Size: a a a

2020 January 30
Quantum Quintum
Про операционализацию ML. Аналитики Gigaom Research при поддержке Microsoft подготовили отчет об этапах внедрения MLOps и соответствующей модели зрелости (maturity levels) организации/процессов, что в свою очередь является готовым черновиком дорожной карты развития ML-процессов внутри любой организации.

https://azure.microsoft.com/en-us/resources/gigaom-delivering-on-the-vision-of-mlops/
источник
2020 February 04
Quantum Quintum
Про социальные карты в мозге. Scientific American рассказывает о том, что механизмы, используемые для навигации в физическом пространстве, также могут применяться мозгом для навигации в социальном пространстве.

В голове животных есть ментальные карты пространства, помогающие находить коротки пути.
Когнитивные модели пространства могут играть решающую роль в работе памяти, воображении и взаимодействии с абстрактными понятиями.
Растет количество подтверждений, что подобные карты используются в отслеживании социальных отношений, включая понятия близости, расположения внутри иерархии и т.п.

https://www.scientificamerican.com/article/in-search-of-the-brains-social-road-maps/
источник
2020 February 05
Quantum Quintum
Про новый язык. The Verge рассказывает о формировании и адаптации сленга в игровых вселенных. И, вроде бы, ничего нового — конечно же, игровой сеттинг, помноженный на мультиплеер/чат в случае успеха и наличия критической массы формируют свой жаргон, который имеет свойство просачиваться в реальную жизнь, другие игры и т. п. Конечно же, фанаты для помощи новичкам иногда делают словари, причем как в отдельных сайтах, так и банально на Reddit.

Что меня удивило (не думал об этом раньше), так это то, что стримминг в целом и топовые стриммеры в частности (неосознанно) работают на ускорение этих процессов. Вы может быть даже ни разу не играли, но смотрите кого-то — бах и в вашем лексиконе появляется новое слово или новый смысл для старого.

https://www.theverge.com/2020/2/4/21120398/online-game-communities-slang-starcraft-dead-by-daylight
источник
2020 February 06
Quantum Quintum
Про облако и игры. Давно назревшее "разъяснение" от Phil Spencer (глава Xbox в Microsoft), куда игровой мир если не катится, то топает. Топает в облако. И поэтому: "Извините, Sony и Nintendo, мы вас уважаем, но наши ключевые конкуренты в гейминге — Amazon и Google". И: "Я не хочу сражаться за форматы с этими ребятами, пока Amazon и Google сфокусированы на том, как доставить игры 7 млрд. людей по всему миру".

Будущие войны консолей будут происходить в дата-центрах. И Microsoft, и Google активно инвестируют в стриминг игр из облака (в случае MSFT еще и с Xbox) на PC и мобильные устройства. Там не то, чтобы все уже идеально и 2020 не похож на год прорыва, но ставки понятны. С Amazon чуть сложнее — он пока не замечен в стриминге игр (по слухам, запустят что-то к концу года), но зато #1 в стриминге игровых сессий за счет Twitch, и даже задумался над производством собственных игр. И, конечно, все трое конкурируют облаком для разработчиков игр.

Чего, на мой взгляд, в связи с этим стоит ожидать в ближайшие годы:
1. Адаптации игровых движков под стриминг из облака.
2. Выхода студийных вендорных игр (например, Xbox Studios) на ранее конкурентных платформах (PlayStation, Nintendo) в стриминговом формате.
3. Партнерств со стороны Sony и Nintendo, а также крупных студий с тем или иным облаком. Сюда же выход Amazon и Google в формат студий, заказывающих эксклюзивные игры.
4. Интеграции стриминга игр в мобильные платформы iOS, Android.
5. Встраивания стриминга игр и игровых сессий в медийный стриминг. Условно Disney+ будет затаскивать в одну коробку все по своим вселенным, включая стриминг. Вопрос - кто первый из облаков предложит такую модель.

https://www.protocol.com/tech-gaming-amazon-facebook-microsoft
источник
2020 February 07
Quantum Quintum
Узкое про принцип "помогать лучшим" и выбор правил оценки, делающие в среднем только хуже. Исследователи из Microsoft рассказывают о том, как в ИИ-системах возникают циклы негативной обратной связи.

Самый главный вопрос: усиливаются ли предубеждения (bias) в ИИ-системах, если да, то почему? Вопрос важен особенно в разрезе принятия решений о человеческих судьбах в системах правосудия, финансовых институтах, управлении человеческими ресурсами и много где еще. И особенно в разрезе алгоритмов, основанных на исторических данных, в которых этот самый bias точно есть.

В своей работе исследователи смотрят на задачу с экономической точки зрения (см. например, пример с учебными группами в статье по ссылке внизу). Один из ключевых выводов: присутствие неоднородности среди рассматриваемых групп (как следствие — заведомое отсутствие единой модели, оптимальной для каждой из них) часто приводит к появлению множества правил, оценивающих равновесные ситуации, которые в свою очередь выводят вперед одну из групп. Другими словами, любые стабильные долгосрочные правила мотивации будут усиливать преимущества одних групп над другими. Тонкость в том, что это будет происходить даже если изначально группы случайные.

Группа чуть более сильная относительно критерия оценки будет долгосрочно усиливаться. Если разные группы сравнивать по одному параметру и давать на этом основании инсентивы лучшим, то только лучшие будут расти.

Второй источник негативной обратной связи — "недостаток реализуемости", то есть отсутствие безошибочного способа оценить квалификацию индивидуальных участников из наблюдаемых параметров. В итоге оценивающее правило оказывается чувствительным к уровню всей группы, определяемому личными инвестициями отдельных ее членов.

Преподаватель оценивает всю группу, поток и т. п. в среднем. "Студенты уже не те, что раньше." В большой компании, ее руководитель не видит вклада каждого отдельно, а процесс оценивания привносит случайные отклонения и ошибки.

Как корректировать:
1. Развязывать правила оценки, делать их индивидуальными для каждой группы.
2. Субсидировать затраты на инвестиции отстающих групп.

https://www.microsoft.com/en-us/research/blog/when-bias-begets-bias-a-source-of-negative-feedback-loops-in-ai-systems/
источник
2020 February 10
Quantum Quintum
Культурно-технологическое. Про стимпанк как отображение современной эпохи и ностальгию [бумеров] по временам понятных механизмов. Про взлет интереса к теме накануне релизов новых iPhone, как противопоставление неразбираемому черному ящику. И про смерть стимпанка в части несоответствия ценностей викторианской эпохи современным трендам, но перерождение в праве на разбор и ремонт.

https://modus.medium.com/what-ever-happened-to-steampunk-4ac936905165
источник
2020 February 16
Quantum Quintum
Что я все о серьезном. Вот вам развлечение выходного дня: превращаем имена в цвета.

[Что важно знать: это результат осознания синестезии одного конкретного человека. В этом смысле тула может совершенно не попасть в ваши личные предпочтения. Но очень круто иметь визуализацию на тему как имена воспринимает человек с графемно-цветовой синестезией.

Снова о серьезном получилось.]

https://synesthesia.me/see-your-name
источник
2020 February 20
Quantum Quintum
Историческое. The Verge рассказывает о том, как Photohop стал глаголом. Спойлер: все дело в зафотошопленных фотках и скандалах вокруг этого. Интересно, что не смотря на все усилия Adobe вдохнуть в свои инструменты ИИ, выйти на созвучное лидерство в обработке медиа-контента в новую эпоху у них не получается. На мой взгляд, в том числе, из-за неспособности компании сделать новый мощный продукт в этом направлении, отвязав его от старых дойных коровок. В этом смысле, как бы не был хорош Photoshop с ИИ, никому в голову не придет называть процесс создания дипфейков фотошопством. 🧠👈

https://www.theverge.com/2020/2/19/21143794/photoshop-30th-anniversary-adobe-verb-origin-story
источник
2020 February 21
Quantum Quintum
Дизайнерское. Маятник полетел в обратную сторону — плоский дизайн сдает свои позиции. И вот Microsoft, когда-то со своим языком metro-дизайна прорубившая путь flat-дизайну в мобильной сфере, сейчас вынуждена эволюционировать, следуя кросс-платформенной и кросс-девайсной логике потребления контента и приложений.

Еще немного — и пользователи Windows 10 увидят вместо монохромных иконок, сделанных для плиток, свежие: цветные и многослойные.

https://medium.com/microsoft-design/iconic-icons-designing-the-world-of-windows-5e70e25e5416
источник
2020 February 25
Quantum Quintum
Про предсказания и воображение. Команда исследователей из Университета Калифорнии изучила, как мышиный мозг жонглирует будущим. Спойлер: последовательно в тета-ритме.

Общая история выглядит так: наш мозг обрабатывает несколько вариантов развития событий в духе "что если" (что, если взять карандаш правой рукой?) и уже по результатам прогнозирования и экстраполяции прошлого опыта делает выбор. На уровне ниже мы знаем, что группы нейронов, представляющие разные стратегии, соревнуются между собой. Фактически, наше "решение" — это и есть победившая в нашем мозге стратегия действий. Но как это работает?

В фокусе внимания нейроны места в гиппокампе, работающие как своего рода GPS-система. Данные группы нейронов при движении активируются согласно тета-циклам, примерно 8 раз в секунду, обновляя виртуальную траекторию для животного. Оказалось, что на каждом таком шаге и до момента выбора вместо "одновременного" сравнения двух возможных траекторий, нейроны соответствующих путей работали в контр-фазе, активируясь по очереди.

Мозг "прикладывает" усилия, чтобы рассматривать различные траектории отдельно. Сначала левый путь, потом правый, потом левый, потом правый — причем все это в сценарных парах: текущее место + направление. Хотя любое из рассмотрений может затянуться на несколько циклов, а в пространство выборов могут закрасться и новые варианты (например, пойти в лабиринте назад), общая работа фреймворка выбора с привязкой к тета-ритму остается неизменной и регулярной.

В целом, кажется логичным, что мозг последовательно и собой целиком оценивает сначала одну опцию, потом другую, и так несколько раз, пока не сделает окончательный выбор. В каждый момент времени в фокусе один сценарий.

https://www.quantamagazine.org/in-brain-waves-scientists-see-neurons-juggle-possible-futures-20200224/
источник
2020 February 27
Quantum Quintum
Рекламно-медийное. The Verge по следам рассказа режиcсера Райна Джонсона об одной из сцен фильма "Достать ножи", акцентирует наше внимание на политике Apple, запрещающей использовать iPhone в кино в контексте "плохих парней": "Они дают вам использовать iPhone в фильмах, но, — и это очень важно для фильмов с загадкой, — плохие герои не могут использовать устройство перед камерой."

Хотя в статье это явно не отмечается, речь конечно, о продукт-плейстменте -- рекламном размещении товаров за деньги спонсора. Вот эта часть истории кажется "нормальной". Но, как отмечают в комментариях, у таких игроков как Apple внезапно появляется второй сильный рычаг — возможность проката кино и сериалов на их площадке.

Ожидание примерно такое: некоторые IT-гиганты уверенно топают то ли в сторону эксплуатации монополизма в отдельных нишах для продвижения других, то ли в сторону замкнутых миров Sony, в которых человек-паук пользуется Xperia.

https://www.theverge.com/tldr/2020/2/26/21154151/apple-bad-guys-movies-iphones-product-placement
источник
2020 March 02
Quantum Quintum
Про коронавирус и момент времени, оставляя за скобками все теории заговора.

На прошлой неделе глобальные IT-компании массово "вылезали" из уже запланированных конференций, часть из которых уже перенеслись на "более поздний период" (как GDC) или вовсе отменились (как MWC и F8). На фоне уже второго смертельного кейса в штате Вашингтон (США), — а на тихоокеанском побережье, на минуточку, полно диаспор из азиатского региона, сложившихся вокруг IT-компаний, — компании начали сворачивать внутренние конференции (из того, что было в новостях - внутренняя мартовская конференция Google). В этот момент эти самые IT-компании резко побежали в сторону дистанционных режимов работ, внутренних online-конференций и т.п. А в Китае на несколько недель как минимум разродился самый большой в мире эксперимент по массовому оnline-обучению школьников. Сюда же рост акций нишевых компаний, сидящих в сегменте online-коммуникаций и видео-конференций. В общем, если у вас есть не просто технология, но и методология для online-работы — вам там будут рады.

https://www.engadget.com/2020/02/28/coronavirus-bursts-big-tech-s-bubble/

Второй интересный момент: в мире начали заканчиваться маски. И в работу уже включались фабрики, которые раньше собирали что-то еще (например, завод Sharp в Японии, который раньше собирал TV-панели). Интересен нюанс, почему именно здесь? Потому что для производства электроники требования по чистоте не хуже, чем для производства масок. Но маска как продукт резко начала эволюционировать от марлевой повязки к чему-то более сложному, консьюмер-френдли, с дизайном и прочее. Не думаю, что массовое ношение масок существенно поменяет ситуацию с распознаванием людей, потому что не по полным лицам, так еще как-нибудь — выкрутятся. Но кибер-панк наступает, да. Xiaomi тому свидетель. Пойду выбирать что-нибудь веселое.

https://www.theverge.com/2020/3/1/21160879/coronavirus-face-masks-sharp-japan-factory-production

Во всей этой истории жалко только пивоваренную компанию Grupo Modelo с ее брендом Corona. Берегите себя!
источник
2020 March 05
Quantum Quintum
Про прогресс. Помните веселую картинку, что MVP нужно делать по пути от самоката к велосипеду, к мотоциклу, к машине, а не от колес и рамы к машине? Ну вот компания Micro Mobility Systems, известная своими самокатами, сделала ровно это.

- Сначала были самокаты
- Потом электрические самокаты
- Теперь электро-мопед и автомобиль

Это, конечно, ничего относительно картинки не доказывает, но забавно видеть живую иллюстрацию мема.

https://www.theverge.com/2020/3/4/21164606/microlino-electric-microcar-microletta-motorbike-price-specs
источник
2020 March 10
Quantum Quintum
Про лидерство через открытость. Google хочет повторить свой успех с TensorFlow для машинного обучения уже на нише квантовых вычислений.

Так же как в свое время TF позволил повысить уровень абстракции при написании ML-алгоритмов, TF Quantum (новое расширение для TF) позволяет описывать новые ML-алгоритмы, использующие квантовые вычисления, но при этом абстрагировавшись от конкретного железа, выполняюего или симулирующего их.

Хотя как такового массового железа для QC еще нет (и не факт, что скоро появится), ставка компании прозрачна:
✨ Стимулировать разработчиков и исследователей создавать новые алгоритмы, использующие парадигмы QC. Даже если никакого железа не будет, вероятно, это само по себе может спровоцировать новые идеи, сценарии, приложения и т. п.
✨ TF воспринимается как открытая платформа и чуть ли не 'default choice' для машинного обучения. TFQ отталкивается от этого наследния и сформировавшегося вокруг TF сообщества, одновременно пытаясь застолбить за Google лидерство в умах людей.
✨ Хотя до сих пор не понятно, чья ставка в железе для QC сыграет, Google как и ряд других компаний активно пытается занять (и создать) свой участок в цепочке создания ценности будущих квантовых вычислений. И тут ставка не просто инструменты, а данные и модели вычислений.

Анонс: https://ai.googleblog.com/2020/03/announcing-tensorflow-quantum-open.html
TFQ: https://www.tensorflow.org/quantum
источник
2020 March 16
Quantum Quintum
Про дух времени и старые мантры. Тут случилось страшное: оказывается, правило zero-inbox безнадежно устарело. Я помню, как про него активно рассказывали в корпоративном мире еще каких-то 3-5 лет назад. Мерлин Манн, автор данной концепции, рассказывает, что она более не актуальна: 16 лет назад, когда он ее только предложил, у него был один почтовый ящик, в который сыпалось не так уж и много писем. Сегодня у него с десяток, в которые сыпется на порядок больше писем разной направленности, а сверху это все поливается уведомлениями от социальных сетей и мессенджеров.

Поэтому главный совет на сегодня: разделите, сколько времени вы проводите с каждым из входящих ящиков и с какой частотой вы их проверяете, и научитесь быстро сортировать важное и не важное. На крайний случай: на каникулах и выходных можно удалять почтовое приложение.

Кажется мир устал сопротивляться. :)

https://medium.com/inc./the-guy-who-invented-inbox-zero-says-were-all-doing-it-wrong-e6a672a465d6
источник
Quantum Quintum
Про дистанционный режим, самоизоляцию и вот это все. Собрали с коллегами большой гайд советов: https://vc.ru/hr/112714-kak-vsem-ofisom-pereyti-na-udalenku-i-ne-perestat-rabotat-layfhaki
источник
2020 March 17
Quantum Quintum
Про стягивание экосистем. Внезапно, компания Microsoft, точнее GitHub, купила npm, самый популярный репозиторий пакетов для node.js. В сети еще несколько недель будут обсуждать, что это означает, размусоливать страхи и опасения, радоваться появлению мощной поддержки и потенциальному развитию проекта.

Отмечу, что ставки в игре за контроль над данными в распределенном и открытом мире разработки только что удвоились. :)

https://github.blog/2020-03-16-npm-is-joining-github/
источник
2020 March 29
Quantum Quintum
Про меняющееся зрение. QuantaMagazine рассказывает о книге "We know it when we see it" от Richard Masland и принципиальной (на сегодня) разнице между тем, как устроено наше зрение и камеры в наших устройствах.

Из открытий нейронаук мы знаем о пластичности мозга. Он постоянно себя перестраивает и может в некоторых пределах перераспределять нейронные ресурсы в ответ на повышенную сенсорную нагрузку.

Между сетчаткой глаза и корой головного мозга есть отображение (маппинг). Различные эксперименты показывают, что если часть сигналов от ретины не приходит (например, один глаз не работает или в сетчатке есть "дырка"), то хотя поначалу соответствующие нейроны зрительной коры оказываются "без работы", со временем они начинают работать на регионы сетчатки, соседние с поврежденными. Однако, это не означает, что мозг "восстанавливает" картинку из дырки.

В других экспериментах сканирование мозга слепых от рождения людей показывает, что при чтении текста с шрифтом Брайля руками тактильная сенсорная информация активирует зрительную кору. Схожая картина оккупации соседних регионов наблюдается у профессиональных виолончистов, для которых свойственна очень точная координация во времени и пространстве движений рук, особенно той, которая работает со струнами. Зона мозга, контролирующая движения этой руки, расширена относительно второй.

Эксперименты на котиках (не повторять дома!) показывают, что животные, выращенные в темноте, теряют способность смешивать изображения от двух глаз, а животные выращенные в условиях доминирующих визуальных паттернов из вертикальных или горизонтальных полосок, имеют повышенное число нейронов, заточенных на распознавание соответствующих ориентаций. Наконец, если животное живет в темноте, разрезаемой резкими короткими вспышками света, они сохраняют возможность видеть, но их нейроны, отвечающие за склейку движений между кадрами, подавляются.

Такая пластичность — это свойство не только растущего мозга, она в определенных пределах сохраняется на протяжении всей жизни. Но ключевой момент — существование пределов. Пациенты, слабовидящие или слепые с рождения из-за повреждения хрусталика, после его замены на синтетический, начинают видеть: сначала размыто, после тренировки более детально — но никогда четко. Эти же эксперименты показывают, что мозг как-то заранее знает, какие зоны мозга за что должны отвечать. Распознавание лиц и их фрагментов настолько для нас важно, что у пациентов с восстановленным зрением не просто воспроизводятся соответствующие патчи в зрительной коре, но и они появляются в тех же местах, где они расположены у зрячих.

Ученые называют такой эффект "прото-лицевыми патчами". Даже если мы никогда в жизни не видели лиц, мы начинаем их распознавать, как только сталкиваемся с ними. Лично мне кажется, что часть нашего анимализма, оживления окружающего мира, во много связана с такими предрасположенностями.

https://www.quantamagazine.org/the-brain-reshapes-our-malleable-senses-to-fit-the-world-20200324/
источник
2020 March 30
Quantum Quintum
Про этику инвестиций. The Verge пишет, что после очередного кейса участия проинвестированного IT-стартапа в сомнительной с этической точки зрения деятельности, Microsoft решила пересмотреть свою политику.

Краткая суть вопроса: судя по исследованию NBC News, израильский стартап в области машинного зрения AnyVision помогал израильскому правительству в слежке за клиентами палестинского банка West Bank. И все бы ничего, если доблестное СМИ не поставило это в вину Microsoft, инвестировавшей ранее в стартап.

Независимая проверка со стороны Microsoft "не подтвердила обвинений", однако, заставила компанию пересмотреть свою политику: выйти из AnyVision и отказаться от дальнейших миноритарных инвестиций в компании, занимающиеся распознаванием лиц. Ключевая проблема таких миноритарных инвестиций: "отсутствие должной прозрачности или контроля, которые как требования компания предъявляет к своим собственным продуктам".

Конечно, это не означает, что IT-компании и Microsoft, в частности, откажутся от аналогичной политики в других областях с существенно меньшей поверхностью выявленных этических угроз. И, конечно, это не означает, что они откажутся от разработки собственных аналогичных технологий. Все дело в простом: избежать неприятных сюрпризов в опасных зонах. И тут ты либо берешь их под контроль, либо их избегаешь. Компромиссы не работают.

https://www.theverge.com/2020/3/27/21197577/microsoft-facial-recognition-investing-divest-anyvision-controversy
источник
2020 March 31
Quantum Quintum
Про опыт перехода. Немного внутренней кухни про перенос сессий коллективного планирования (брейнштормы, стратсессии и пр.) из offline в online формат: https://vc.ru/services/116138-kak-provesti-virtualnyy-mozgovoy-shturm-na-25-chelovek-opyt-raboty-v-miro
источник