Все то, о чем пишут коллеги,
не возможно рассматривать в отрыве от общего контекста внутриказахской политики. А именно того простого факта (его отчего-то многие не хотят упорно замечать), что Казахстан идёт путем Украины.
И я не только про языковые патрули. Не только про притеснения русских и казахов, которые не соответствуют представлениям местных националистов. Не только об учебниках, где в красках описано мрачное русско-имперско-советское прошлое.
Все годы независимости, как
правильно отмечают Грамоты Ярослава, она строилась только на одном: русофобии. То есть более или менее явных утверждениях, что если бы не эти оккупанты, то жили бы казахи ух, лучше Эмиратов. В немалой степени усилению этих настроений помогло обучение тысяч казахских студентов в турецких вузах.
Впрочем, стоит справедливости ради добавить, что по большому счёту, у местной политической элиты, практически все прочие национальности, кроме казахов, в Казахстане считаются, как бы это помягче, не совсем первого сорта. В том числе и шала-казахи. Поищите, кто это такие, весьма интересно.
А вообще это касается и узбеков, и уйгур, и дунган (недавние погромы помните?), и татар. В 80-е и 90-е именно татары у местных националистов, считались таким же злом, как русские. "Русские в Рязань, татары в Казань". Дело в том, что бытовала легенда, что у многих членов казахстанского ЦК партии жены татарки, и они, дескать, влияют на политику в советской ещё республике. А в реальности, татары традиционно занимали серьёзные позиции в торговле. Что, понятно, нравилось чуть менее, чем никому.
Вообще же, вот вам простой пример, как ещё в советской Алма-Ате, воспринимался вопрос этнической правильности. Моего знакомого, его коллеги по ЦК комсомола, в шутку называли "Тридцать шестой". Был такой чай в советские годы. Смесь индийского и грузинского. Ну а у знакомого отец был казах, мама татарка. Так вот, в годы независимости, Казахстан - красивую официальную риторику не будем рассматривать всерьёз - изначально взял курс на построение национального государства. Все остальное, включая утренники, только результат.
Потому что в рамках госстроительства был определён враг. Ну кто не давал жить хорошо и вольно.
В этом смысле, у Казахстан есть и свой аналог Голодомора, в котором виноваты ясно кто. И свои Шухевичи и Бандеры - лидеры восстания 1916 года. Сейчас они герои, русские военные, ясное дело, каратели. Ну а сколько русских станичников и крестьян, женщин и детей, вырезали борцы за свободу, технично умалчивается.
И в целом, проблема-то даже не в том, что сейчас вот происходит в Казахстане. А во что он трансформируется и каким будет лет через десять. Десять лет это ой как много. Сравните хотя бы два Майдана. 2004 и 2014 годов. А почему второй был в крови, огне, стрельбе, Небесная сотня почему? А поколение выросло.
Такие вот вам утренники.