О поправках к Конституции
Рабочая группа по подготовке поправок к Конституции удивила нас своей скорость и всего за пару заседаний подготовила
проект поправок, который вчера был внесен Президентов в Думу.
Судя по широте охвата, очевидно, что поправки нацелены не только не политический транзит сам по себе, но и имеют целью закрепить текущую социальную организацию общества.
Пенсии. Так в новой редакции статьи 71 будет закреплен принцип солидарного формирования пенсионных накоплений, что ставит крест на мечтах либерального блока о пенсионной реформе.
Международное право. Несмотря на то, что ожидался более радикальный подход к взаимоотношению международного права и Конституции, все ограничилось лишь закреплением уже сложившихся вещей. Статья 79, теперь прямо закрепляет позицию КС по
делу Маркина о приоритете Конституции над решениями международных органов, таких как ЕСПЧ. Однако эта норма будет иметь более серьезные последствия для любого международного органа. Правда необходимо отметить, что в связи с ранее высказанной позицией КС,
лишь КС может решать вопрос о противоречии решения международного органа Конституции, поэтому это будут штучные решения, а не повальное неисполнение.
Президент. Полномочия Президента изменились слабо, за исключением того, что теперь почти все назначения производятся с согласия Совета Федерации. Очевидно, что такая система будет висеть цепями на будущих президентах, сдерживая их кадровую политику.
В отношении судей подтвердилось то,
о чем мы писали ранее отрешение их от должности возможно только за проступок.
СФ и ГД. Официально закрепляется президентская квота по назначению 10% членов СФ. Значительно усилятся роль российского парламента, так он теперь утверждает всех министров. Однако, несмотря на это, Президент сохранит право распустить Думу, в случае если она трижды не утвердит кандидатуру премьер-министра. В целом очевидно, что российский парламент в пост-путинскую эпоху будет играть куда большую роль чем сейчас.
Конституционный Суд. Роль КС усилилась не сильно, так Президент сможет отправлять не принятые законы на его рассмотрение только если парламент преодолеет вето Президента. Но зато теперь КС по запросу Президента сможет рассматривать вопрос о конституционности законов субъектов федерации до их принятия.
Госслужба и должностные лица. То, что бросается в глаза, так это тотальный запрет для госслужащих и должностных лиц иметь гражданство или вид на жительство в ином государстве. Введение этой нормы можно только приветствовать, так как она поможет отсечь лиц с двойной лояльностью.
Госсовет. Многие ждали, что поправки к Конституции закрепят роль Госсовета, однако этого не произошло. Он упоминается только в ст.83 п. ж1. При этом формирование Госсовета находится полностью в руках Президента, как и сейчас. Что на наш взгляд делает его маловероятным место для ухода Путина, так как он может быть смещен оттуда в любое время.
При этом, функции Госсовета ужасно схожи с президентскими. Так он осуществляет "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" и "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". При этом необходимо отметить, что ст.80, где такие функции уже сейчас закреплены за Президентом, остается нетронутой.
В целом что такое Госсовет пока не ясно, но очевидно, что он будет играть такую важную роль, какую ему приписывали многие комментаторы.
Вывод. В целом поправки явно не оправдали ожиданий публики, разогретой инсайдами о грядущем транзите. Госсовет оказался не новым Политбюро, а еще одним бюрократическим органом. Скорее всего его статус не сильно изменится по сравнению с сегодняшним.
Остальные поправки, как и ожидалось ставят своей целью как можно сильнее ограничить самостоятельность будущих Президентов, которые во многом утратят полный контроль над формирование кабинета министров, в том числе силового блока.
#право #Конституция