Экс-служащий Минфина и создатель «Карты бизнеса, терпящего бедствие» Данил Махницкий о новых мерах экономической поддержки от Путина
Заявленные в начале недели президентом меры поддержки малого и среднего бизнеса меня удивили, честно. Ничего такого вовсе не ожидая, я даже и не стал включать трансляцию. Но тут одна за одной в телеграме посыпались новости о реальном обнулении налогов, возврате налоговых платежей, прямых выплатах.
Ого, подумал я, вспомнив про свою петицию и карту бизнеса, терпящего бедствие. Это же практически то, о чём мы писали, то, о чём просил бизнес, то, чего требовали разорившиеся предприниматели.
Но дьявол, как обычно, в деталях. Обнуление на деле оказалось только для тех, чей главный ОКВЭД
(общероссийский классификатор видов экономической деятельности) попал в не очень обширный перечень пострадавших отраслей. Списание кредитов на выплату МРОТа тоже только для этих предприятий, а льготными средствами не делятся прижимистые банкиры, повысившие требования риск-менеджмента.
И вроде не очень понятно, почему так происходит. Президент на всю страну заявляет о широких мерах поддержки граждан и бизнеса, а когда дело доходит до конкретики, опять ничего не работает. Это саботаж административного аппарата? Или следствие низкого качества экономического планирования?
Считаю, что ни то, ни другое. Это следствие такого явления, как «функциональные колодцы». Ведь что реально происходит в федеральных ведомствах после оглашения Путиным очередного решения?
Вся речь президента делится на конкретные поручения, эти поручения по вертикали от председателя правительства спускаются по курирующим зампредам, потом на профильных министров, потом на курирующих тему замминистров, потом на директоров департаментов, а уж только потом на непосредственных исполнителей.
И если вам кажется, что эти самые исполнители по какой-то причине обладают сверхзнаниями о том, как надо спасать экономику в кризисной ситуации, то вам кажется. Скорее они, исходя из своего опыта, остатка академических знаний и собственной фантазии, формируют отдельные меры, которые пытаются вписать в изначальные поручения со слов президента.
Получилось вписать? Пора начать согласовывать. И вот как раз в процессе всех этих многочисленных согласований зачастую и теряется «добавочная стоимость» государственного решения. На стол председателю правительства кладут выхолощенное решение, которое удобно вписывается в существующий бюджет, которое никого не обидит, которое поможет тому, кто вовремя поучаствовал в процессе согласования.
Бюрократический процесс может сломать любое решение, что уж говорить про решения, которые принимаются в срочном порядке. И если в следующий кризис вы хотите увидеть другую реакцию государства, то нам всем пора крепко задуматься над реформой отечественных ведомств.