Сильно упрощая, наш глаз — это матрица из пикселей, нервная проводка к ним, линза впереди всего этого и привод для движения. Если же пойти на противоположную сторону — поближе к началу эволюции — то там глаз был всего лишь светочувствительным пикслем без ничего. И до кучи не очень быстро реагирующим поначалу, поскольку развивался из той системы, которая вела одноклеточных к свету. Пример уже работающего глаза у многоклеточных — один из сотни по краю мантии морского гребешка. Там просто пиксели, которые "видят" уровень освещённости. Если рядом проплывает злой хищник, то его тень скользит по глазам. Морской гребешок написан на ассемблере: он просто закрывается, когда несколько пикселей из этой кучи резко темнеют. Собирать изображение он не планирует и не может.
У мухи уже сложнее. Фасеточный глаз — это вроде как много таких примерно датчиков, и у каждого своя линза, но привод и матрица уже общие. У той же пчелы бывает ещё простой глаз без фасеток, чтобы присматриваться поближе. Их три в дополнение к тем двум, что похожи на шлем.
А вот у этой фиговины с фото глаз аж пять штук. Это если вы вдруг думаете, что два — оптимальное число, то нет. Пять лучше! Фиговину зовут опабиния, родом она прямо из кембрия, нашли всего 30 образцов, из которых двое попали в музей естественной природы в Хельсинки. Нижней парой глаз маленькая опабиния смотрит вперёд за добычей и шарит по дну вот этим рукохоботом спереди. Верхняя пара нужна, чтобы смотреть вперёд и вверх, чтобы опабинию никто не съел, пока она ищет пожрать. А пятый глаз нужен смотреть вверх и немного назад, чтобы никто не подкрался сверху-сзади. В океане так часто бывает. Думаю, военные не отказались бы от такой схемы. Одна пара глаз, чтобы солдат бежал, вторая — чтобы солдат целился, а пятый глаз — чтобы не упускать из виду командира. В машине на российских дорогах такое тоже может пригодиться: одна пара смотрит вниз на ямы, вторая оценивает дорожную обстановку, а пятый за пассажирами.
Забавно, но вот такой текст написал у себя в fb 5 декабря 2014 года:
Подумалось, что наиболее эффективной конфигурацией головы для современного городского водителя является паучье-стрекозинная: два больших фасетчатых глаза, чтобы без верчения головы наблюдать окружающий мир — и небольшой набор маленьких глаз между ними, чтобы пристально втыкать в приборную доску и телефон, а также подмигивать в зеркало сидящим на заднем сиденье девушкам.