Комментарий
юриста Олега Пикалова (
@olegpik) по поводу грянувшего скандала между Wildberries с одной стороны и MasterCard и Visa — с другой.
«Для тех, кто не в курсе, на днях маркетплейс заявил, что повышает цену на товар для покупателей, приобретающих товар с помощью Visa и MasterCard на 2%.
В ответ, Visa и MC возмутились, и как кажется, не безосновательно.
Такие нововведения дают преимущество по цене отечественной платежной системе «МИР» и, очевидно, влекут экономические убытки для Visa и MC.
С правовой стороны здесь
два аспекта достойных обсуждения:
— нарушение прав потребителей;
— нарушение антимонопольного законодательства;
Что касается прав потребителей
Как заявляет WB, 2% от каждой транзации — это именно та сумма, которую они платят Visa и MaterCard в качестве комиссии.
Сейчас они решили возложить эту сумму на покупателей.
С точки зрения законодательства о защите прав потребителей формального нарушения здесь не видно: у пользователей все равно остаются другие варианты оплаты. С точки зрения клиентоориентированности это выглядит не очень правильно по отношению к покупателем, но в принципе полностью в стиле WB.
Стоит отметить, что Роспотребнадзор, в компетенцию которого входит надзор за потребительским закнодательством, уже сообщил, что нарушения законодательства о защите потребителей в действиях WB нет.
Касаемо антимонопольного законодательства
Тут ситуация интереснее. Действительно с точки зрения Закона «О защите конкуренции», данные действия носят признаки установления препятствий для Visa и MasterCard и создания привилегированного положения для «МИР».
Нужно разбираться в нюансах и деталях. С одной стороны, если эти 2% действительно обусловлены транзакционными издержками и комиссиями, которые WB платит Visa и MasterCard, то нарушения антимонопольного законодательства кажется нет.
Однако, если эти 2% не представляют собой какую-либо компенсацию издержек WB при использовании Visa и MasterCard, то такие действия по произвольному увеличению стоимости покупок для килентов этих платежных систем могут рассматриваться как нарушение (скорее всего аналогичные гарантии и заверения есть и в соглашениях между WB с Visa и MK). И ФАС РФ рассматривает такие дела в административном порядке, наказывая нарушителей.
WB могли пойти по иному пути, который сегодня в интернет-бизнесе довольно распространен: не повышать цену при оплате Visa и MasterCard, а снизить оплату или ввести систему кэшбэка для «МИР». Но такие ходы делаются за счет прибыли либо самого WB, либо (что чаще) за счет платежной системы, но что они не стали идти.
С учетом того, что WB довольно плотно сотрудничает с государственными структурами, такой фаворитизм платежной системы «МИР» может наталкивать на определенные мысли…»