Продолжаю дискуссию о нацреспубликах с автором канала
«Конституция здорового человека» Артёмом Русаковичем. Во втором
посте он пишет о том, что проблемы республик проистекают не из их конституционно-правового статуса, а из численности, уровня религиозности и традиционализма титульной нации в каждой конкретной республике. В наиболее проблемных из них нужно сосредоточиться на их «интеграции в российское общество», а не преобразовывать республики в области/губернии, что вызовет лишь недовольство местных националистов. В качестве одной из альтернатив Артём предлагает дать статус республик (с соответствующими языковыми правами и официальной терминологией) всем субъектам РФ – и таким образом уравнять их все.
Напомню: я исхожу из того, что республики – это национальные (квази)государства, являющиеся «политической и культурной формой» соответствующих наций (их
nationhood, как сказал бы выдающийся исследователь этой темы Роджерс Брубейкер). Доля титульной нации в населении республики, уровень религиозности, поддержка «традиционных ценностей» – это всегда политические вопросы, и республиканские власти уделяют им пристальное внимание. Позиционирование себя как защитников «национальных интересов» позволяет элитам республик укреплять свою поддержку в условиях сомнительной демократической легитимности. Именно элиты, а не фрики с флагами и речёвками и есть главные националисты в республиках.
То, что Артём называет «интеграцией в российское общество» (подразумевая под ним, видимо, строительство гражданской нации), в республиках назовут не иначе, как русификацией – и, честно говоря, будут правы. Никакой «общероссийской культуры» не существует, есть различные национальные культуры, в т.ч. русская. Каждая из республик пестует свою, видя в ней опору государственности и главное препятствие на пути ассимиляции. Если федеральный центр начнёт продвигать то, что Артём назвал «современными ценностями», реакцию ряда республик предугадать нетрудно. Национальная государственность поддерживает национальную культуру и традиции, и наоборот. То есть продвигать «современные ценности» без демонтажа республиканской государственности не получится.
В чём я соглашусь с Артёмом – так это в том, что упразднение республик во многих из них приведёт к мощным протестам, а где-то – и к масштабному насилию. Причём это может произойти даже там, где русские составляют большинство. Причина в том, что республиканский статус воспринимается как источник привилегий для региона и рычаг для давления в торге с федеральным центром. Подобное мы недавно видели на примере НАО, где русские составляют абсолютное большинство. В республиках же вроде Карелии мы увидим это в ещё большем масштабе. Это, впрочем, лишний раз подтверждает, что различия между положением регионов не сводятся к праву на национальный язык и конституцию вместо устава.
Придание статуса республик всем регионам будет ещё одним подтверждением привилегированности этого статуса – и вместе с тем его обнулением, ведь то, что есть у всех, перестаёт быть привилегией. При этом формально преобразование всех регионов в губернии/земли с равными широкими правами ничем бы не отличалось от превращения их всех в республики. Более того, это выглядело бы логичнее, чем «федерация 85 республик», ведь исторически республики у нас создавались как национальные автономии, а не просто как «свободные государства» вроде немецких земель или американских штатов. Казалось бы, какая разница, как назвать равноправные субъекты федерации? Но для республик «переименование» – это не просто смена вывески, а упразднение национального государства, существующего зачастую более сотни лет.
Что с этим делать? Я не знаю. Нужно ли с этим вообще что-то делать? Пусть каждый решает сам.