Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 August 18
Научно-образовательная политика
Наш пост был о другом, но Настя Кашеварова вдруг решила рассказать всем о причинах решения - экзотического для многих сегодняшних пассажиров рейса "Москва-Саратов".

"Все летели в одинаковых условиях".

Это же так удивительно осмыслить участникам рейса, что они летели в "одинаковых условиях"!

И даже боимся представить мысли в голове Вячеслава Викторовича (180 см), познавшего на своих коленях, какая она, Победа.

https://t.me/akashevarova/2778
источник
2019 August 19
Научно-образовательная политика
Цифровой уголь

Сегодня делегация НОЦ «Кузбасс» во главе с Губернатором Сергеем Цивилевым и гендиректором компании «СДС-Уголь» Геннадием Алексеевым работает в Минпромторге.

Основной упор кузбассовцы делают на проекте «Цифровое горное предприятие».

Совместный инновационный инвестиционный проект НОЦ «Кузбасс» и АО ХК «СДС-Уголь» разработан в рамках реализации комплексной научно-технической программы «#Чистый Уголь=#Зеленый Кузбасс».

Поэтапная реализация проекта «Цифровое горное предприятие» должна обеспечить цифровизацию и автоматизацию всех процессов освоения месторождений твердых полезных ископаемых (от геологоразведки до реализации товарной продукции) на основе взаимосвязанных программных сервисов, платформенных решений и внедрения инновационных, наилучших доступных технологий.

В рамках работы над проектом планируется использовать успешный опыт Кемеровского госуниверситета по цифровизации: стало известно, что с нового учебного года в КемГУ создадут Институт цифры.
источник
Научно-образовательная политика
Академик РАН Лео Бокерия - безусловно великий гражданин России.

Этот пост не о нем, а об очевидно назревшей необходимости пересмотра принципов членства в Российской академии наук.

Как можно делать ставку на научное лидерство организации, когда её членкоры не просто являются резидентами зарубежных стран, но вместо развития науки на родине, активно строят бизнес в Майами и еще одном флоридском городе со знаковым именем Hollywood?

Ольга Бокерия, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ОХЛИП НЦ ССХ им. Бакулева Минздрава России и дочь академика РАН, директора НЦ ССХ им. Бакулева Минздрава России Лео Бокерия активно скупает недвижимость в фешенебельных районах США, готовясь перехать в Америку и открыть там частную клинику
источник
Научно-образовательная политика
Дальневосточный научно-фондовый

Российский фонд фундаментальных исследований (председатель Совета – Владислав Панченко) откроет представительство в Дальневосточном федеральном университете.

Представительство РФФИ станет первым за пределами Москвы. Планируется, что отделение Фонда будет способствовать более активной поддержке дальневосточных ученых, а также поможет исследователям в оформлении заявок во избежание «электронной бюрократии».

«Реализация научных проектов и программ при поддержке РФФИ является ключевым фактором для развития, как университета, так и всего Дальнего Востока. Ряд фундаментальных исследований, результаты которых в дальнейшем реализуются для решения прикладных задач в производстве, осуществляются учеными при поддержке РФФИ. Фонд даёт возможность реализовывать проекты по приоритетным научным направлениям мирового уровня», — заметил заместитель проректора по научной работе ДВФУ Александр Сергиевич.

Для Дальневосточного федерального университета новый формат сотрудничества с РФФИ означает получение прямого и короткого маршрута к большому спектру грантов. Что, конечно, не означает каких-либо преференций для заявок от вуза при экспертизе.

А вот для Фонда сотрудничество на самом деле более значимо. Это позволяет не только серьезно усилить региональную составляющую работу (конкурсы с субъектами федерации), но также – мощно прозвучать по вектору научной дипломатии.

ДВФУ является форпостом и окном в АТР для отечественной сферы науки, образования и технологий – именно поэтому представительство ДВФИ сможет намного более широко выстраивать взаимодействия по совместным грантовым программам со странами Азии и Тихоокеанского региона.

Отметим, что оба научных фонда страны – РНФ (Александр Хлунов) и РФФИ (Владислав Панченко) активизировали свои усилия с целью более глубоко интегрироваться в нацпроект «Наука» и госпрограмму «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Российский научный фонд пока что немного вырвался вперед в вопросах молодежной научной политики. Однако, ответный шаг РФФИ по сотрудничеству с ДВФУ выглядит более весомым и стратегически выгодным.

Подробнее: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/russian_foundation_for_basic_research_opens_an_office_in_palo/
источник
Научно-образовательная политика
Западно-Сибирский НОЦ: поддержка от РАН

Губернатор Тюменской области Александр Моор и президент РАН, академик Александр Сергеев обсудили перспективы создания НОЦ в регионе. Об это подробно пишет ИА «Тюменская линия».

«Надеюсь, ваш визит и интерес к Тюменской области помогут нам в продвижении научно-образовательного центра. Уверен, что партнерство с академическим сообществом поможет Тюменской области укрепить позиции в современном научном мире», - подчеркнул губернатор Александр Моор, приветствуя президента РАН, академика Александра Сергеева на рабочей встрече в областном правительстве.

Глава региона рассказал об идее создания и формировании Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра, поддержке проекта губернаторами ХМАО-Югры и Ямала Натальей Комаровой и Дмитрием Артюховым.

«Мы исходили из того, что имеем высшее образование, которое динамично меняется. Учитывая, что индустриальные партнеры работают на всех трех территориях, объединив усилия субъектов, мы получим с одной стороны уникальную заявку, а с другой, что немаловажно, - участие бюджетов трех регионов в проекте. Такие самодостаточные регионы, как автономные округа и Тюменская область вместе - большая сила», - добавил Александр Моор.

Александр Сергеев, сообщил, что сразу отметил особенность заявки трех регионов: «Про Тюмень сразу было понятно, что заявка будет одобрена. НОЦ - это не только наукообразование, это некий треугольник, главная вершина которого - промышленность. Хорошо, что привлекаете северных партнеров. На вашей территории крупнейший нефтегазовый комплекс, особенно компания СИБУР, будет интересно посмотреть, как заработает этот треугольник», - отметил президент Российской академии наук.

На базе Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета прошла презентация ключевых проектов Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра. В обсуждении приняли участие министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев, губернатор Тюменской области Александр Моор, представители научного сообщества региона.

Подробнее: https://t-l.ru/268940.html
источник
Научно-образовательная политика
Все студенты в гости будут к нам

Федеральная служба безопасности (а если точнее и менее зловеще – Пограничная служба ФСБ) опубликовала статистику по количеству иностранцев, приехавших на учебу в Россию с начала года.

Таковых набралось 181,5 тыс. человек. Больше четверти – Казахстан (59,3 тыс.), далее – Китай (21,2 тыс.), Узбекистан (14 тыс.) и Украина (13,7 тыс.).

Кроме того, как сообщает РБК на основании сведений ФСБ, в Россию едут учиться из Ирана, Индии, Южной и Северной Кореи, Египта, Марокко, Вьетнама и США (1050 человек, входит в двадцатку стран, откуда приезжает больше всего студентов). Из Великобритании в Россию приехали 767 человек, из Канады — 99. Белоруссия с 231 студентами — на 47-м месте. Всего в России учатся приезжие из 174 стран, в том числе один студент из Исландии и по три человека с Мальты и из Гондураса.

Статистика Пограничной службы не лишена серьезных недостатков – считается каждый въезд, а не персонально студент, информация по гражданам стран с безвизовым режимом не проверяется и т.п.

Согласно данным Минобрнауки, с которыми ознакомился РБК, в начале 2018 года в России было более 247 тыс. иностранных студентов. Почти 83 тыс. из них — первокурсники (как программ бакалавриата, так и магистратуры и специалитета). В статистическом сборнике Минобрнауки также указано число иностранных студентов, обучающихся в России в соответствии с международными договорами. У некоторых из них вообще нет гражданства. Таких учащихся в России еще 30,3 тыс., в том числе 9,8 тыс. первокурсников.

Страны — лидеры по числу студентов, обучающихся в России, по данным Минобронауки, несколько отличаются от тех, что оказались в топе ФСБ. Первое место также у Казахстана (65,6 тыс. студентов), второе — у Туркменистана (27,4 тыс.), третье — у Узбекистана (25,7 тыс.). Китай только на четвертом месте (18,3 тыс. студентов).

Экспорт российского высшего образования, выражаемый в увеличении количества иностранных студентов, заложен в нацпроект «Образование», а также в показателях эффективности функционирования вузов.

Традиционными донорами являются страны бывшего СССР – для студентов оттуда русский часто является вторым родным, а Россия – традиционным полюсом притяжения. Эксперты также прогнозируют рост числа абитуриентов из стран Африки. По отдельным направлениям эксклюзивных образовательных программ высока доля обучающихся из высокоразвитых стран.

Стоит напомнить, что в рамках текущей образовательной государственной политики задачей ставится не только привлечение иностранных студентов, но и удержание лучших выпускников в России.

В сущности, высшее образование и определенная по времени отработка (например, по аналогии с целевым обучением – 3 года) должны гарантировать автоматическое получение российского гражданства. Подобные программы достаточно легко скомбинировать из существующих мер с небольшими точечными изменениями в законодательстве.

Ведь, по большому счету, далеко не все студенты, приехавшие в Россию, стремятся вернуться домой. Для многих из них студенческие годы – это лишь продленная во времени попытка «зацепиться» и затем остаться в нашей стране.

Подробнее: https://www.rbc.ru/society/19/08/2019/5d5694d89a79471a151e5e5f
источник
Научно-образовательная политика
Несмотря на то, что сегодня только 19 августа и учебный год начнется через 2 недели, большинство учителей начинают «выходить» из отпусков именно сегодня. Мы давно хотели сделать подборку не просто канал про образовательную политику, но и каналов учителей, которые работают в поле каждый день и, самое удивительное, у них остается время для написания текстов о своей непростой работе.

Про образовательную политику:
⚠️Научно-образовательная политика (@scienpolicy) – конечно, же уже легендарный канал про научно-образовательную политику; здесь не только первоклассная аналитика, но и ценные инсайды.
⚠️НОП – Молодежь и соцлифты (@youthpolicy) – пишут про одну из самых сложных и плачевных тем - российскую молодежную политику; но делают это так, что кажется еще не все потеряно. Также приятные собеседники, у которых всегда можно получить консультацию по вопросам молодежной политики.
⚠️НОП Тюмень Ханты Ямал (@tyumen_science) – про научно-образовательную политику Западной Сибири.
⚠️Тренды образования (@edtrends) – про edtech простым языком.
⚠️Университетская солидарность (@unisolidarity) – телеграм-канал профсоюза «Университетская солидарность»; приятно осознавать, что есть хоть один независимый и работающий профсоюз работников высшего образования.
⚠️Минпросвет (@minsvet) – Министерство просвещение нормального человека, а не курильщика.
⚠️Аспирантура 2.0 (@aspirantura_dva_nol) – молодой как настоящий аспирант канал про российскую аспирантуру изнутри.


Про школьное образование от учителей:
✅Незаслуженный учитель России (@leavethekidsalone) – канал незаслуженного сельского учителя; если всегда было интересно узнать, чем и как живет сельская школа, то подписывайтесь на Незаслуженного.
✅Здравствуйте, Кирилл Александрович (@kirill_uchit) – канал питерского учителя истории и обществознания о детях  и школе.
✅Тамара Учит Русскому (@tamarauchit) – авторский канал Заслуженного учителя России Тамары Задорожной ТЧК
✅Садись, два! (@sitdownplz) - канал о школе, детях и русском языке еще от одного учителя русского языка и литературы.
✅Идеальная училка (@kseniia_andreevna) - об образовании от учителя английского языка аж из Владивостока.
✅ООО (@OOObrazovanie) – небольшой, но невероятно интересный канал от учителя истории из одной частной московской школы; автор делится с читателями своими педагогическими приемами и новыми инициативами в образовании.
✅Педагогический сомелье (@schoolpresscool) – если хотите создать школьную газету, то вас сюда; автор канала расскажет про школьную журналистику на кейсах универсального разлива.
✅Домашние задания и места их обитания (@schooldear) – канал еще одного учителя русского языка и литературы.
✅37запятая (@https://t.me/zapyataya37) – очень просто рассказывается про школьные будни.
✅Заметки директора школы (@dirschol) – заметки от директора одной московской школы; интересно читать не только учительский взгляд, но и директоров школ, как они видят образование и школу сверху.
✅Анти-учительская (@anti_teachers_room) – начинающий канал про школьные будни.

Интересные каналы:
📍Финские отличия (@finnished) – канал русской школьницы, которая уехала учится в финскую школу и рассказывает про устройство финского образования изнутри глазами ученика.
📍Indicator.Ru (@indicator_news) – канал известного информационного портала, посвященного науке, здесь можно найти новости российской и мировой науки.
📍Диссернет (@dissernet) – тут без комментариев.
📍Троицкий вариант-Наука (@trvscience) – телеграм-канал известной газеты про науку.
📍Вакансии в образовании (@edujobs) – хотите начать работать в образовании или ищите новое место работы, то на это канале вы сможете найти самые лучшие вакансии в нашей сфере.

P.S. На самом деле круто,что учителя ведут телеграм-каналы, это говорит о том, что не все потеряно, а сколько еще аккаунтов учителей, рассказывающих про свою работу, в инстаграме, так вообще страшно говорить.
источник
Научно-образовательная политика
Вне себя: университет и политика

Ключевой темой дискуссий в научно-образовательной среде последние несколько дней (и недель) стали университет и политика. О том, как соотносятся эти два явления спорят представители студенчества, СМИ, профессорско-преподавательского сообщества, руководства вузов.

Основной идеей является «университет вне политики». Об этом пишут многие, но мало кто уточняет: «Вне – это где?».

Над
Кто-то считает, что университет должен быть над политикой – эдакая суперпозиция пространства знания и диалога. Однако, это путь к башне из слоновой кости. Университет не может быть монастырем, который занимается духовным в противовес мирским метаниям. Полная и окончательная деполитизация очевидно будет означать отрыв от реальности. Такое учебное заведение просто не может существовать в современную эпоху.

Рядом
Университет может попытаться находиться рядом с политикой – условно говоря, вращаться на ее орбите. Не отрицать, что он вступает во взаимодействие (гравитационное) с ней, но при этом все же и не ступать на поверхность. Проблема в том, что вывести вуз на подобную орбиту, а потом поддерживать ее – чрезвычайно тяжело. Скорее всего университет или унесет в даль (см. выше) или размажет о твердь политического (см. ниже). В принципе российская политико-управленческая традиция с трудом допускает возможность горизонтального взаимодействия общественных институтов – в вертикализированной российской политике быть рядом с ней (читаем – с властью) означает быть в подчинении.

Под
Собственно, именно здесь и пребывает российский университет. Вузы являются объектами государственной политики, выполняют в качестве бюджетных учреждений свои функции. Политической субъектностью вузы практически не обладают – они вечно «в тени» политики, они – ее флюгеры. Да, в такой ситуации рост замедлен, зато и бури не столь сильны. Эдакий тенистый балкон для помидорной рассады – не обихоженная грядка в солнечной теплице, но и не заросший пустырь в неблагоприятном климате.

Однако, за этим географическими спорами скрывается самый главный вопрос, на который нет ответа ни у одной из сторон: «Что делать, если политика уже внутри университета, а он – посреди нее?»

Противники «выхода из политики» утверждают: вуз (особенно строящий либеральный имидж) не может проходить мимо нарушений прав человека, притеснений граждан и т.п. Университет всегда был местом для социально- политических экспериментов.

Сторонники парируют – надо разбираться в нюансах, а сам университет не может рисковать собой. Он должен представлять из себя пространство диалога, но никак не поле битвы.

И тут возникает вопрос, а что же такое университет? Обе стороны скорее исходят из того, что это корпорация и цех.

Корпорация (цех) не может быть вне политики, если та затрагивает представителей сообщества. Для сохранения всей группы возможно пожертвовать несколькими членами - но с какого-то момента неспособность цеха обеспечить права своих участников станет означать гибель самой корпорации.

Если не заниматься политикой, она займётся тобой. Только равняется ли изучение занятию?

Университеты (по крайней мере ведущие) являются важными участниками научно-образовательной политики – и отказ от активного участия в реальной политике является своеобразной платой за право голоса в профильных вопросах.

Университет больше каждого из нас - да, но при этом - и меньше. Он должен определиться. Если он скорее - социальный институт, тогда ещё есть смысл жертв и протискивания во внеполитическое пространство.

Если же - организация по оказанию образовательных и научных услуг, то дискуссия лишается смысла. Сотрудники работают ради денег, студенты получают услуги. Иное сомнительно – оппозиционная библиотека? провластный ЗАГС? бунтарская поликлиника?

Всегда стоит помнить о том, что почти нигде нет единства университетского сообщества – есть профессура, студенты и власти. Этот треугольник отношений не слишком устойчив.

Деполитизация является способом выживания для вузов. Вследствие не только традиций, но и избыточного давления политики в России. И на многие вопросы просто нет правильных ответов.
источник
Научно-образовательная политика
Информационное сопровождение научно-образовательного прорыва

Министерство науки и высшего образования РФ 16 августа провело семинар-совещание с представителями подведомственных образовательных организаций на тему: «Об усилении роли вузов в формировании государственной информационной научно-образовательной и молодежной политики».  К профессиональному диалогу были приглашены проректоры, курирующие информационную политику вузов, и руководители пресс-служб университетов.

В Центральном доме ученых собралось более 400 участников, представляющих 230 вузов из 85 регионов страны.

В программу 8-часового интенсива вошли 12 блоков, каждый из которых проходил в интерактивном формате. В качестве экспертов выступили помощник Министра науки и высшего образования РФ Райфа Биткова, директор департамента проектной деятельности Минобрнауки России Андрей Зарубин, руководитель редакции ТАСС-Наука Андрей Резниченко, руководитель образовательных проектов «Вконтакте» Алсу Гарифуллина, региональный директор по странам Восточной Европы и Центральной Азии компании QS Зоя Зайцева, PR-менеджер образовательных проектов «Яндекс» Дарья Галыбина, пресс-секретарь проекта 5-100 Варвара Новикова, руководитель направления АНО «Россия – страна возможностей» Лука Горубин, руководитель экспертного бюро «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов, проректор по внешним связям  Томского политеха Лилия Кирьянова, заместитель директора Департамента молодежной политики Минобрнауки России Виталий Гришкин, заместитель исполнительного директора Международной ассоциации студенческого телевидения Сергей Косенчук и руководитель пресс-службы Минобрнауки России Екатерина Толасова.  

Спикеры обсуждали с аудиторией  актуальные темы профессиональной повестки: об организации информационного сопровождения нацпроектов «Наука» и «Образование», в том числе при взаимодействии с редакцией портала «Национальные проекты. Будущее России»; о повышении узнаваемости вузов и выстраивании долгосрочных внешних связей, форматах взаимодействия с пресс-службой Минобрнауки.

У участников семинара также была возможность поделиться опытом: директор медиацентра УрФУ Дмитрий Бенеманский и руководитель направления по соцмедиа МФТИ Алена Гурьева рассказали об опыте по продвижению вузов посредством smm.

Ключевым событием семинара стал Public-talk с участием Министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова. Модератором беседы выступил проректор УрФУ Алексей Фаюстов. Участники встречи смогли адресовать главе ведомства свои самые актуальные вопросы. О том, какие задачи и вызовы стоят перед современной системой высшего образования в стране, о конкурентоспособности российского образования на мировом рынке, о необходимости продуктивного взаимодействия вузов с руководством регионов, академической наукой и индустриальными партнерами; о проектах федерального значения, направленных на развитие системы социальных лифтов, - это лишь часть тем, которые были затронуты в ходе общения с Министром. Михаил Котюков ответил на несколько десятков вопросов от аудитории и подтвердил организацию подобных встреч на регулярной основе.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1747
источник
Научно-образовательная политика
Единое цифровое научное пространство

Минобрнауки недавно утвердило технические задания по созданию двух взаимосвязанных масштабируемых цифровых платформ, которые смогут объединить сотни тысяч учёных и предоставить им возможность эффективной совместной работы.

Во-первых, это Единая цифровая платформа научного и научно-технического взаимодействия, организации и проведения совместных исследований в удалённом доступе, в том числе с участием зарубежных учёных (ЦПСИ). Она будет обеспечивать эффективное взаимодействие исследователей, позволяя им искать сотрудников в команду с помощью изучения профилей других пользователей, и организовывать виртуальные лаборатории с доступом к разнообразным сервисам.

Во-вторых, это Цифровая система управления сервисами научной инфраструктуры коллективного пользования (АС УСНИКП), в том числе уникальными научными установками (УНУ) и центрами коллективного пользования (ЦКП). В числе её главных функций – предоставление вычислительных мощностей по запросу, облачного хранилища и пакетов прикладных программ. Кроме того, с помощью данной системы пользователи смогут получить доступ к банкам данных научных организаций, а также в целом упростить процесс работы. В частности, для уменьшения бюрократической нагрузки планируется создать встроенные инструменты для автоматизированного формирования отчётов.

Оператором ЦПСИ и АС УСНИКП по итогам конкурса выбран Институт системного программирования им. В.П. Иванникова Российской академии наук (ИСП РАН). Главным требованием к оператору стало наличие необходимых компетенций и практического опыта в сфере создания эффективного и безопасного ПО.

На протяжении последних 10 лет в ИСП РАН был разработан ряд технологий, использующихся в индустрии. В частности, это комплекс решений для создания сервис-ориентированных ЦОД (включая облачную среду для хранения больших данных и совершения сложных ресурсоёмких вычислений); технология анализа социальных медиа Talisman, выявляющая закономерности во взаимосвязях с помощью анализа больших графов из сотен миллионов узлов; система для исследовательского поиска SciNoon, предоставляющая, в частности, возможность длительной командной работы с научными публикациями.

С 2008 года ИСП РАН совместно с РНЦ «Курчатовский институт» и МСЦ РАН представлял Россию в международном проекте Open Cirrus, связанном с исследованиями по созданию федеративных центров обработки данных (ЦОД) в парадигме облачных вычислений.

В сфере безопасности ИСП РАН сотрудничает со ФСТЭК России, участвуя в разработке методики стандартов, а также проводя обучение и повышение квалификации сотрудников сертификационных лабораторий. Ряд технологий института разработан по запросу крупных компаний (HP, Intel, Samsung) – как в виде свободного ПО, так и проприетарных решений ИСП РАН. В настоящее время многие технологии внесены в Единый реестр российского ПО и активно используются в индустрии (Samsung, Huawei, РусБИТех, «ОКБ Сухого» и др.). В частности, это статический анализатор Svace, предназначенный для поиска ошибок и уязвимостей в исходном коде, а также другие инструменты жизненного цикла разработки безопасного ПО.

В этих вопросах находится точка пересечения (роста и будущего прорыва) нацпроекта «Наука» и нацпрограммы «Цифровая экономика». В итоге мы действительно получим по-настоящему цифровую инфраструктуру научной деятельности.

Можно с уверенность констатировать – цифровизация научного пространства в надежных руках. Институт системного программирования – один из мировых лидеров в этих вопросах. А со стороны Министерства науки и высшего образования действует профессиональная команда во главе с заместителем министра Денисом Солодовниковым.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Три года в руководстве просвещением

Сегодня исполняется три года знаменательной даты в российской науке и образовании – 19 августа 2018 года министром образования и науки стала Ольга Васильева, сменившая на данном посту Дмитрия Ливанова.

Наш канал много критиковал Ольгу Юрьевну за научное и цифровое направления работы, но лишь изредка – по линии образования (особенно общего и среднего профессионального).

Причина в том, что Ольга Васильева – настоящий профессионал просвещения. Разделение старого Минобрнауки на новое (Министерство науки и высшего образования – бразды правления принял Михаил Котюков) и Министерство просвещения пошло на пользу и отечественной образовательной системе, и самой Ольге Юрьевне.

Она окончательно сосредоточилась на том, что ей близко и по-настоящему дорого. Профессиональная команда, амбициозные задачи (в первую очередь – нацпроект «Образование»), управленческие таланты и большой жизненный опыт – это секрет успеха Ольги Васильевой.

Стоит помнить – она первый министр, пришедший в Телеграм, с интервью нашему каналу!

Подводя итоги этих трех лет (а особенно – последнего года с небольшим) мы можем поставить ей твердую четверку с плюсом. В первую очередь, потому что мы уверены – у Ольги Юрьевны еще многое впереди, и она всегда трезво оценивает успехи и недоработки.

О министре-Васильевой много новостей, а вот о человеке-Васильевой сведений значительно меньше, пожалуй, ключевым является интервью Андрею Ванденко из ТАСС.

Желаем Ольге Юрьевне сохранять бодрость духа в любых бурях (профессиональных и политических), а также всегда помнить, «как хорошо на свете быть никем»!
источник
Научно-образовательная политика
«Проект Академгородок 2.0: миф или реальный проект?»


Круглый стол, который провел Экспертный клуб-Новосибирск показал, что мнение о том, есть ли такой проект на самом деле, присутствует далеко не у всех представителей новосибирской элиты. И, похоже, что споры на этот счет будут не затихать, а, наоборот, продолжаться.

Понятно, когда академики в годах не воспринимают никакую критику: дескать, на святое замахнулись! На само, понимаешь, Сибирское отделение! Они свято убеждены, что перемены могут происходить в стране и в обществе, но у них в институтах все хорошо и менять ничего не нужно. В этой логике требуется просто больше денег и все тогда будет хорошо! В этом они уверяют социум.

Понятно, когда на публике защищают проект, о котором кроме названия мало что известно, люди из системы - например, штатные пиарщики или чиновники. Например, мэр наукограда Кольцово пел Академгородку 2.0 дифирамбы, только что стихи не прочитал. Зато он всех оповестил: «Академгородок 2.0 уже работает, для многих министерств это является ускорителем влияния на приоритетность тех или иных направлений». Впрочем, его интерес понятен – Кольцово и без всяких споров дивиденды точно получит.

Но почему-то академики предпочитают рассказывать об успехах науки, которую представляют – как это сделал тот же заместитель председателя СО РАН Николай Похиленко, ¬ а не об Академгородке 2.0 в деталях, которые всех интересуют. Нет, конкретика все же была: советник председателя СО РАН Валентина Пармона Андрей Соболевский рассказал, что создан специальный сайт, который сейчас проходит модернизацию. Причем, он сам признал, что тот сделан в спешке, но зато несет в себе много информации.

Если по содержанию защитникам академического мифотворчества сказать было особо нечего, то уж за честь мундира они постояли! Тот же Николай Красников признался, что готов был уйти с обсуждения, услышав выступление директора Новосибирского городского открытого колледжа Сергея Чернышова, который признался, что думал будто проект Академгородок 2.0 благополучно умер.

Чернышов констатировал, что никто не видел никаких документов по Академгородку 2.0: «Мы видели набор из 30-40 проектов, не связанных между собой, но вот концепцию не видели». Его вывод был категоричен: «Есть набор проектов – мосты через Обь, академическое имущество, синхротроны, которые при всем уважении концептуально ничего не меняют».

В том же духе выступил с недавних пор основной оппонент руководства СО РАН в медиасреде историк Виктор Козодой. Он особо выделил уровень невежества и полное отсутствие понимания современного менеджмента и современного маркетинга в среде престарелых академиков, занимающих руководящие посты в СО РАН: «Дальше все разговоры опять: что будем делать? Дайте нам земли! Мы что-нибудь да построим! Вот в Академгородке 2.0 должно быть сто тысяч человек. Для чего? Откуда это?

Доктор наук Козодой считает, что, то, что сейчас планируется делать и предлагается в рамках президиума СО РАН, является бессмысленной затеей. Ну, а темы, поставленные организаторами круглого стола так и повисли в воздухе. Например, такая: заручившись символической поддержкой президента, субъекты развития Академгородка не смогли пока сформулировать проект федерального уровня, который получил бы поддержку в Москве и регионе…
источник
Научно-образовательная политика
Новости негосударственных вузов

Соучредитель Института управления и права Устинов фальсифицировал учредительные документы вуза пока второй собственник университета 79-летний Александров по приговору суда отбывал срок в колонии за попытку организовать убийство господина Устинова, которого заподозрил в хищениях денежных средств института.

https://www.kommersant.ru/doc/4065796
источник
Научно-образовательная политика
Совет по приоритетам

Утвержден состав Совета по господдержке создания центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития.

Его председателем назначена вице-премьер Татьяна Голикова.

Заместители – министр науки и высшего образования Михаил Котюков, ректор МГУ Виктор Садовничий и президент РАН Александр Сергеев.

Также в совет вошли первый замглавы Минобрнауки Григорий Трубников, президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук, председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко, вице-президенты РАН Алексей Хохлов и Николай Макаров, генеральный директор Российского научного фонда Александр Хлунов, представители ФОИВов, а также руководители научных институтов.

Совет уполномочен проводить отбор и оценивать эффективность работы центров, определяя – продолжать ли их поддержку. Он входит в созвездие советов, которые руководят основными мероприятиями в рамках научно-технологического прорыва (по видам центров, федеральным научно-техническим программам, отдельным приоритетным направлениям (во главе с координационным советам) и механизмам).

Центры создаются в рамках нацпроекта «Наука» в соответствии с 7 приоритетами, которые определены в Стратегии научно-технологического развития. Данные научные центры мирового уровня будут организованы наравне с подобными институциями математического и генетического профиля.

К концу 2020 года должно быть создано не менее 4 международных математических научных центров и не менее 3 центров геномных исследований мирового уровня.

К концу 2021 года – не менее 3 центров по приоритетным направлениям. Всего к 2024 году будет 16 научных центров мирового уровня, из них – 9 по приоритетам Стратегии НТР.

Распоряжение Правительства и состав Совета: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201908190022?type=pdf
Новость: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/882731
источник
Научно-образовательная политика
Друзья и коллеги, в петербургском приюте для бездомных животных "Брошенный ангел" сложилась катастрофическая ситуация, им срочно требуется наша с вами помощь!

В "Брошенном ангеле" содержится около 300 кошек и несколько собак. Уже сейчас приюту необходимо оплатить арендуемое помещение, в котором он находится. Так вот: средств для этого у них совсем нет! Общая площадь помещения — 1000 кв.м, общая стоимость — 200 тысяч рублей. Это пусть и временный, но дом для животных и другого у них попросту нет!

Ситуация не была бы такой критичной, если бы 14 июня не случился пожар в приюте! Выгорело хоз. помещение И ВМЕСТЕ С НИМ ЧАСТЬ ЗАПАСОВ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ (корма, лекарства, наполнитель, вакцины, хоз. товары и многое другое). Пост о случившемся по ссылке: https://vk.com/wall-39102701_329364

В настоящее время от всех нас зависит, сможет ли приют работать дальше. Помимо вышеупомянутой арендной платы, им необходимо сделать ремонт на площади 200 кв.м, прокормить подопечных и оказать им ветеринарную помощь.

Помощь можно оказать на расчетные счета БФ:
https://vk.com/topic-39102701_33018135

Или подключить регулярный "автоплатеж":
https://vk.com/topic-39102701_39538162

Или перевести через платежные системы на сайте приюта:
http://bfba.ru/pomoshh-priyutu.html

Давайте поможем, кто сколько может. Для большинства людей 300-400 рублей — мелочь, которую вы даже не заметите, а для животных — это возможность питаться несколько дней! Не оставайтесь равнодушными к чужой беде и карма вам обязательно вернет всё сторицей. Поможем котам!
источник
2019 August 20
Научно-образовательная политика
Алтайские тезисы (1/3)

Вчера, 19 августа, министр науки и высшего образования Михаил Котюков прибыл с рабочим визитом в Республику Алтай.

Состоялась встреча Михаила Котюкова с врио главы региона Олегом Хорохординым. Стороны обсудили ряд важных вопросов, касающихся развития высшего образования и перспектив реализации нацпроекта «Наука» в субъекте.

Совместно с Олегом Хорохординым министр ознакомился с работой Алтайского экспериментального сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии наук в селе Черга Шебалинского района, встретился со студентами и преподавателями Горно-Алтайского госуниверситета, а также провел расширенное совещание по вопросам.

Михаил Котюков сделал ряд важных заявлений.

О НОЦ
«По нашим данным, 26 регионов ведут подготовительную работу. Сформировали региональные команды, отрабатывают практику, предметную повестку, какие направления исследований войдут в основу центра, какие организации готовы в этом участвовать, а также какие способы взаимодействия ожидает наука от предприятий, предприятия от науки», - сказал министр.

Ранее было отобрано пять научно-образовательных центров в Тюмени, Перми, Белгороде, Кемерове и Нижнем Новгороде. Котюков отметил, что в следующем году должен быть проведен второй этап конкурса, в рамках которого будут отобраны еще пять центров.

«Думаю, те, кто сейчас участвуют в этом пилотном региональном этапе смогут иметь более серьезное преимущество для того, чтобы выходить в следующем году на второй этап конкурсного отбора», - сказал он.

Конкурс на НОЦ получается крайне серьезным – больше двух проектов на 1 место. Пилотным регионам необходимо подтвердить свой флагманский статус; тем, кто стартовал в формате региональных центров – реализовать свои амбиции по повышению статуса; тем, кто идет ва-банк и ставит только на «федеральный» статус – минимизировать возможность провала.

Вакантны 10 позиций, вокруг них кипят страсти. Есть фавориты, но и есть и несколько неочевидных претендентов, которые крайне активно лоббируют свои проекты.

Одним из ключевых факторов для отбора НОЦ будет узнаваемость проекта на региональном и федеральном уровне, степень практической интеграции участников. И здесь бесконечные «обсуждения возможных направлений» с освещением в региональной прессе, конечно, играют не на руку властям, вузам и научным институтам субъекта федерации.

О Северокавказском НОЦ
Научно-образовательные центры мирового уровня будут являться драйверами развития геостратегических территорий – Дальнего Востока, Арктики, Северного Кавказа. Создание НОЦ в Арктической зоне прямо предусмотрено поручением президента. Дальний Восток (во главе с ДВФУ) развивается по широкому спектру направлений, в которых центр стал бы одним из главных механизмов.

На территории Северного Кавказа также предполагается создание НОЦ.

«Мы исходим из того, что на Северном Кавказе научно-образовательный центр точно может появиться. Будет это Ставрополье или какой-то другой регион - решит конкурс. По решению правительства научно-образовательные центры будут отбираться на конкурсной основе», - сказал Михаил Котюков.

При этом министр отметил, что в ходе визита в начале 2019 года в Ставропольский край создание НОЦ обсуждалось с губернатором региона Владимиром Владимировым.

Напомним, что от всего Северокавказского федерального округа на «Острове 10-22» была представлена единая заявка. Все вузы и научные организации макрорегиона решили объединить свои усилия по траекториям изучения и обеспечения комплексной безопасности. В сумме эти обстоятельства являются важными конкурентными преимуществами – широкая интеграция всех субъектов и выбор безопасности ключевым приоритетом.

В свете данных обстоятельств можно четко забронировать 2 из 10 оставшихся мест – за Северным Кавказом и Арктикой. С большой вероятностью можно ожидать НОЦ для Дальнего Востока. Остальным участникам гонки стоит всерьез задуматься о том, как совершить тот самый рывок, что приведет их к победе.
источник
Научно-образовательная политика
Алтайские тезисы (2/3)

О пересборке научно-образовательного пространства
«В целом необходимо актуализировать программу развития университета, чтобы она стала обеспечивающим инструментом для программы развития республики, ключевым документом с точки зрения кадров, компетенций и прогнозов»

Университеты сегодня могут найти приложение для своих возможностей практически в каждом национальном проекте. При этом все научные организации должны работать сообща. А вуз, как единственное высшее учебное заведение республики, на своей площадке должен сосредоточить весь потенциал всех научных учреждений региона и трансформировать его в новые знания и новые компетенции»
, - заявил Михаил Котюков.

О сельском хозяйстве
В рамках рабочего визита в Республику Алтай Михаил Котюков посетил Алтайское экспериментальное сельское хозяйство Сибирского отделения Российской академии наук.

«Здесь удалось сохранить уникальный генетический материал. Это база, на которой можно проводить серьезные научные исследования. Предприятие, долгие годы не имевшее специального финансирования, смогло обеспечить сочетание научной работы и высокопроизводительной хозяйственной деятельности, которая и позволяла проводить исследования», - сказал Министр.

Прозвучало предложение создать в Шебалинском районе биосферный кластер по сохранению и размножению редких и исчезающих видов животных. Ядром создаваемого кластера должен стать зубровый питомник. Сегодня это животное занесено в Красные книги России и мира.

«Создание кластера – это лишь одна из форм сотрудничества. Сегодня мы принимаем это как идею. Следует проработать данный вопрос и определить программу развития организации, научное и производственное направления. Могут появиться и образовательные программы. Важно, чтобы наши научные разработки ложились в основу проектов народного хозяйств страны», - заявил Михаил Котюков.

О стипендиях
Министерство науки и высшего образования РФ до 1 марта 2020 года направит в правительство РФ предложения по усовершенствованию механизма начисления стипендий в вузах – в частности по минимизации ситуаций, когда наличных 10% средств на стипендии отличникам не хватает для выплат всем успешно обучающимся студентам. Об этом заявил Михаил Котюков:

«Мы сейчас формируем бюджет на очередную трехлетку. Хочу отметить, что действующая практика формирования стипендиального обеспечения жила несколько в логике, не учитывающей ряд вопросов: по контингенту обучающихся и так далее. Поэтому мы до 1 марта систематизируем всю эту работу, проведем анализ и предложим правительству механизмы совершенствования и регламентации этого процесса и бюджетных процедур».
источник
Научно-образовательная политика
Алтайские тезисы (3/3)

Об экспорте образования и иностранных студентах
Российские власти планируют создавать условия для того, чтобы иностранные студенты, которые приезжают на обучение в страну, после окончания вуза оставались здесь также жить и работать.

«Мы очень серьезно рассчитываем на увеличение количества иностранных студентов в России, задача - почти в два раза за шесть лет прирасти (в рамках нацпроекта "Образование"). Но это не все: также стоит задача создать условия, чтобы часть выпускников, заканчивающих российские вузы, осталась жить и работать в нашей стране. С одной стороны, [этой мерой] мы поддерживаем наш рынок труда, нашу социально-экономическую, демографическую ситуацию, а с другой стороны, те, кто захочет вернуться обратно, вернутся с базой наших знаний», - сказал Михаил Котюков.

О русском языке как образовательном проекте
Министр подчеркнул, что государство заинтересовано в том, чтобы иностранные студенты учили русский язык, и, кроме того, часть образовательных программ будет вестись для них на русском языке:

«В этом смысле русские школы за границей принципиально важны, у нас сегодня университеты, которые специализируются на этом направлении, активно открывают филиалы, и мы эту практику всячески поддерживаем. Филиалы вузов за рубежом созданы как раз для преподавания русского языка, литературы для тех студентов, которые к нам поедут, поэтому сегодня высокий запрос на учителей, которые работают в русских школах за рубежом».

О статьях и журналах
Российские ученые должны стремиться к повышению качества своих научных статей, публикуемых в международных журналах. Это позволит повысить их цитируемость на мировом уровне, что является одной из целей национального проекта «Наука». Об этом заявил Михаил Котюков:

«Здесь должна быть абсолютно честная открытая позиция - мы приветствуем рост качества хороших публикаций. Для студентов мы допускаем количественные показатели - это, что называется, их первый подход к снаряду, первый опыт, и здесь могут быть разные журналы, но для профессионалов планка должна быть выше <…> Важно, чтобы это была хорошая статья, чтобы это был результат научного труда, авторы которого ставят перед собой серьезные задачи <…> Задача национального проекта "Наука" - увеличить количество российских журналов, цитируемых на международном уровне, до 500. Это почти в два раза. Для этого нужны качественные редколлегии, ответственное отношение к статьям».
источник
Научно-образовательная политика
Заветами Менделеева

Завтра, 21 августа, состоится торжественное открытие Менделеевского инжинирингового центра в Российском химико-технологическом университете. В церемонии открытия примут участие Министр науки и высшего образования Михаил Котюков, Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, представители ведомств и бизнеса.

Создание конкурентоспособных российских технологий и опережающая подготовка кадров для промышленности – приоритетная задача, поставленная Президентом Российской Федерации. Справиться с этой задачей призван в том числе инновационный научно-технологический центр «Долина Менделеева», ориентированный на импортозамещение и «импортоопережение» в области химических технологий. Одним из первых шагов в этом направлении стал Менделеевский инжиниринговый центр.

«Реализация национального проекта «Наука» открывает новые возможности, но при этом выдвигает и новые требования – необходимо активнее интегрировать науку с запросами индустрии, наукоёмкого производства, что в итоге призвано обеспечить развитие российской экономики, повысить ее глобальную конкурентоспособность, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Одним из шагов в этом направлении является реализация государственной программы Минобрнауки России и Минпромторга России «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Менделеевский инжиниринговый центр в Российском химико-технологическом университете – уникальный проект для создания прорывных технологий и продукции в области химической промышленности. Значимо, что открытие центра состоится в Международный год Периодической таблицы химических элементов, когда мировая научная общественность отдает дань заслугам выдающегося русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева», - отметил Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

«Менделеевский инжиниринговый центр создан в соответствии с мероприятиями госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Его открытие позволит создавать отечественные технологии в области производства фармацевтических продуктов, продуктов малотоннажной химии и особо чистых веществ. Формат центра объединит на одной площадке подразделения крупных компаний, средние и малые организации, предоставит им доступ к необходимой инфраструктуре и экспериментальному производству, создаст условия для эффективной деятельности, а также обеспечит их высококвалифицированными кадрами. Таким образом, мы стимулируем развитие новых технологий и технологических цепочек, с последующим их внедрением и масштабированием на территории России и во всём мире», - заявил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

Основные направления деятельности центра сосредоточены на нефтехимии, агрохимии, тонком органическом синтезе, фармацевтике, радиохимии и полимерной химии. «Здесь происходит разработка бизнес-проектов полного производственного цикла в области химической технологии, в том числе и технологии получения отечественных фармсубстанций и стандартов спецхимии. По сути, в нашем инжиниринговом центре рождается новая «умная» химия», – подчеркнул ректор РХТУ Александр Мажуга.

В состав центра входят лаборатории систем доставки, фармацевтического анализа, синтетической биологии, технологическая и аналитическая лаборатории. В распоряжении Менделеевского центра более 80 единиц научного оборудования для элементарного и молекулярного анализа, электронной микроскопии, определения физико-химических показателей твердых веществ и жидкостей, определения размеров нанообъектов. В центре работают 40 исследователей, в проекты активно вовлечены студенты университета.

После открытия Менделеевского инжинирингового центра министры подведут итоги реализации совместной программы поддержки проектов создания и развития инжиниринговых центров и обсудят перспективы взаимодействия Минобрнауки России и Минпромторга России в рамках реализации совместных межотраслевых проектов.

Открытие центра состоится 21 августа в 10:30 по адресу:
ул. Героев Панфиловцев, д. 20
РХТУ имени Д.И. Менделеева
источник