Банкир
Один из недооцененных – очень недооцененных – американских писателей (может, он писал недостаточно часто для того, чтобы стать «звездой») 20 века это Лесли Уоллер.
Нет, он конечно попал на книжные прилавки СССР, но массово - лишь во времена perestroika and glasnost, причем выдавали его, как водится, не за то, что он есть на самом деле.
Книга «Банкир», - гласили, аннотации, - раскрывает перед вами секреты банковского ремесла, при этом в ней есть любовная авантюра... Этакая помесь Драйзера с Карнеги и книжкой «Как заработать свой миллион». Что, конечно, неправда. Потому что книга «Банкир» - это захватывающий, - вне жанра, как и всякая великая книга, - роман.
Кстати, доступен был «Банкир» и в 70-ее, но тогда его обычно выдавали за «разоблачения буржуазного образа жизни» (во времена перестройки он просто попал в струю этих пособий для начинающих миллионеров, продававших свои квартиры чтобы «сделать бизнес», а потом расплатиться с долгами). Но не будем суровы к этим людям. Я помню, как в те времена крутили с утра до вечера передачи, в которых телеведущая Максимовская рассказывала, что "можно разбогатеть на кроликах" (так нас делали фермерами и предпринимателями)
Разоблачений в книге и правда много, и написаны они убедительно, так убедительно, что агитаторы партии коммунистов отдыхают. Причем написаны от имени человека, представляющего, языком нынешним, топ-менеджмент крупнейших американских банков, человека верящего в США и свое дело. Что делают критику особенно убедительной.
Почему я считаю книгу великой? Потому что, на мой взгляд, один из признаков великой книги -интуитивное предсказание будущего. И
оно в «Банкире» есть: говоря о системе кредитования, расцветшей в США в 60-ее годы, автор достигает пафосных (в хорошем смысле этого слова) высот, и культурно объясняет, что рано или поздно экономика, основанная на кредите, уподобится акробату, который делает фелляцию самому себе. Еще Уоллер гениально предсказал триумф и крах политкорректности – что убедительно продемонстрировал нам второе «я» его героя, ливанец Бернс...
Но давайте пару слов о сюжете, чтоб вы не думали, будто «Банкир» это жизнеописание будней банкира:-) Нет, в принципе это жизнеописание будней банкира, но в такой же степени, как «Ромео и Джульета» – описание войны итальянских кланов.
На самом деле «Банкир» это книга о путешествии человека. Человека, который очнулся в 40 лет и понял, что кокон, в которой он заворачивался, чтобы жить поудобнее, стал его саваном, и нужно или смириться с ролью могильщика самого себя, либо начать выходить на свет Божий. Путешествие начинается и если он правда хочет его, путешествие совершить, то придется путешествовать в себе. И он это делает, и , ей Богу, еще как делает. В пределах, так сказать, самого себя (а Сам Ты – это самая неизведанная терра инкогнита для нас).
Разумеется, когда мужчина в сорок лет узнает сам себя – будь он даже счастливо женат как наш герой, - не обходится без женщины.
Есть она и тут, ее зовут Вирджиния Клэри и я люблю ее. Как сейчас вижу – сцена в квартире на набережной, и они с героем валятся на ковёр и свет гаснет. Жена всегда, - когда я перечитываю «Банкира», - по моей дурацкой ухмылке знает, что я на странице 96.
Ну и личный момент. Я люблю, когда люди пишут интересно. Лесли Уоллер пишет именно так. Даже о банковских процентах (которые в книге не более чем декорации: будь его герой летчиком, Уоллер так же интересно написал бы о навигационных приборах) он пишет так, что вам не было скучно.