботой об экологии!»
.

Министры образования субъектов РФ и ректоры региональных университетов, берите пример с Кемерово и Кемеровского государственного университета!

В части продвижения НОЦ "Кузбасс" (а стенд исчерпывающе олицетворяет ключевые направления его работы) коллеги уже обошли многих соперников, что лишь "повышает ставки" в этой увлекательной гонке.

https://www.instagram.com/p/B2BAqwBBKE3/?igshid=18xbn7apm348hp
источник
Научно-образовательная политика
#вэф2019
> Правительство создает комиссию по искусственному интеллекту

> Российский «государственный блокчейн» готовит «революцию» в мировой логистике

> Регионам выдадут 5 миллиардов на систему защиты от компьютерных атак, созданную ФСБ

> Между Москвой и Питером вот-вот поедут беспилотные грузовики
источник
2019 September 06
Научно-образовательная политика
Наши друзья из BIOCAD 1 ноября проводят ежегодную научную конференцию BiotechClub 2019.

Тема в этом году соответствует одному из ключевых трендов на стыке задач стратегической политики и науки – "Генетические технологии: вызовы и возможности". Известно, что развитие геномных технологий поддержано лично Владимиром Путиным.

Вот об этом и пойдёт речь на BiotechClub 2019: о геномных технологиях в медицине, редактировании генома, генетической инженерии в фармацевтике, геномной биоинформатике и других темах.

Эксперты НОП примут участие в работе конференции, а мы расскажем о её итогах, но пока у вас есть время зарегистрироваться слушателем или докладчиком.

https://biotechclub.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка

В публичное поле вышел процесс, о котором мы уже много раз писали – переформатирование работы системы двух научных фондов: Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда.

Причин к оптимизации было несколько: дублирование (идеологическое – по смыслу конкурсов, практическое – по формируемым грантовым линейка), расхождение в процедурах экспертизы, постоянное «толкание локтями» для получения статуса оператора по тем или иным новым мероприятиям (особенно обострилось в рамках реализации нацпроекта «Наука».

Эксперты (в том числе, НОП) много раз говорили о том, что система не оптимальна и избыточна. Естественно, эти замечания являлись отражением происходящих процессов, которые теперь окончательно выведены в публичное пространство.

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко заявил ТАСС, что профильные ведомства и научное сообщество обсуждают перспективы реорганизации российских научных фондов, в том числе Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда. Цель преобразования — расширить грантовую поддержку науки и сделать ее эффективнее.

«Сегодня обсуждаются различные аспекты оптимизации работы научных фондов, в том числе РФФИ и РНФ, для повышения эффективности и расширения грантовой поддержки отечественной науки», - сказал он, отметив, что рассматривается задача «избежания дублирования [деятельности] со стороны двух фондов».

Происходящие обсуждения и неизбежность «фондовой перестройки» отметил председатель совета РФФИ Владислав Панченко:
«С момента появления РНФ обсуждается вопрос корреляции работы двух фондов, чтобы не было дублирования функций. Сейчас очередной этап такого обсуждения, и речь идет о коррекции функционала РФФИ и частичном изменении программ грантовой поддержки. Работа пока идет на рабочем уровне совместно с Минобрнауки».

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), занимающийся грантовой поддержкой на конкурсной основе научных проектов в области фундаментальной науки, в его нынешнем виде могут ликвидировать, сообщил РИА Новости источник, знакомый с ситуацией.

«На уровне государственных органов, управляющих российской наукой, есть решение ликвидировать Российский фонд фундаментальных исследований в его нынешнем виде», - сказал собеседник агентства. «Возможно, функции грантовой поддержки фундаментальных научных работ перейдут к Российскому научному фонду», - добавил он.

Противостояние двух фондовых махин – РНФ и РФФИ, судя по всему, заканчивается в пользу первого. Это будет большая победа для Александра Хлунова.

В целом, о полной ликвидации РФФИ речь не идет (в любом случае будет необходим переходные период), поэтому пока логичнее рассуждать о перераспределении функционала.

У обоих фондов в сумме четыре магистральных направления работы:
1.  Обычные конкурсы – персональные и лабораторные, массовые и масштабные.
2.  Молодежные – на последнем заседании Совета по науке и образованию при Президенте Андрей Фурсенко озвучил намерение выстраивать единую систему на основе Президентской программы РНФ, которую интегрировали в госпрограмму НТР.
3.  Региональные – совместные с субъектами федерации (здесь лидерство традиционно было у РФФИ).
4.  Международные – у обоих фондов.

Отдельно стоит отметить, что РФФИ участвует в распределении грантов на научную аспирантуру, а также развивает систему научного наставничества.

Представляется логичным, что, по крайней мере, гранты в итоге должны быть сконцентрированы именно в рамках РНФ – это позволит избежать дублирования, унифицировать формы подачи заявок и отчетов, оптимизировать экспертизу, выстроить единые сквозные системы поддержки ученых, в том числе, молодым.

В рамках «фондовой перестройки» не стоит всерьез рассуждать о победе той или иной «научно-политической башни», поскольку руководство прорыва сейчас достаточно монолитно – во главе с «группой прорыва» и «старой гвардией». Однако, в экспертных вопросах РНФ станет весомым и очень опасным институциональным оппонентом РАН.
источник
Научно-образовательная политика
Реальность такова, что пресс-службы и PR-специалисты 90% государственных университетов обладают катастрофически низкой квалификацией и слабой готовностью выполнять задачи, стоящие сегодня перед вузами.

Причём речь идёт как о способности продвигать продукты и конкурентные преимущества университета, так и об умении противостоять внешним вызовам - подобным тем, о которых пишет Медиатехнолог.

Вся привычная парадигма вузовского PR, более-менее работавшая последние годы - не только устарела, но нередко начинает тянуть университеты вниз.

НИУ ВШЭ этому направлению традиционно уделяла и продолжает уделять в разы больше внимания, чем большинство коллег. В то же время, именно Вышка столкнулась с самыми серьёзными вызовами на стыке политтехнологий, PR и GR.

И очевидно, что даже признанному лидеру (а ВШЭ - бесспорно, классик в части системного PR) нужно весьма критично посмотреть на себя со стороны. Недавно произошедшей смены куратора информполитики университета явно не достаточно, нужны дополнительные меры.

Мы живём в эпоху, когда один пост в Телеграм-канале может оказаться эффективнее целого года работы всей пресс-службы вуза, а неосторожное высказывание условного проректора - мгновенно породить шквал критики в Фейсбуке, Вконтакте и Инстаграме, а также "взорвать мозг" губернатору и чиновникам в Москве.

https://t.me/mediatech/7850
Telegram
Медиатехнолог
В этом году Навальный и его сторонники потратили немало усилий для того, чтобы расшатать ситуацию в «Вышке»: поддержка протестного ядра среди студентов, адресные атаки на руководство вуза, распространение призывов на незаконные акции среди учащихся и т.д. Сегодняшний ежегодный праздник ВШЭ в Парке Горького должен был стать важной вехой на данном направлении.

По информации полученной от наших подписчиков, сегодня несколько провокаторов планировали превратить мероприятие в политическую акцию, чтобы в очередной раз выставить университет рассадником антигосударственной идеологии. К сожалению для них, реальные студенты «Вышки» участвовать в этом отказались - лозунги никто не подхватывал, от заводил старались попросту держаться подальше. Поняв тщетность своих попыток, провокаторы разошлись, а студенты продолжили отдыхать как ни в чем не бывало.
источник
Научно-образовательная политика
Пленарное заседание ВЭФ – образование и наука (цитаты президента)

Сила, конкурентные преимущества Дальнего Востока – это талантливые, трудолюбивые, энергичные люди, образованная и целеустремлённая молодёжь. Это новые центры науки, индустриального роста, отраслей будущего.

Уже 15 лет тому назад, мы сделали ставку именно на максимальную открытость этого региона, на его тесную интеграцию в экономическое, транспортное, образовательное и гуманитарное пространство АТР, а если смотреть шире – то, безусловно, и всего мира. На развитие международного и приграничного сотрудничества, инвестиционных, технологических партнёрств, а значит, на создание новых возможностей, прежде всего для наших граждан, для их жизни и работы.

За прошедшие полтора десятилетия нам уже удалось сформировать условия для выхода Дальнего Востока на траекторию опережающего роста. И это не пустые слова, я сейчас приведу доказательства этому.

Хорошим стартом для такой работы стала подготовка к проведению во Владивостоке саммита АТЭС в 2012 году. Мы вложили тогда значительные ресурсы в модернизацию транспортной, деловой, образовательной инфраструктуры, благоустройство столицы края как современного, динамично развивающегося города, города для людей, как одного из научных и образовательных центов АТР.

Центром новых компетенций, молодёжных обменов и международной кооперации, смелых экспериментов в образовании, науке, отраслях новой технологической эпохи становится Дальневосточный федеральный университет, на площадке которого мы собираемся традиционно и на которой собрались сейчас.

В прошлом учебном году в университете занималось 20 тысяч студентов, в том числе 3,5 тысячи иностранцев из 74 государств мира. Здесь преподают более 200 зарубежных профессоров.

Здесь планируется дальнейшее развитие исследовательской инфраструктуры, включая строительство установки класса «мегасайенс». И можно с уверенностью говорить о будущем университета как одного из опорных центров общего образовательного пространства АТР.

[Нужно] достичь перемен в здравоохранении, образовании, обустройстве городов и посёлков, ощутимых при этом для миллионов людей. Причём такие изменения граждане должны почувствовать не в отдаленном будущем, как я уже неоднократно говорил, не спустя годы, а в ближайшее время.

Из восьми миллионов двухсот тысяч жителей федерального округа почти полтора миллиона – это школьники, студенты вузов и учащиеся колледжей. Они побеждают в спортивных состязаниях, на международных и всероссийских научных олимпиадах и конкурсах.

Поэтому первая и ключевая задача нового этапа развития Дальнего Востока – поддержать молодёжь. Сделать всё, чтобы молодые люди имели здесь самые широкие возможности – получить образование, реализовать себя в жизни и профессии, создать семью, воспитывать детей, внести свой вклад в развитие близкого для них Дальнего Востока.

Цель [«дальневосточной льготной ставки по ипотеке] – привлечь именно на Дальний Восток людей с образованием, квалифицированные кадры и так далее.

Важным шагом к укреплению общего образовательного, просветительского и гуманитарного пространства страны должен стать новый культурно-образовательный и музейный комплекс на Дальнем Востоке – здесь, во Владивостоке. Но вместе с этим нам нужно коренным образом обновить всю сеть музеев, библиотек, театров, учреждений культуры, досуга, дополнительного образования на всём Дальнем Востоке. Сделать их «живыми», интересными, современными центрами притяжения для людей всех возрастов, детей и молодёжи.

Надо думать о будущем. Оно связано с теми сегодняшними ребятами, школьниками, которые любят свой край, хотят здесь жить и работать. И надо дать им возможность получить качественное образование независимо от доходов и материального состояния их семей.

У молодёжи, у людей разных возрастов должны быть все возможности для доступа к дистанционному образованию, так же как и к телемедицине, информационным ресурсам и электронным услугам, к цифровым платформам и сервисам, которые открывают новые горизонты для создания и ведения бизнеса.

http://kremlin.ru/events/president/news/61451
источник
Научно-образовательная политика
From Skolkovo with love

Резидент "Сколково" ООО "Ренова Лаб", принадлежащая "Ренове" Виктора Вексельберга подала в суд на сербскую компанию АО "Путеви" о взыскании более чем 0,5 млрд рублей.  

Ранее компания при участии сербов создала научно-исследовательский центр “R&D Ренова”.

Сербы из АО "Путеви" тоже не простые ребята - строили Розу Хутор, "Сердце столицы", "Арену Парк" (объекты ВТБ).
источник
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка – цели и последствия

Сегодня вышел в публичный простор процесс перестройки системы научных фондов России – стало известно о серьезном намерении передать практически все гранты в ведение Российского научного фонда, а РФФИ в текущем виде ликвидировать. Мы в общих чертах рассмотрели причины. Теперь в центре нашего внимания будут более системные вещи.

Экспертиза
Традиционно в каждом фонде существует своя система отбора экспертов и проведения оценочных процедур. Носителем «лучших практик» скорее является именно РНФ, поскольку он изначально создавался по усиление данного аспекта работы. Ситуация стала еще лучше после замечаний Счетной палаты и соответствующих изменений.

С другой стороны, многие эксперты фонда отмечают проблемы и с выдерживанием сроков оплаты, и с не всегда логичным распределением проектов, и с рядом иных «узких мест».

Тем не менее, именно РНФ сегодня переходит к автоматизированным форматам, а далее – что неизбежно, к полностью цифровым. Все процедуры должны стать прозрачными – результаты оценки и все результаты проектов необходимо представлять публике в открытом доступе.

В результате концентрации грантов у себя Фонд также станет второй экспертной силой наравне с Российской академией наук. РНФ активно привлекает к проведению процедур оценки представителей РАН, однако это не ведет к институциональному участию Академии в процессе экспертизы. В результате ее позиции как основной (а в мечтах академиков – единственной) экспертной организации страны всерьез пошатнутся.

Вполне вероятна ситуация, когда РАН будет привлекаться только для оценки госзадания, а все остальные экспертизы (конкурсные отборы в рамках нацпроектов, Стратегии НТР, отдельных мероприятий и т.п.) будут проходить через РНФ.

В этом смысле РНФ сформирует второй равнозначный канал экспертизы и усилит политический контроль за политикой РАН, которая не сможет рисковать своим экспертным статусом.

В этой системе экспертных держав существует третий элемент – РИНКЦЭ (Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертиз), являющийся подведомственной организацией Министерства науки и высшего образования. Качество экспертиз, проводимых РИНКЦЭ регулярно подвергается жесткой критике как среди участников, так и заказчиков. Трансформация фондового ландшафта вполне может привести к достаточно ожидаемому вливанию института в той или иной форме в РНФ.

Финансы
Концентрация грантов (в виде необходимости организационно-технически и информационно-аналитически сопровождать проекты и подвергать их мониторингу), а следовательно – экспертиз, в РНФ привлечет к соответствующей фокусировке финансовых потоков.

При этом в данный момент Фонд финансируется через субсидию, выделяемую Минобрнауки (в отличие от РФФИ, который получает бюджетной финансирование более прямым образом). В итоге РНФ окажется под плотным контролем со стороны Министерства (в том числе – финансовым) как по траекториям нацпроекта «Наука», так и по остальным формам деятельности. Это вполне соответствует логике госполитики по собиранию, оптимизации и концентрации институтов, принимающих решения.

Грантовые системы
Перед РНФ будет стоять сложная задача – выстроить логичные системы грантов в по следующим векторам:
1.  увеличение размера коллектива (от индивидуальных к лабораторным),
2.  амбициозности задача (от «посевных» к прорывным),
3.  карьерного этапа (студент – молодой ученый – эффективный исследователь – ученый мирового уровня),
4.  уровня готовности технологий (фундаментальные – поисковые – прикладные исследования).

В итоге должна получиться адекватная схема, по которой можно строить непрерывные траектории грантовой поддержки. Стоит ожидать, что в рамках концентрации грантов в ведение РНФ также перейдет если не оперирование, то экспертиза по иным мероприятиям, зарекомендовавшим свою эффективность – отбор инжиниринговых центров, создание высокотехнологичных производств с проведением НИОКТР (Постановление 218), мегагранты (классические, Постановления 220) и т.п.
источник
Научно-образовательная политика
+2 самостоятельных

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. №1897-р Перечень организаций, которым предоставлены права самостоятельного присуждения ученых степеней, дополнен 2 организациями:
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) и

Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук.

С учетом позиции научной общественности с целью предупреждения негативных последствий расширения перечня организаций, которым предоставлено право самостоятельного присуждения ученых степеней, как сообщает пресс-служба Минобрнауки, реализуется комплекс соответствующих мер, направленных на совершенствование модели научной аттестации.

В мае 2019 года пересмотрены критерии наделения организаций правом самостоятельного присуждения ученых степеней. Это позволило усовершенствовать требования к отбору организаций и предоставлять права для реализации новой модели научной аттестации только ведущим научным и образовательным организациям, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Данные организации соответствуют вновь утвержденным в 2019 году критериям.

По данным Минобрнауки (о чем сообщает ТАСС), поступило семь заявлений о включении в перечень, в том числе два от научных организаций и пять от образовательных организаций высшего образования. Соответствие вновь утвержденным критериям показали всего две.

Среди таких критериев, по данным министерства, в частности, наличие диссертационных советов, доля отмененных решений диссертационных советов о присуждении ученых степеней, объем затрат на научные исследования и разработки, количество научных публикаций в журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science) и в базе данных Scopus, а также доля обучающихся по программам магистратуры и в аспирантурах (адъюнктурах).

Расширение круга организаций позволит обеспечить высокий уровень экспертной оценки научных результатов при условии повышения качества аттестационных процедур, а также будет способствовать разнообразию форм научной аттестации и увеличению числа площадок для подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации.

В настоящее время, наряду с МГУ и СПбГУ новые подходы в системе аттестации будут реализовывать 4 научные организации и 23 образовательных организаций высшего образования.

Против увеличения числа научных организаций и вузов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени, в июне выступил президент Российской академии наук Александр Сергеев и многие представители руководства РАН. Они считают, что это приведет к разрушению единой системы государственной научной аттестации и сведению на нет функций Высшей аттестационной комиссии (новый состав которой при этом регулярно атакуют совместно с представителями Диссернета).

В частности, обращение к Правительству о приостановке распространения практики самостоятельного присуждения степеней, содержится в Постановлении последнего перед летней паузой Президиума РАН, который стал скандально известным, в первую очередь, за инициативу отторгнуть ВАК у Минобрнауки и переподчинить комиссию Правительству.

Кстати, отметим, что новые усиленные требования были введены до эскапады Президиума РАН. Это опять же подчеркивает, что Академия и ее руководство часто банально не поспевают за интенсивностью госполитики эпохи научно-технологического прорыва.

Можно заметить, что политический вес Академии все же снижается – Комиссия продолжает держать оборону от всех нападок, а организации получают право на присуждение степеней (пусть в меньшем количестве, чем могли бы). Также у РАН скоро может появиться полноценный и мощный конкурент на экспертном поле – Российский научный фонд, который останется единственным исследовательским институтом развития.
источник
Научно-образовательная политика
Цифровизация школы и цифры успеха

Цифровизация школьного образования – одна из самых горячих тем в последние несколько лет. Дискуссии чаще всего развиваются вокруг (чаще всего надуманных дилемм): планшеты или туалеты, педагоги или педаботы?

Необходимость поступательно и всестороннего внедрения цифровых инструментов в процесс обучения никем не оспаривается (здесь едина позиция Президента, Администрации, Правительства, Минпросвещения, профессионального сообщества, родителей и самих учеников) – дебаты ведутся о формах, масштабах и эффективности.

Наиболее широко онлайн и гаджеты используются в дополнительном образовании, а вот проникновение непосредственно в школу – вещь сколь насущная, столь и сложная.

Электронная школа открывает широкие возможности для повышения качества образования, улучшения и выравнивания его доступности. Однако, открытым остаются вопросы – насколько предлагаемые цифровые продукты адекватны запросам учителей, учеников и родителей; не чрезмерным ли становится экранное время в противовес реальной жизни; как оценить эффективность данных инструментов.

В массовое школьное обучение пытались зайти многие компании, но наиболее успешно это получилось, пожалуй, только у Яндекс.Учебника. Буквально за год он взорвал рынок и завоевал любовь как педагогов, так и учеников по всей стране. Сейчас сервисом пользуются 37 тысяч учителей и 600 тысяч школьников. Важно, что внедрение Яндекс.учебника в обучение не имело принудительный характер – кто хотел, тот и пользовался. Другой вопрос, что «сарафанное радио» среди школьников, учителей и родителей быстро разносило весть про эффективность.

И тут возник самый главный вопрос – как ее измерить? Можно ли положить конец хотя бы части споров – что лучше, тетрадка и учитель у доски или планшет и онлайн-уроки? Кстати говоря, эта задача была сформулирована на высшем уровне министром просвещения Ольгой Васильевой в начале года.

Институт образования Высшей школы экономики (один из лидеров отечественной педагогической науки и аналитики) вместе с Яндекс.учебником как раз задались этим вопросом. Они провели масштабное исследование успеваемости детей в начальной школе. В нем приняли участие более 200 учителей и 6000 учеников третьих классов. Пилотными стали сибирские регионы: Алтайский край и Новосибирская область.

Результаты были ожидаемы, но их значимость сложно недооценить.

В итоге те дети, что решали онлайн-задачки в Яндекс.Учебнике, показали рост успеваемости примерно на 20% больше, чем у тех, кто занимался в традиционной форме. Причем (это важно!) наибольший эффект это имело для изначально не очень хорошо успевающих учеников.

Второй важный вывод – использование онлайн-форматов позволяет, если не устранить падение мотивации к концу учебного года, то заметно снизить его масштаб при использовании онлайн-ресурсов.

Также выяснилось, что занятия в Яндекс.Учебнике стимулируют детей к использованию гаджетов именно в образовательных целях.

Эти выводы окончательно должны подтвердить высокую значимость перехода к цифровой школе. Онлайн-форматы позволяют детям глубже погружаться в образовательный процесс, получая немедленную обратную связь. Их использование дает возможность как «догнать» класс, так и закрепить материал перед контрольной, а для самых любопытных – освоить что-то вперед программы.

Также исследование Института образования и Яндекс.Учебника лишний раз подтвердило, что сами по себе гаджеты не несут вреда учебному процессы – проблемы начинаются в тот момент, когда дети их используют не по назначению во время урока.

Результаты исследования должны успокоить родителей – далеко не так плохо, что ребенок часть жизни проводит перед экраном, ведь так можно эффективно учиться.

Надо отметить успешность работы Яндекс.Учебника – авторам удалось создать качественный и эффективный инструмент. Это открывает возможности для компании активно включиться в цифровые мероприятия нацпроекта «Образование». Но самое главное – результат и повышение успеваемости детей.

Подробнее в «Российской газете».
источник
2019 September 07
Научно-образовательная политика
Мы днём именно об этом говорили с Владимиром Романовичем - в Телеграме важны лидеры мнений, которые будут давать ориентиры начинающим авторам.

Реальность такова, что скоро будем просить ректоров духовных семинарий дать мастер-класс руководителям светских университетов.

Кристина, на тебя тоже рассчитываем! Книгу про Телеграм написала - теперь в ответе :)

https://t.me/vladimirlegoyda/2188
источник