"Федерализму как форме государственности присущи определенные общие принципы. Заключаются они в следующем. Во-первых, в конституционно установленной форме государственного устройства как единого целого, состоящего из субъектов (штаты, земли, кантоны, республики» области и т.п.). Данные субъекты обычно наделяются учредительной властью, могут принимать собственные конституции.
Во-вторых, в конституционно закрепленном принципе разделения государственной власти по вертикали. При этом каждый уровень государственной власти имеет строго определенный объем властных полномочий. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
В-третьих» в конституционной гарантии прав и свобод человека и гражданина и в наличии реального механизма, способного защитить общество от любых попыток узурпации власти".
"Федеративные государства отличаются от унитарных наличием законодательно установленной и непосредственно действующей системы учета прав и интересов субъектов федерации, а также механизмом федеральной ответственности".
"президент Международной ассоциации центров по исследованию федерализма Д.Дж. Елазар, опираясь на сравнительный анализ мировых федеративных систем, выделяет шесть основных принципов федерализма, которые одновременно:
а) относятся к структуре и функционированию государственной власти;
б) содействуют сохранению как единства, так и разнообразия общественных структур;
в) включают действие как политических, так и социальных факторов;
г) связывают воедино как цели, так и средства их достижения;
д) связывают эти цели как с развитием страны, так и глобальными проблемами мирового развития;
е) постоянно меняют формы своей политической организации".
"Таким образом, к середине Х1Хв. Финляндия, формально входя в состав Российской империи, фактически обладала всеми атрибутами и правами государства, поскольку общим с империей у нее оставался лишь глава государства — монарх. Такого положения в России не имела никакая другая национальная территория. Даже такие древние, в прошлом самостоятельные, национально сложившиеся территории как Крымское ханство и Грузия, присоединенные примерно в тот же период (Крым — в 1784г., Грузия — в 1801), полностью утратили черты государства и областную автономию и были превращены в обычные российские губернии. В то же время Финляндия, не являвшаяся государством до присоединения, фактически стала им в составе Российской империи, а финны, будучи угнетенной народностью в составе Шведского королевства до 1809 г., превратились в нацию"
Присоединив Финляндию, РИ превратилась в федеративное государство, отвечающее всем вышеприведенным признакам. Даже в период николаевской реакции автономный статус Финляндии не терял тех своих черт, которые укладываются в вышеприведенные рамки федерализма.
Таким образом, начиная с 1809 года и до сего дня большое государство в северной Евразии существовало только в форме федерации. И если мы назовем советский федерализм номинальным, то период унитарного управления сложится от 1938 до примерно 1956 года, когда секретари обкомов не могли позволить себе быть баронами, лоббирующими свои интересы через ЦК.
Следовательно, выступать против федерализма в России значит попирать имперский опыт строительства государства.