Если не придираться к деталям, то можно сказать, что весь диджитал нынче - это программатик с точки зрения используемой методологии и инфраструктуры. В таком виде да, можно сказать, что программатику скоро четверть века.
Забавно, что когда мы в 2001 году запустили AdRiver, в системе уже было все то, что потом стало называться программатиком, включая прямые сделки между издателями и агентствами. Только 3p аудиторий отдельно не было. Мы их запустили как отдельный продукт в 2006 году, тоже первыми в рунете. И тогда то, что это существовало внутри одной системы - общее ядро для издательского и агентского адсервера и передача, разделение, агрегация трафика между ними - выглядело как большой недостаток, ведь всем так хотелось открытого интернета, интеграции разных технологий, свободного доступа к инвентарю и данным… потом в 2011 году пришел программатик второй волны, где все это уже было, включая Open RTB. Рома Нестер и Женя Легкий сделали RuTarget - тогда еще как первую российскую биржу трафика 🙂 И мы запилили для них специальную интеграцию с AdRiver, так как OpenRTB протокол появился в наших краях только в 2012. Тогда же в 2012 Гугл собрал в Берлинском офисе большую европейскую тусовку на тему AdX и того, как с ним работать и на ней (а не на РИФе) впервые встретились многие из российских команд, которые позже запустили свои DSP. Я получил русскую версию контракта на подключение к AdX в РФ (а не через Ирландию), и, не переставая подливать в стакан из той самой поллитры, без которой не разберешься, пытался обратным переводом понять, что же там имелось в виду. После долгой переписки контракт мы привели в божеский вид, и это был первый контракт с AdX тут. Олег Бруни кажется нас опередил немного по времени подписания контракта, но он подписывал с Ирландией :). Тогда же в рамках комитета IAB по программатику начали придумывать, как объединять организационно и технически все внезапно появившиеся технологии, какую юридическую базу подо все это подвести. Мы с Димой Кармановым взяли наш контракт с SUP Media (где они площадка, AdFox - адсервер и SSP, Soloway - DSP) и решили его отдать в public, как рекомендованный темплейт для взаимодействия сторон… Короче много чего было. И никому в голову не могло прийти, что этот расцвет всеобщих интеграций и взаимодействий - лишь короткий миг, после которого все снова закуклится в закрытые экосистемы 🙂 Когда смотришь на рынок и его развитие с расстояния в 24 года, то многие вещи начинаешь воспринимать спокойнее. Но иногда становится жаль, что не случилась одна из параллельных версий реальности, где открытый независимый adtech продолжает развиваться 🙂