Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 May 06
Научно-образовательная политика
Первое, второе и третье, что нужно начать делать Фонду "Сколково" - включиться в работу над регламентами по подготовке кадров для цифровой экономики России. Нормативная база в текущем состоянии не готова к поставленным задачам.

Все ожидаемые изменения в цифровизизации экономики будут делать профильные специалисты.

Если их не подготовить - не будет и результата, а "Сколково" может оказаться в числе тех, кто завалит несколько нацпроектов.

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/329195
источник
Научно-образовательная политика
Объявлен перечень вакансий на выборах в РАН

Продолжается стартовый этап предвыборной кампании в Российской академии наук.

Выборы пройдут примерно на ¾ вакансий в головной РАН и на все – в региональных отделениях (Уральском, Сибирском и Дальневосточном). Объявлены 76 вакансий академиков и 171 вакансия членов-корреспондентов (27 из которых – с ограничением по возрасту до 56 лет).

Вице-президент РАН Алексей Хохлов отметил два ключевых требования к этим выбором – открытость и конкурентность. Именно то, что ждет от Академии профессиональное сообщество, да и вся страна, если честно.

Мы уже не раз писали, что эта кампания, процесс выборов и их итоги будут очень важным тестом для Академии наук. На данный момент нет уверенности в том, что она справляется с функционалом по экспертизе. А из недр самой РАН все чаще и громче звучат слова о том, что зря на себя был взвален этот воз текучки.

Если выборы пройдут недостаточно прозрачно, а их результаты вызовут серьезные возражения (тем более – громкие скандалы в публичном пространстве) – то будут сделаны окончательные выводы о неполной дееспособности РАН в новой системе научно-технологической политики.

Это понимают и в руководстве РАН – многие уже регулярно и публично выражают надежду на открытые, конкурентные и прозрачные выборы.

Для этого (как заметил А.Р. Хохлов и с чем мы полностью согласны) еще предстоит много поработать как членам РАН, так и всему российскому научному сообществу.

#выборыРАН

Документы по ссылке: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=59792ce6-2668-4d82-ace3-bf574733d5d1
источник
Научно-образовательная политика
Коллегам порядок и особенности проведения следственных действий, видимо, незнакомы. Пока всё детально не разберут, не зафиксируют и не запротоколируют - никто убирать самолет не будет. Иначе будет сложнее (если вообще возможно) разобраться в случившемся.

https://t.me/mediakiller/1134
источник
Научно-образовательная политика
Научные центры мирового уровня – правила предоставления грантов

Правительство РФ утвердило правила предоставления грантов на создание и развитие научных центров мирового уровня, включая международные математические центры, центры геномных исследований, а также центры, выполняющие исследования по приоритетам научно-технологического развития. Об этом сообщает портал «Будущее России. Национальные проекты».

Центры могут быть организованы на базе университета, небольшой научной организации или структурного подразделения более крупной либо в форме консорциума подобных организаций

Согласно утвержденным правилам, предоставляться гранты будут по результатам открытого конкурсного отбора. Его будет проводить Минобрнауки РФ совместно с профильным советом – по математике или приоритетным направлениям. Гранты на центры геномных исследований будут предоставляться по результатам отбора, проводимого советом по реализации федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 годы.

Положения о советах по математике и приоритетам, а также их составы должны быть подготовлены Минобрнауки и внесены в Правительство в 30-дневный срок.

В 2019-2020 годах гранты будут предоставлены на создание и развитие четырех международных математических центров и трех центров геномных исследований мирового уровня. Гранты на создание центров мирового уровня по приоритетам научно-технологического развития будут предоставляться с 2021 года, отмечается в документе.

Для участия в конкурсном отборе инициатор создания центра должен предоставить, помимо прочих документов, проект программы создания и развития центра. Он должен включать, в частности, информацию о работе организации за последние три года, а также о планируемых результатах деятельности центра. Программа готовится на срок не менее 6 лет. Это подсказывает нам, что НЦ МУ не будут брошены на произвол судьбы после окончания нацпроекта.

Целевые показатели работы центра ориентированы на следующие векторы: кадры (количество ведущих ученых), поддержку молодых исследователей, высококачественную публикационную активность (первый и второй квартиль), повышение заинтересованности бизнеса (доля внебюджетных средств).

В целом, особых сюрпризов Правила не содержат. Относительно первоначального варианта проекта изменений не столь много и их сложно назвать принципиальными. Самое главное – четко увязаны направления работы и требуемые показателями с таковыми в нацпроекте «Наука» и Стратегии НТР. Также более четко видна интеграция с ФНТП развития генетических технологий.

Текст Постановления Правительства: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201905060038?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Опубликованы правила предоставления грантов на обновление приборной базы

Правительство утвердило правила, по которым в 2019 году будут распределяться гранты для обновления приборной базы.

Ключевые особенности
1.  Данное постановление действует только на 2019 год (первая волна). Затем Минобрнауки должно подготовить проект других Правил, в которых, очевидно, действие будет распространено на научные организации иной подведомственности.
2.  На данный момент гранты могут получить только те из подведов Минобрнауки, кто ранее являлся таковым у РАН – РАСХН – РАМН и был отнесен к первой категории по итогам оценки. Все остальные (кто не был ранжирован из-за преобразований или желает повысить свою оценку, а также подведы других ФОИВов) будут охвачены следующими волнами оценки эффективности. Признанные ведущими получат право претендовать на гранты в следующие очереди отбора.
3.  Тратить грант можно на закупку, доставку, монтаж и пусконаладочные работы.
4.  Отсутствие указание на конкурсный характер отбора позволяет сделать вывод, что он будет носить полузаявительный характер.
5.  Максимальный размер гранта не указан, в отличие от минимального – 1 млн. руб.
6.  Одно из важнейших требований – свободный доступ внешних участников к обновленной приборной базе. Фактически приобретаемые приборы должны становиться частью центров коллективного пользования.
7.  Одна организация сможет подать заявку только одну заявку в рамках мероприятий по обновлению приборной базы.

Очевидные проблемы
Формула расчета объема гранта прямо провоцирует «эффект Матфея» - те организации, у которых приборная база и так достаточно весома (в денежном измерении), получат максимально возможные объемы средств.

Указание на минимально возможный размер гранта, достаточно большое количество ведущих организаций, а также характер использованной формулы может означать, что ожидается массированная подача заявок, при которой итоговые размеры грантов будут не столь велики. И скорее всего – в большинстве случаев недостаточны для приобретения действительно дорогого или крупного оборудования.

Очевидные перспективы
Если у директоров критической массы научных институтов в той или иной сфере и регионе получится оперативно собраться и поделить сферы ответственности (вы даете заявки на одно, мы на другое, они на третье, а потом вскладчину пользуемся, ходя друг к другу в гости) – произойдет реальное обновление приборной базы и резкое возрастание возможностей. Так может произойти в крупных научных регионах.

Если же каждый институт будет думать только о себе или отсутствует возможность наладить коллективную работу, то, увы, ни на что толком денег не хватит. И удастся разве что подлатать дыры или купить самое остро необходимое. Это, скорее всего, окажется уделом остальных региональных научных институтов и центры.

Текст Постановления Правительства: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201905060012?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Все же какое лицемерие в словах представителей Аэрофлота об эвакуации, которая прошла в полтора раза быстрее норматива (55 секунд против 90).

Спаслась почти половина пассажиров - приблизительно за половину нормативаного времени эвакуация и прошла. Быстрее норматива (на самом деле - это еще не факт) вышли те, кто смог. Но все-таки они смогли покинуть самолет. И тут спасибо бортпроводникам.

Остальные к этому моменту были без сознания или уже (с)горели заживо. Такими расчетами, если бы спаслось всего человек 5, вообще уложились в 10 секунд.

И тогда бы представители Аэрофлота говорили о том, что "почти в десять раз быстрее норматива"?
источник
Научно-образовательная политика
Атомный нацпроект: Медведев против «группы прорыва»

Сегодня состоялась встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с генеральным директором госкорпорации Росатом Алексеем Лихачевым.

Существующее напряжение между «группой прорыва» (ядро - Ковальчуки и Кириенко) и Дмитрием Медеведевым выплеснулось даже в открытую для публики часть встречи.

Росатом (это чётко звучало в речи г-на Лихачёва) позиционирует себя как один из ключевых (сквозных) институтов майского указа и нацпроектов.

Производительность труда, медицина, региональное управление и развитие, энергетика, экология - по этим направлениям уже идёт работа, что охватывает значительную часть нацпроектов.

Со своей стороны, Курчатовский институт курирует мегасайенс, синхротронные и нейтронные исследования, а также генетику.

Атомная наука (за что отвечают обе твердыни) пока что была распределена по различным программам и мероприятиям.

Бриллиантом в научно-технологической короне «группы прорыва» должен стать атомный нацпроект. Его черновик готов давным-давно, а недавно соответствующее поручение дал сам премьер Медведев. Естественно, эту идею ему прямо передали сверху.

Сегодня г-н Лихачев проходил казалось бы формальный этап - получение окончательной отмашки от Дмитрия Медведева. Однако, премьер-министр пошёл ва-банк на резкое обострение конфликта.

Ключевая часть беседы:
Д.Медведев: Речь идёт, наверное, всё-таки не о национальном проекте, а о некоем подпроекте внутри проекта «Наука». Это имеется в виду?
А.Лихачёв: Это можно смотреть через проект «Наука», Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Я думаю, что новый национальный проект – это уже колоссальная идея, очень большая, и вряд ли это сейчас делать правильно.
А.Лихачёв: Атомная отрасль с маленькими проектами не ходит. Мы видим здесь как минимум три аспекта. Есть, конечно, научный, есть промышленный, есть аспект, связанный с поддержкой высокотехнологичного экспорта.
Как будет удобно Правительству, так мы и поступим.
Д.Медведев: Давайте обсудим. Договорились.

Дмитрий Анатольевич заявил буквально следующее – для нового масштабного нацпроекта нет ресурсов, а максимум (понимаем – на что лично ДАМ готов пойти) – это вписать соответствующие мероприятия в нацпроект «Наука».

В принципе, он заложил эту возможность в формулировку собственного поручения – там была дана альтернатива: «национальный или федеральный проект». Однако, он прекрасно понимал, что «группа прорыва» рассчитывает исключительно на самый большой из возможных масштабов.

Поскольку федеральный уровень фактически означает – распределение ресурсов на более-менее общих основаниях, во многом за счет науки (как опорной сферы для Кириенко и М. Ковальчука) и в целом под значительным контролем Правительства.

Росатом и Курчатовский институт, естественно, предпочитают привилегированное положение и «личный» нацпроект с дополнительным финансированием.

При этом атомный нацпроект позволил бы еще больше связать другие («Науку» и «Экспорт») профильными сквозными «стяжками» мероприятий.

Дмитрий Медведев сознательно и уже достаточно длительное время идет на обострение конфликта с Сергеем Кириенко. Однако, этот выпад по атомной вотчине и СВК, и Михаила Ковальчука означает переход противостояния в открытую фазу.

Будущее атомного нацпроекта, собственно говоря, и покажет – готовы ли обе стороны к активному размену ударами, кто кого все же сильнее и не окажется для всех участников выгоднее в итоге прийти к некоему консенсусу.

http://government.ru/news/36575/
источник
2019 May 07
Научно-образовательная политика
Летом 2018 года у ректора СПбГУ Николая Кропачева в Москве в офисе Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) состоялась встреча с её главой - митрополитом Иларионом.

По итогам встречи в ректорское сообщество (а ОЦАД является точкой входа ректоров и вузов в образовательные проекты РПЦ) был пущен слух: "Кропачев вошёл в близкий круг Патриарха Кирилла и Митрополита Илариона, а его аппаратный вес гораздо сильнее чем у Садовничего".

Среди тех, кто активно распространял этот тезис  - Галина Теплых, исполнительный директор Научно-образовательной теологической ассоциации при ОЦАД (НОТА), отвечающая в команде Илариона за диалог с ректорами и кураторами теологического образования в Администрации Президента России (господа Мельников и Третьяков).

Очевидно, план не сработал.

https://t.me/DavydovIn/2488
источник
Научно-образовательная политика
Гордость и политизация

Выборы – тот самый период, когда яснее всего проявляются качества игроков: кто и чего стоит. Увы, но это видение скрыто ужасающей пеной (дымом, пылью) от самого процесса, которая рассеивается лишь тогда, когда выбор сделан и в общем-то уже поздно.

Российская академия наук с 2013 года перешла в стадию активного функционирования как участника политического процесса. Именно тогда, лишившись статуса «Министерства фундаментальной науки», она превратилась в «блуждающий нерв» определенной части научно-образовательного сообщества, а в поддержке РАН теперь (парадокс, да и только) часто объединяются коммунисты-консерваторы и либералы-реформаторы.

«Взлёт РАН» в последний год дал Академии и ее представителям (в первую очередь, президенту и президиуму) совершенно новое политическое и информационное качество. Дополнительные полномочия, все более прорывающиеся в публичную сферу дебаты об устройстве отечественной науки, высокое звание «штаба» - все это требует от РАН активно включаться в политические процессы.

Заметим, об этом, в принципе, говорил и сам президент Сергеев – с момента избрания высокие кабинеты стали одним из фронтов его работы, точно так же, как и балансирование между различными группами внутри РАН и выстраивание отношений с иными участниками научно-образовательно-политических процессов.

Вообще для многих в российской общественно-политической тусовке тот факт, что академики избрали именно Александра Сергеева стало демонстрацией того, что жив (возможно, один из последних оплотов) истинной демократии в России.

Наша редакция не слишком согласна с такой трактовкой, но признает за ней право на жизнь.

Эти многочисленные обстоятельства и служат причиной того, что грядущим выборам в РАН мы уделяем так много внимания и придаем столь много не только научно-технологического, но и политического значения.

Можно ли сделать из РАН козла отпущения за провал научно-технологического прорыва, как предполагает Андрей Ваганов? Полагаем, что каждому воздается по запросам его. Если Минобрнауки постоянно слышит одергивания (вспомним выпад Валентины Матвиенко), что не стоит управляться с наукой, а нужно советоваться с РАН – то неудивительно, что ответственность будет разделена. Министр Котюков и его ведомство, хотя и являются по факту (управленческо-административному) министерством прорыва, но никогда публично на звание «штаба» не претендовало. В отличие от РАН.

Так если некая институция утверждает, что она главная по науке, ведет себя так и имеет достаточный набор формально закрепленных полномочий – не она ли должна нести ответственность за происходящее?

Оторванность «головы» (РАН) от «тела» (институтов) не означает ее (головы) право на безнаказанность и безответственность. Научные организации обрели в 2013 году нового куратора – ФАНО, а теперь – Минобрнауки. И за эти 6 лет много воды утекло. Директоры сменились (пусть многие и твердят, что это война молодости против опыта), подходы стали иными (сколько не кляни наукометрию, без нее не обойтись).

Многие руководители и сотрудники научных организаций более не видят никакой необходимости в подчинении Академии наук.

Но и сама РАН, обретя невыносимую (как получается) легкость бытия, получила иные возможности для активной и продуктивной жизни – пусть не всегда институционально, но индивидуально.

Было бы странно изображать РАН в виде капризного ребенка (старика), но как иначе рассудить парадокс. Академики активно выступают против наукометрии – их делают главной экспертной организацией страны…. А они недовольны, сопротивляются, даже возмущаются.

У каждой сущности, претендующей на принятие решений, должно быть свое место в управленческой системе. А если кто-то категорически несогласен со всем порядком вещей – так надо выходить из состава РАН, делать альтернативные структуры, призывать, добиваться…

Нас не слышат! – говорят академики.
Так вы ж молчите! – отвечает власть.

А вот сделать так, что ты (РАН) промолчала, а он (властный исполин) сам догадался – это, извините, позиция инфантильная и непродуктивная.

http://www.ng.ru/science/2019-05-06/100_ran060519.html
источник
Научно-образовательная политика
Детские парады и патриотизм участия

Соцсети, Телеграм и более традиционные СМИ обсуждают «детские парады» в Ростове-на-Дону и других городах.

Можно ли, нужно ли, зачем вообще? Эти вопросы звучат и порождают очень полярные точки зрения.

Героизировать войну как узаконенное убийство – конечно, нельзя. А защиту своей Родины, своих родных, своего дома?

Принуждать детей к отправлению ритуалов, в которых они не разбираются – в принципе, не столь правильно. А если это про патриотизм и помощь ближнему своему?

На многие вопросы нет ответов не потому, что в России отсутствует культура диалога (хотя, кроме как в Телеграме, вряд ли где-то она есть), а в силу самой природы дилемм.

Партиципаторная идентичность и патриотизм участия означает не только позитивную трактовку – при которой ты россиянин, патриот и молодец, если выступаешь как доброволец и участник всех одобряемых и поощряемых мероприятий.

Негативная трактовка в том, что твой отказ более не оценивается в терминах демократического выбора, но предстает более глобальной этической дихотомией – добра и зла.

Забавно, но позитивная трактовка – это как раз установка сверху. И кто обвинит, например, кураторов внутренней политики во главе с Сергеем Кириенко, что они хотят привить чуть больше патриотизма и желания проактивно участвовать в жизни страны?

А вот негативные моменты – это уже из области «перегибов на местах». Или нет? Разнорядки на праздники, шествия и митинги никто не отменял.

Но зачем они нужны? И следуя этой логике – зачем наряжать детей в военную форму, давать им копии американских М-16 и заставлять маршировать?

Забавно, но дети воспринимают это скорее как игру. Те, кто постарше, в 12-16 лет могут самостоятельно принять решение, например, носить георгиевскую ленточку или нет. Или не могут?

Вообще, вы заметили, что этих ленточек стало как-то меньше? Убыл ли патриотизм – это сомнительно. Значит, появился запрос на некоторые иные формы патриотизма. Активные, а не демонстративные.

В этом заключается один из подходов текущей внутренней политики – общество действия, а не демонстрации. Начинает цениться не формальная приверженность некоторым ценностям, а активная жизненная позиция.

В этом, кстати говоря, залог будущего расцвета малого и среднего бизнеса. Или неужто кто-то думает, что все волонтеры так и будут сажать березки и пить чай с бабулями?

Дети в этом пространстве выступают как лакмусовая бумажка взрослых. Не можешь проявить активность сам – отправь демонстрировать ее своего ребенка.

И отдельный вопрос о том, насколько г-н Шойгу со своей Юнармией реально прочувствовал «дух времени». Вероятно, это тот самый случай, когда прямолинейной и безыскусное решение оказалось изящным и весьма содержательным.

Обратим внимание на слова интервьюируемого ребенка, приведенные в Коммерсанте:

[Школьник отметил, что патриотом себя не считает]: «Тем не менее мне комфортно в "Юнармии". У нас много кто здесь не патриот — это личный выбор каждого. У нас уживаются ребята разных взглядов, и мы вместе делаем общее дело».

Очевидно, дети прочувствовали что-то такое, что многим пока не очевидно. «Общее дело» - res publica в чистом виде.

Так может быть, это и есть такой особый российский путь, когда принуждением к парадам мы строим демократическую республику?
источник
Научно-образовательная политика
Избранный Президент Украины Владимир Зеленский провёл встречу с Йоханнесом Ханом, еврокомиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства.

Ранее г-н Хан работал Федеральным Министром по науке и исследованиям Австрии.

Еврокомиссар Хан является другом и членом команды Министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль, почётным гостем на свадьбе которой был Владимир Путин.

В то же время в пресс-службе Зеленского рассказали, что Еврокомиссар Хан предложил помощь в переговорах по газовым отношениям с Россией, в частности – в контексте окончания контракта на прокачку российского газа в конце 2019 года. Также он и пригласил его осуществить свой первый визит в Брюссель.

Австрия является одним из основных лоббистов газопровода "Северный поток -2" и ранее в Вашингтоне канцлер Австрии Себастьян Курц заявил следующее:

«США выступают против этого проекта. У нас не было бы проблем в покупке газа в США,  но до тех пор, пока цена в России лучше, Москва привлекательнее».

https://t.me/ze_team2019/633
источник
Научно-образовательная политика
Премьер РФ Дмитрий Медведев переназначил ректора Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослава Кузьминова на новый пятилетний срок

"Я подписал распоряжение правительства по назначению вас ректором федерального образовательного учреждения "Высшая школа экономики" на пятилетний срок. Желаю вам успехов в руководстве этим очень важным для нашей страны высшим учебным заведением с высокой репутацией".

https://tass.ru/obschestvo/6409586
источник
Научно-образовательная политика
На этой неделе ТГУ держит "пальму первенства" по ляпам.

Только-только вуз громко погордился результатами "международного" рейтинга, щедро оплаченными из бюджета ТГУ (НОП писал об этом), как подоспели другие хорошие новости: 450.000 слушателей прошло через платформу электронного обучения вуза за 5,5 лет.

Новость подоспела как раз к старту конкурса на выделение госсубсидий созданным вузами онлайн-платформам.

Советуем уважаемому ректору Галажинскому (при подаче документов на конкурс) уточнить, что все 100% студентов (23.000 ежегодно) и 90% преподавателей (около 1000) в обязательном порядке проходят регистрацию через систему МООК ТГУ.

Причем регистрируются на несколько курсов, согласно приказа ректора #536/ОД от 03.09.2015 года, а каждую регистрацию система засчитывает как отдельного слушателя.

То есть с 2015 г. около 24 000 слушателей ежегодно регистрируются минимум на 3-4 программы вуза, что дает от 70 до 90 тысяч слушателей ежегодно.

Около 400000 за 4,5 года.

ПО-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!!!

https://t.me/minsvet/5727
источник
Научно-образовательная политика
Извините, коллега, но это заблуждение, и притом – опасное.

Никакого фундаментального отличия между Белоруссией и ЛДНР не делается.

Как сказали классики, с высоты нашего происхождения нет никакой разницы.

"Для нас, коренного дворянства метрополии, все эти Соаны и Ируканы, да и Арканар, были и всегда останутся вассалами имперской короны".

https://t.me/obrazbuduschego/5938
источник
2019 May 08
Научно-образовательная политика
Наука - экономическая и академическая

Уже скоро, 15-16 мая, на нескольких столичных и региональных площадках состоится Первый Московский академический экономический форум.

Организаторами выступают Вольное экономическое общество, Российская академия наук и Международный союз экономистов.

Мероприятие интересно, в первую очередь, активным участием РАН. Президент Академии Александр Сергеев выступит сопредседателем форума.

Сам МАЭФ и его формат как интеллектуальной площадки означают как минимум две вещи:
1.  РАН все более активно пытается войти в процессы определения ключевых направлений и выработки политики – на этот раз экономической. (Хотя чаще всего роль ограничивается лишь обсуждением).
2.  Академия продолжает дрейф в сторону экспертно-аналитического клуба. Здесь она может выступать в качестве платформы (хотелось бы также – цифровой) для проведения целых категорий мероприятий, процессов оценки и экспертизы.

По составу выступающих формируется интересная пунктирная связь: РАН – Сбербанк (Греф) – РАНХиГС (Мау). Шарнирным соединением выступает Вольное экономическое общество.

Пока что участие Академии в этих взаимодействиях носит единичный характер и связано почти исключительно с МАЭФ. Однако, полномочия РАН прямо указывают на участие в экспертизе любых серьезных и масштабных документов, в том числе, по экономическим вопросам.

Конечно, никакие встречи интеллектуалов или суждения Академии наук не могут продуцировать обязательные к исполнению указания для органов власти. Но именно по подобной воображаемой ситуации ностальгируют многие представители консервативного крыла РАН, хотя подобной властью Академия никогда и не обладала.

Отрадно, что президент РАН Сергеев избрал более прагматичный путь – капитализацию тех полномочий, форматов и «брендов», которые были предложены Академии. Ключевой из них – это экспертно-аналитическая платформа.

Хочется отметить, что этого уже давно ждут от нее не только многие ключевые персоны в высших эшелонах власти, но и часть профессионального сообщества. В конце концов, надо же когда-то перестать рефлексировать и начать работать.

Кстати говоря, в идее «платформы» очень большой потенциал для РАН. Данная концепция включает в себя и профессиональную научную составляющую, и экспертную деятельность (что является основной формы деятельности Академии), и клубную культуру (что ныне особенно поощряется в административно-управленческих комбинациях).

Краткая программа и подборка анонсов: http://www.sib-science.info/ru/news/v-moskve-proydet-pervyy-moskovskiy-22042019
источник
Научно-образовательная политика
                                 Президенту РФ В.В. Путину

В катастрофе с российским лайнером погиб 41 человек. Просим Вас обязать руководителей тех госструктур, которые производят, эксплуатируют и курируют новые российские самолеты, самим летать только на этих самолетах и ни на каких других больше. Уверены, что без такого решения развитие отечественной гражданской авиации невозможно.

Пассажиры России
@rospres
@karaulny
@russica2
@prbezposhady
@otsuka_bld
@rasstriga
@economika
@russianfuture
@tv_gramrbc
@kstati_p
@mediatech
@kremlebezBashennik
@scienpolicy
@nebrexnya
@karaulny_accountant
@infernal_money
@ctrs2018
источник
Научно-образовательная политика
Церковные расклады

Интересная складывается ситуация в церковной политике, причем видна она яснее всего на не столь очевидных пространствах.

1.  Патриарх Кирилл явно стал более нервным и мнительным. Вспоминаем толпы охранников во время пасхального крестного хода.

2.  Здоровье патриарха вызывает все большие опасения. Под угрозой оказывается даже его роль в качестве «духовного локомотива» для врио губернатора Санкт-Петербурга Беглова.

3.  Мединский, судя по всему, все более активно присягает на верность митрополиту Тихону (Шевкунову).

4.  Партия Ювеналия активизируется и копит политический ресурс. Это (как и многое из вышесказанного) видно по пасхальным событиям.

5.  Патриарх Кирилл и митрополит Иларион все больше теряют возможности влиять на политические процессы. Один из многих примеров – кейс ректора СПбГУ Кропачева.

6.  Митрополит Тихон активно входит в молодежную политику. К нему явно начала тяготеть Росмолодежь.

7.  Волонтерский вектор проявляет взаимосвязь внутриполитического блока Кремля и Тихона.

Итог. Дрейф представителей политикума от патриарха Кирилла (он все больше ослабляется) к митрополиту Тихону. Это означает дальнейшее вхождение РПЦ в качестве «министерства духовности и нравственности» в конструкции трансфера.
источник
Научно-образовательная политика
Новые возможности для каждого, включая Минобрнауки

В связи с началом отбора участников реализации федпроекта "Новые возможности для каждого" в рамках нацпроекта "Образование" хотим дать несколько советов и Минобрнауки, и вузам-участникам.

НОП искренне желает в данном проекте успехов курирующей команде Министра Котюков - заместителям министра Боровской и Солодовникову, директорам департаментов Зарубину и Бабелюк. Наши советы — это превентивные меры с надеждой быть услышанными.

У экспертов НОП есть что сказать "по теме" - мы принимали активное участие в разработке образовательных платформ из мирового топ-10, много лет консультируем по данному направлению руководство ведущих университетов не только в России, но и в США, а также странах Евросоюза.

Минобрнауки в прошлом составе упустило БЕСПЛАТНУЮ возможность создать национальную платформу ДПО на базе ведущих мировых сервисов с миллионами пользователей и тысячами высококачественных курсов по допобразованию.

Теперь ответственность выше - так как её предстоит создавать самостоятельно.

При организации образовательных платформ и курсов нужно понимать, что рынок ДПО это одно, а аккредитация программ работодателями – другое. Часто эти два мира вообще не пересекаются. Если ограничить получателей субсидий фильтром работодателей, мы гарантированно получим узкий, конъюнктурно цензурированный и "беззубый" перед конкурентами перечень образовательных курсов, чьими пользователями будут не слушатели из свободного рынка, а студенты вузов-разработчиков, которых "загонят" туда административными мерами.

А экспертное сообщество скажет – вот опять Минобрнауки создало очередную, не нужную рынку, онлайн-платформу.

На начальном этапе реализации инициативы необходимо обеспечить работу проектного офиса, который будет модерировать ход его реализации. Безусловно, в нем должны быть собраны имеющие прямые связи с организаторами ведущих мировых платформ онлайн-обучения лучшие российские специалисты как в сфере онлайн-обучения, так и управления вузовской системой ДПО.

И этот центр компетенций должен "рука об руку" пройти этапы федпроекта вместе с Минобрнауки и получателями субсидий.

Давайте посмотрим правде в глаза - такой центр до сих пор не создан ни в одном ведущем вузе.

МГУ пробовал долгие годы и с треском провалился. Технологические лидеры - МИСиС, ИТМО, МФТИ, МИФИ - не осилили задачу несмотря на то, что выходцы из этих вузов создали ряд востребованных на рынке проектов в онлайн-обучении.

У РАНХиГС традиционно большие амбиции по данному направлению, но при всём уважении к этой уважаемой организации она в значительной степени сидит в старой модели, унаследованной от Академии общественных наук - ей стоит поучиться, как нужно создавать, модерировать, продавать и развивать непрерывное образование (в том числе цифровое) в 2019 году.

Несмотря на отсутствие таких традиций, Вышка тоже не блещет инновациями в сфере непрерывного образования. Правда, недавний приход туда В. Катькало из Корпоративного университета Сбербанка в качестве первого проректора, курирующего ДПО, а также исследовательская активность Института образования в этой сфере дают шансы на обновление.

Может быть, что-то новое и перспективное в этой сфере удастся увидеть в программе предстоящего "Острова 10.22". По нашим данным, тематика сетевого взаимодействия университетов, онлайн-обучения и реализации ДПО, станет одной из основных в "прокачке" вузовских управленческих команд со всей страны.

Безусловно, у Минобрнауки имеется прекрасная возможность этим воспользоваться - "прокачать" на "Острове" и собственную команду исполнителей данного федпроекта.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201905060014?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Одна из возможностей, упущенных прошлым составом Минобрнауки.
Платформа Coursmos на тот момент входила в top-5 образовательных онлайн-платформ в США и была базовой для MIT и Stanford.
источник
Научно-образовательная политика
Примечательно, что в разговоре Дмитрия Медведева с новым-старым ректором НИУ ВШЭ, озвучено не только само переназначение, но и признание новой роли и новой миссии этого "важного для страны университета".

Нам стало известно, что в конце апреля на аттестационной комиссии в аппарате Правительства центральным был вопрос не столько о переназначении Кузьминова, сколько о новой программе развития Вышки, которая обсуждается сейчас в университете.

Кузьминов получил поддержку в своих устремлениях создать современный многопрофильный университет мирового класса, который станет помогать в развитии вузам, не имеющим пока сильных научных школ и современных технологий обучения.  

https://www.hse.ru/news/life/270037144.html
источник