Про вызовы десятилетия в дизайне. Альберт Шум, вице-президент Microsoft и глава дизайна в Windows рассказывает, почему пора пересмотреть дизайн-мышление и образование.
Для контекста заметки отмечу, что Шум — это один из тех людей, кто придумал дизайн Windows Phone еще до того, как плоский дизайн пришел в iOS и Android. И в основе дизайн-системы WP лежало много идей из Баухауса.
1. В 2019 мы праздновали 100-летие со дня основания Баухауса. Это было движение и школа, которые существенно повлияли на современный мир. Основные принципы школы выдвигали на первое место функцию: идею, что дизайн должен масштабироваться и служить обществу. На основе Баухауса выросли индустриальный и продуктовый дизайн. Современные человеко-центричный дизайн и дизайн мышление отражают уроки школы и связывают модернизм с творчеством для массового производства.
2. Индустрии пора перейти к мета-модернистскому подходу, перепроектировав саму область дизайна через образование. В 1919 основатели Баухауса отвечали на изменения в обществе и культуре, вызванные индустриализацией. Они верили, что чего-то не хватает: в обмен на производительность мы потеряли искусство, человечность и природу. Баухаус пытался исправить это, сочетая форму и функцию.
3. Спустя век, это во многом актуально. Но сегодня индустриализация меняется на цифровизацию с еще большим влиянием на нашу жизнь. Масштаб дизайна вырост от материального к неосязаемому. Теперь это не только объекты, но и связанная с ними интеллектуальность. Не просто массовое производство, но и экологические эффекты от него. Более того, мы в беспрецедентном масштабе массово производим чувства. Дизайнеры теперь влияют на общество и человечество во всем масштабе.
4. Но дизайн-образование по-прежнему строится вокруг материальных оснований Баухауса. Сегодня мы должны учитывать политические, поведенческие, культурные, социологические, этические и философские последствия. Но разве инклюзивность, равенство, сообщества, этика, доверие входят в базовые курсы по дизайну?
5. Человеко-центричный дизайн описывает клиента, но не всегда его мотивацию. Новые учебные курсы должны объяснять психологическую подоплеку поведения и, как вовлечь чувства человека в интерактивный процесс. Это требует собственной рефлексии дизайнера о предположениях и предубеждениях, заложенных в наш дизайн. В реальной жизни на такой анализ почти нет времени, поэтому он должен стать естественным еще во время обучения.
6. Наш студент должен постоянно спрашивать себя и уметь отвечать на такие вопросы:
— Что может исказить нашу исходную цель?
— У кого власть/сила в модели взаимодействия?
— Может ли этот дизайн кому-то навредить?
— Помогает ли этот дизайн выявить или разрушить истину?
7. Дизайн-мышление ограничено в своей области применения, ориентируясь на процессы. Расширение наших дизайн-практик должно включать осознание более широких систем и теорий и их роли в обществе. Дизайнеры должны включить в свое образование современные практики: нейронауки, экономическую теорию, законодательство о приватности, экологию и устойчивое развитие.
8. Разнообразие и инклюзивность сегодня в центре внимания индустрии, хотя часто мы берем очень локальное понимание разнообразие. Это мешает нам понять глобальную перспективу. Например, большинство цифрового опыта все еще спроектировано через призму западного взгляда.
9. Наш студент должен взять в свой арсенал еще несколько вопросов:
— Для кого на самом деле мы это делаем?
— До кого мы дотянемся нашим дизайном, а кто будет в маргинальной зоне?
— Это переосмысленный дизайн или переприсвоенный?
— Какая культурная ценность потеряется вследствие массового производства этого опыта?
10. Изложенное — это одно из направлений, в которое мы можем развернуть существующий подход. Индустриальная революция перевела нас из положения "больше меньшим" в положение "больше большим". Считайте, что это призыв сделать следующую индустриальную революцию чем-то более значительным.
https://modus.medium.com/the-case-for-meta-modernist-design-5ca38ee7cc9d