О бесполезных институциях
Ходят упорные слухи, что принуждение к интеграции подразумевает создание Союзного парламента. При этом, он не будет пропорциональным, то есть, у Беларуси не будет половины депутатов (что логично).
Непринципиальная проблема заключается в доле. Справедливой квотой РБ была бы даже не пропорция населения к российскому (~7%), а отношение её экономики к российской: с дотациями (~4%), или даже без дотаций (~2%). Однако, удручающая уступчивость России может привести к получению Беларусью доли, не адекватной её влиянию и значению.
Более принципиальная проблема в том, что Союзный парламент это, по сути, очередной интеграционный орган. Лукашенко зачистил города Беларуси от русского языка и стал сотрудничать с США, ЕС и НАТО, буквально обложенный такими форматами: СНГ, СГ, ТС, ЕАЭС, ОДКБ. Россия крайне преуспела в создании международных организаций, которые не обязывают клиентелу абсолютно ни к чему.
Международные организации это лишь формальное закрепление существующего консенсуса элит (достигнутого иными методами).
Если консенсуса нет, а организация существует, то она не имеет наполнения и является ширмой и кормушкой для карьеристов. Образцом ситуации являются белорусско-российские отношения.
Если консенсус есть, а организаций нет, то мы имеем реальные договорённости, пусть и кулуарные — а формальное членство может быть предоставлено в любой момент. Образцом этого являются отношения Беларуси и Запада.
Международные организации предусматривают обязанности, но стоит взглянуть, как белорусское государство к ним относится. Отсутствие границ оно саботировало безвизом с 70+ странами. ЕАЭС — контрабандой. ОДКБ — совместными с НАТО военными планами, размещением Полонезов у границы с Россией, ослаблением единой группировки войск, СГ — разрушением единого культурного пространства, дерусификацией.
Есть десятки причин, почему исчезновение русского языка из навигации и топонимики нелегитимно: от статуса родного языка, языка повседневного общения практически всех белорусов и государственного языка — до итогов совместного заседания министерств культуры стран (в рамках СГ), где белорусскому министру было рекомендовано обратить внимание на исчезновение русского с улиц. Тем не менее, русский язык уже исчез из подчинённой государству сферы, теперь же осуществляется давление на бизнес.
Лукашенко является феодалом, который решил сменить свою подчиненность и считает себя свободным от любых законных и интеграционных обязательств, поэтому есть большая вероятность, что и решения Союзного парламента он будет игнорировать.
Более того, новые институции на практике почти невозможно наполнить свежими кадрами. Если в Союзный парламент от России хлынут карьеристы из СГ, МГИМО, РСМД, комитета по делам стран СНГ, КПРФ и других вотчин белорусофилов, то Союзный парламент подвергнется контаминации и будет играть за Лукашенко и белорусизаторов (см. Хельсинки-2).
На данный момент Россия множит институции (которых и так хватает), когда нужно множить политическую волю (которой недостаёт).
Практика показывает, что Россия как институт не может создавать международные организации, держащие вассалов в узде. Создание ещё одной не остановит нынешние негативные тенденции. Попытки обязать белорусские элиты к чему-то и придать ширмам реальное наполнение будут вызывать лишь агрессию и саботаж.
Соответственно, прекращение дерусификации и транзита Беларуси на Запад осуществимо только встраиванием Беларуси в российские (национальные) структуры одновременно с их централизацией, где Россия как институт показывает эффективность.