Совершенно случайно узнал о выходе новой книги Акунина об Эрасте Фандорине (господи, оно ещё живое! оно шевелится!). Книга заявлена как последняя (лень считать, какой это по счёту раз, но началась эта тенденция с "Коронации"). Надеюсь, эта книга точно последняя, тем более, есть слабая надежда на то, что Борис Акунин освоил дойку массового читателя на деньги при помощи своих квазиисторических романов по истории России и таковых же квазинаучных опусов. Конечно, осознавать это больнее, но, во-первых, се продукт всё-таки сугубо нишевый; во-вторых, заведомо и надлежаще маркирующий Акунина. Кто знает, что Виктор Резун-Суворов писал неплохие(средние) шпионские детективы?[1]
Короче, сюжет в новом романе Акунина "Не прощаюсь" есть. Это, пожалуй, всё, что надо знать о нём. Ну, ещё там смертельно раненный в предыдущем романе в голову из револьвера (В УПОР, БЯЛТЬ) Фандорин не помирает смертью храбрых, а впадает в кому. И выходит из неё спустя три с половиной года. В возрасте более 60 лет передвигается то на костылях, то в кресле-каталке, при этом дерётся, уклоняется от пуль, делает себе детей. Кто сказал Мэри Сью? Оставлю в стороне и то, что во время Гражданской войны Фандорин как обычно встречает едва ли не половину учебника истории России начала ХХ века (видимо, что студент-востоковед Чхартишвили запомнил с пар по истории России, то и написал писатель-беллетрист Акунин), так он ещё беспрепятственно общается с красными, белыми, зелёными и прочими. И никто его прибить не хочет. Кроме бывшего царского контрразведчика Романова, ставшего чекистом. Впрочем, на этот поворот очень толсто намекалось ещё в "Шпионском романе" и ради связываиня двух циклов и ещё одной книги, видимо, Акунин на этот шаг пошёл.
Галина Юзефович на Медузе пишет, что теперь ещё Акунин позаимствовал манеру "верификации" повествования через её псевдодокументализацию — ну, там фотографии реальных людей даются вперемешку с фотографиями героев произведения. Мол, позаимствовал он этот метод у Винфрида Зебальда. Правильно, не только же Акутагаве, Стивенсону и Гиляровскому страдать ради того, чтобы Акунин смог оправдать высокое звание "российского Умберто Эко" из рецензии "Коммерсанта" за 1998 год.
Акунин уникальный писатель. Начав писать неплохие детективы он (или за него) решил, что является ещё и ИНТЕЛЛЕКТУАЛОМ. Значит, НАДО ВЫСКАЗАТЬСЯ. Ну, и начал высказываться. В итоге, последние книг 5-6 (запутался считать, допустим, что так) про Фандорина, например, читать невозможно. Это крайне глупые и неумелые аллюзии с крайне слабым и вымученным сюжетом. Поэтому Акунин сам себе растерял большую часть аудиторию фандориниады, оставив лишь самых упёртых фанатов, которые что угодно прочитают. Спасибо моему другу, за то, что он купил эту книгу и дал мне её почитать — я хоть сэкономил.
Плохая книга. Откровенное дерьмо, между нами говоря.
____________________________________________________
[1] — Конечно, наиболее логичен вопрос, а кто вообще помнит в 2018 году-то Резуна-Суворова?