⚓️ ⚓️
Эффект якоря в управленческих задачах В социологии описывается явление, которое называется "эффектом привязки" или "эффектом якоря".
Оказывается, людям легче принимать решения, если они могут отталкиваться от какого-то исходного значения, точки отсчета, которую и называют якорем.
Якорь может не иметь никакого отношения к проблеме, по которой принимается решение. Важен сам факт привязки. Поэтому, если у нас есть возможность манипулировать значением якоря, мы можем манипулировать решением, которое принимают люди.
Группе американцев из разных городов задавали вопрос: "Сколько людей живет в городе Милуоки?" Жители Чикаго оценили население Милуоки в 1 млн. А вот жители маленького города – в 300 тыс. Истинное значение было 584 тыс.
Интерпретировали результат так: жители Чикаго знали, что в их городе живет более 3 млн. и знали, что Милуоки – большой город, но не как Чикаго. Число 3 млн. было для них якорем, поэтому они и давали оценку в 1 млн. Респонденты из маленького города знали, что у них живет около 100 тыс., и что Милуоки больше. Жители большого города всегда завышали оценку, а жители маленького занижали.
Потом одну группу попросили ответить, в каком году был первый крестовый поход. Другую группу попросили к последним трем цифрам номера своего телефона прибавить сто. И тоже спросили про крестовый поход.
Оказалось, что люди с "крупными" последними тремя цифрами называли более поздние даты, чем люди с "маленькими".
Получается, на решение человека можно повлиять, подсунув ему якорь, не имеющий отношения к обсуждаемой проблеме.
Об эффекте привязки знают все грамотные спецы по рознице: если поставить туфли за 50 тыс. рядом с носовыми платками за 3 тыс., то продажи последних вырастут. Цена туфель – якорь, относительно которого носовой платок выглядит дешевым. Уберем привязку – и платок за три тысячи уже не так привлекателен.
Перечеркнутая "старая цена" – тоже якорь, на котором держатся все распродажи. Из той же оперы любимая история западной бизнес-литературы: предприимчивый ребенок предлагает купить у него газету за 20 долларов, а когда взрослый отказывается, просит купить хотя бы значок за пять. И получает свои баксы.
Но самое интересное, как от эффекта привязки может страдать продуктовая команда.
Особенно если в ней люди одной профессии, специализации, но неодинакового опыта и темперамента.
Представьте, что нужно оценить трудоемкость выполнения задачи. Менеджер просит команду сделать это публично, чтобы получить несколько вариантов оценки. Из-за эффекта якоря оценки будут зависеть от первой высказанной вслух.
Если первым выступает авторитетный человек, и его оценка 5 дней, то остальные подсознательно будут использовать эту оценку как якорь для своих. Те, кто оценивал задачу в 10 дней, уменьшат свою оценку, чтобы не выглядеть перестраховщиками. Те, кто готов был сделать ее за 2 дня, почувствуют себя верхоглядами и увеличат оценку. Любопытно, что якорь тем тяжелее, чем влиятельнее человек.
Есть проблема и с излишне темпераментными членами команды – они склонны высказываться первыми, даже если не компентентны в вопросе.
Все это обнуляет качество оценивания: мы тратим время команды, но не приближаемся к адекватным оценкам.
Одно из решений — "покер планирования". Каждому участнику обсуждения выдается колода карт с оценками, как на картинке ниже. Менеджер просит оценить задачу, а участники выбирают из колоды карту и кладут ее рубашкой вверх. По команде менеджера они переворачивают карты и показывают свои оценки. Авторов наибольших и наименьших оценок просят объяснить свой выбор. После непродолжительного обсуждения игра повторяется — до тех пор, пока исчезнет сильное расхождение в оценках. В жизни редко бывает больше пары итераций.
Не хотите играть? Тогда просто попросите нескольких человек оценить задачу, не обсуждая оценку. Даже карты не нужны.
От эффекта якоря не уйти: этот сотрудник ехал с утра на троллейбусе номер 17, а тот видел рекламу, где 3 шоколадки по цене одной. Но хотя бы не будет привязки к оценкам других людей.