Подробнее о задачах: распределенная сеть малых медиа.
Говоря о множестве малых негосударственных медиа в предыдущей заметке, я подразумеваю, что значительная часть из них будет заниматься (
или уже занимается) не столько информационной деятельностью в узком смысле: писать, комментировать и оценивать новости о происходящем на политической арене РФ и внешнего мира.
— Нет, это будут (
в каком-то количестве — уже есть) и медиа, посвященные русской истории, культуре, образованию, науке, общественной и религиозной жизни, бизнесу и другим сферам.
Некоторые из них могут являться
гибридными проектами:
‣ Скажем, общественная организация с аффилированным информационным каналом, который ведут её же участники, освещающие собственную деятельность на просторах интернета. Пример — движение "
Альтернатива", чья деятельность посвящена вызволению людей из рабства, рассказывает о своей деятельности и историях некоторых освобождённых людей в собственном Телеграм-канале и соцсетях.
‣ Или это может быть издательство, имеющее свою собственную книжную лавку, которая по совместительству может использоваться как пространство для образовательных и иных публичных мероприятий. Пример — Издательство "
Черная сотня" и аффилированная с ним книжная лавка "
Листва". Каждый из проектов освещает свою деятельность как минимум через одноимённые Телеграм-каналы. Некоторые встречи удостаиваются интересных видеозаписей.
‣ Информационное издание со временем может обзавестись собственной устойчивой аудиторией, часть которой составит устойчивое сообщество читателей (вспомните клубы читателей "Спутника и Погрома");
‣ Возможная и обратная ситуация: уже сформировавшееся сообщество создаёт собственный информационный проект, призванный рассказать о себе внешнему миру и помочь набрать новую аудиторию (вспомните "
Local crew").
И поскольку многие подобные проекты не имеют и не будут иметь никакого прямого отношения к политической деятельности и не будут декларировать или пытаться воплотить никаких явных политических амбиций, государство — до поры до времени, по крайней мере — вряд ли будет обращать на них внимание и целенаправленно бороться с ними, как было в недавнем прошлом с общественно-политическими организациями русских националистов.
Со временем такие медиа, а также связанные с ними общественные, культурные, образовательные и другие проекты и сообщества могут образовывать устойчивые союзы: например, одни могут помогать другим, освещая их деятельность, помогать в сборе средств на какие-то нужды, совместно участвовать в каких-то общественных/ информационных кампаниях (как некоторые русские малые медиа недавно согласованно выступили против ВБОН, например) и др.
Конечно, далеко не все подобные медиа и общественные проекты будут успешны, просуществуют долго и добьются своих целей. — Но годы их совместной деятельности могут дать весьма заметный кумулятивный результат, который трудно переоценить. Кроме того в масштабе годов и десятилетий сотрудничество, естественный и искусственный отбор, а также конкуренция между подобными медиа и общественными проектами за аудиторию и её ресурсы наверняка позволят удержаться на плаву и эволюционировать самым успешным из них, дорастая даже до федерального масштаба.