
С началом каждого нового учебного года то чиновников, то профессиональное сообщество в области образования охватывает пресловутый «реформаторский зуд».
Первые числа сентября в этот раз не стали исключением – начались робкие дебаты относительно интернатуры для педагогов.
Вопрос о введении педагогической интернатуры будет обсуждаться в сентябре на заседании проектного комитета нацпроекта «Образование», сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения. Там отметили, что изначально предложение исходило от Общероссийского профсоюза образования, и чиновники считают его «темой для активной дискуссии». Рассмотреть его поручила вице-премьер Татьяна Голикова, уточнили в министерстве.
Суть предложения «озабоченной общественности» в том, что по аналогии с врачами педагоги должны проходить некую стадию чисто практической подготовки перед тем, как быть допущенными к полноценному преподаванию. Имеющейся же педагогической практики в рамках подготовки будущих учителей, по мнению инициаторов перемен, категорически недосфтаточно.
Откровенно говоря, подобные инициативы способны вызвать разве что недоумение.
Во-первых, не так давно была поставлена точка в дискуссиях о преподавании в школе без педагогического образования – да, это возможно при наличии профильной подготовки (историк может вести «Историю» и т.п.) и даже для студентов.
Во-вторых, имеющиеся ФГОС поколения 3++ предоставляют крайне широкие возможности для усиления практической подготовки, которой и так немало в педагогических направлениях (по «Педагогическому образованию», например, практика должна составлять не менее 60 зачетных единиц – это приблизительно год из четырех лет подготовки бакалавров). Казалось бы, куда уж больше – нужно просто усилить «полевую» составляющую в противовес бумажной, да и в любом случае, поправить стандарт значительно проще, чем придумывать новую ступень (форму?) – педагогическую интернатуру.
В-третьих, авторы толком не определились с тем, к чему «стыковать» интернатуру – к бакалавриату или все же магистратуре. Здесь возникает много вопросов о соотнесении различных комбинаций.
В-четвертых, в школах сейчас развертывается более детализированная по уровням система ранжирования учителей, которая, помимо всего прочего, предусматривает активное наставничество над молодым педагогом на начальном этапе его карьеры. В этом смысле интернатура по своей сути не отличается от первых месяцев практической работы – и опять же проще и эффективнее усилить контроль за педпрактикой студентов.
В целом, «широкая дискуссия» в реакции Минпросвещения означает, что предложение крайне спорное по своему содержанию.
Вообще, как наши эксперты, так и коллеги из Министерства отмечают, что очень часто профсоюзы и другие общественные организации оперируют представлениями как минимум десятилетней давности, а то и времен своей юности.
Мало кто из инициаторов громких, но спорных изменений знаком с реальной ситуацией в области педагогического образования.
Кроме того, часть подобных общественных деятелей использует темы перемен в подготовке учителей как повод для откровенного хайпа и околополитических спекуляций.
Подробнее: https://iz.ru/917308/anna-ivushkina/mentorskii-fon-v-rossii-mogut-vvesti-internaturu-dlia-pedagogov