О значении Дома Брюллова: ответ Кунсткамере13 января Ефим Анатольевич Резван, заместитель директора Кунсткамеры и доктор исторических наук, прокомментировал возможную передачу Дома Брюллова под Музей-институт исламской культуры. Редакция Искры́ ознакомилась с позицией господина Резвана, будущего руководителя музея ислама: мы продолжаем выступать против этого решения и обращаемся к Ефиму Анатольевичу со следующими поправками.
1️⃣
«Поскольку научно-методическим обеспечением будет заниматься Международный центр исламских исследований — структура Кунсткамеры, — мне очень хотелось, чтобы музей ислама был недалеко от Кунсткамеры». Полагаем, говорить о том, что
само по себе логистическое удобство не является достаточным основанием для такого решения по Дому Брюллова, излишне.
2️⃣
«Тем более там когда-то был музей Санкт-Петербурга, мы даже видим какую-то преемственность». Музей Старого Петербурга действительно работал в Доме архитектора Брюллова с 1907 по 1917 гг., однако вывод о том, что музей ислама связан «преемственностью» с музеем начала прошлого века, звучит нелогично. И некорректно — с учётом того, что Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры вот уже три года предлагает
открыть в Доме Брюллова музейную зону, посвящённую Музею Старого Петербурга. Музей о музее, напоминание о том, как русская интеллигенция относилась к своему прошлому, пример для подражания. При этом создание музея в 1907 г. было низовой гражданской инициативой братьев Бенуа, братьев Рерихов, Павла Сюзора, Сергея Дягилева и других деятелей культуры. Сейчас со стороны ВООПИиК за создание «музея о музее» выступают те же деятели культуры и науки.
Это, повторим, — настоящая преемственность.
3️⃣
«Никаких изменений в облик здания мы вносить не намерены».
Вносить изменения в облик объекта культуры федерального значения и правда не стоит — впрочем, как и в его исторический смысл. 4️⃣
«Петербургская соборная мечеть, признанный шедевр архитектуры, вплоть до начала XXI века считалась крупнейшей в Европе». Признанным шедевром архитектуры является и, например,
Дом эмира Бухарского на Каменноостровском проспекте, при наличии которого странно говорить, что «присутствие в классических интерьерах» именно «особняка Брюллова исламской композиции будет в рамках петербургских традиций и не покажется притянутым за уши».
5️⃣
«Стоит завести речь о строительстве мечети где угодно — автоматически появляется петиция. Люди опасаются, что вокруг мечети будут бородатые мужики, а вслед за ними будут бородатые мужики с автоматами, гастарбайтеры и так далее». Никто не способен узнать мотивы всех граждан, подписавших петицию против передачи Дома Брюллова под музей ислама (особенно учитывая, что их уже более 6 тысяч), однако
несогласие журнала Искра́ и многих других с таким решением никак не связано с опасением по поводу «мечетей» или «бородатых мужиков с автоматами». Не следует вменять обывательский алармизм людям, выступающим за последовательность и корректную политику памяти.
Мы опасаемся другого — того, что вместо возрождения Музея Старого Петербурга Дом Брюллова отдадут под не связанные с ним задачи. Особенно нелогично и неуместно это выглядит на фоне существующей инициативы ВООПИиК с уже разработанным проектом для городских властей. Дело не в исламе: музей современной кулинарии на Кадетской линии, 21 вызвал бы у нас схожую реакцию. 6️⃣
«На самом деле все обсуждения происходят раньше времени… Мы сейчас должны утвердить устав музея в Министерстве юстиции, затем должны представить его городу, город должен принять или отклонить его, затем уже мы заключаем какое-то соглашение. Ничего из этого ещё не произошло».
Обсуждения не преждевременны: кулуарные решения без оглядки на мнение граждан недопустимы, и
возможность не дать гражданам слова необходимо исключить уже сейчас. То, что до принятия и даже до рассмотрения проекта музея ислама ещё далеко, — прекрасно. Значит, есть время конструктивно поспорить и предложить альтернативные пути — что мы и делаем.