Цикл о левых. 3. Немного об истоках коммунизма.
Для тех читателей, кто хочет углубиться в истоки левой политической философии, желаю порекомендовать небольшой цикл лекций Д.Е. Галковского на тему "Что такое коммунизм". Особенно интересной и ценной мне показалась
пятая лекция, посвященная идеям Шарля Фурье.
Если в предыдущих материалах Галковский подобно буровой установке всё больше углубляется в прошлое истории коммунистического Учения (от Ленина — к Марксу&Энгельсу, Манифесту Коммунистической Партии и событиям 1848-ого года, от них — к трём китам, на которых основывался классический марксизм: английской политэкономии, немецкой классической философии и французским социалистам-утопистам, а дальше — к постепенному бурению через "поверхностные" пласты этой триады к наиболее ценному пласту — французскому утопическому социализму, внутри которого наконец находится наиболее содержательная фигура, — человек, который пытался подробно, в деталях спроектировать светлое коммунистическое общество будущего. — Шарль Фурье.
Мне особенно понравилась аналогия Галковского между прожектёрством Фурье (а также Оуэна) и попытками создания Вечного Двигателя. — Только в одном случае это была несбыточная мечта инженеров-физиков, в другом — социальных прожектёров, пытавшихся (как и их последователи — до сих пор) создать более "совершенные", более "эффективные", более "свободные" общества, чем реально существующие, возникшие и развившиеся в ходе нереволюционных исторических событий и процессов.
В этой лекции Галковский мимоходом очень уместно выделяет еще одну важную характерную особенность левых идеологий — определение себя через критику существующего исторически сложившегося общества (традиционного/ капиталистического/ буржуазного/ индустриального/ общества потребления/ белого и др.), его порядков, ограничений, традиций, иерархий и др.
— Критика религии, критика экономических отношений, критика сложившегося в обществе неравенства, критика существующих расовых, этнических, половых и иных различий и отношений. — Всё это позволяло левым в прошлом и позволяет в настоящем отталкиваться от существующего порядка вещей в своих идеологических построениях и обещаниях по "улучшению" будущего. Поэтому "идеальные" социалистические/коммунистические общества будущего нередко предстают в трудах их идеологов как освобождённые от таковых ограничений и различий. И ранее упомянутая борьба левых сначала за права меньшинств, а затем — за их привилегии по сравнению с большинством, — является частью такого "освобождения" от сложившихся ограничений меньшинств: экономических этнических, религиозных, сексуальных и др.
[
Только если внимательно следить за результатами, освобождение одних оборачивается и закабалением других (предыдущего большинства, против которого выступают левые), и поражением в правах тех, кто выступает против Нового Порядка Вещей. ]
В этой же лекции (как и в предыдущей о Роберте Оуэне) очень кстати попутно отмечается ещё, что реальные социальные эксперименты XIX-XX вв. по созданию коммун-фаланстеров очень скоро оканчивались фиаско. Самый долгоживущий из них продлился около 12 лет.
Из попыток построения социализма в большом масштабе — в рамках социалистических государств — СССР, просуществовавший 74 года и затем развалившийся, пока что можно считать самым долгосрочным и масштабным социалистическим экспериментом (+ можно учесть группу социалистических стран в рамках ОВД, связанных дипломатическими отношениями с СССР на протяжении 2-ой половины XX века после ВМВ, которые вместе с его крахом отказались от социализма или даже сами испытали крах/раскол: ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария; вне ОВД — Югославия).
Также в лекции очень кстати отмечается, что положительная социальная программа левых (и в т.ч. самого Фурье) — эти обещания сверхсвободных и сверхэффективных коллективистских обществ Коммунистического Будущего —
это реклама, маркетинговый ход по продвижению своих идей, привлечению спонсоров и сторонников. И сами авторы-социалисты вроде Фурье и его последователей отнюдь не обязательно верили в их полноценную осуществимость.