Ещё одной новацией в Конституции может стать пересмотр МСУ и включения его в вертикаль федеральной власти без разных экспериментов в нынешнем виде. Очевидно, что федеральная политика вязнет в городах и эти эксперименты с разными формами управления ОМСУ, даже с мощным силовым давлением, при сохранении независимого статуса МСУ в Конституции не дают результата. Первым об этом проговорился или целенаправленно начал реализовывать идею ещё до изменения законодательства Глеб Никитин в Нижнем Новгороде, который сразу стал продавливать «одноглавую» модель управления городом. Нам необходима такая конструкция управления, когда губернатор будет главным властным исполнительным лицом в регионе, а мэры будут ему подчиняться напрямую. Осенние межэлитные стычки за посты губернаторов только подтверждают эту возможную новацию. Губернатор, управляющий всеми активами и бюджетами городов и районов + областными становится полноценным хозяином региона.
Вторая идеологическая метаморфоза касается управления экономикой – признание у нас факта смешанной формы и частичный отказ от рыночных принципов. Правительство останется и уже всем понятно, что будет реформировано. Конструкция Министерства – Службы – Агентства слишком непоротлива. Обсуждается создание проектных офисов под конкретные задачи, возврат Министерствам конкретных управленческих рычагов и даже их переплетение их с ГК. Если вы управляете почти всеми активами нефтянки, то почему бы вам не передать и министерские функции или наоборот? Такое понятийное взаимодействие мы видим сегодня на примере Ростеха и Минпрома и опыт признан положительным. Это, кстати, один из факторов роста аппаратного веса Мантурова. Обсуждается концентрация в одном ведомстве контрольных функций, речь давно идет об этом. Абызов последнее время активно оттаптывает эту поляну и идею. И самая идеологическая вводная просто взорвет мозги аналитиков: в условиях санкций и передаче множества стратегических активов и проектов в руки Госкорпораций, а мы видим, что идет консолидация в том числе и тех активов, ранее переданных в частные руки в середине 90-х + банковской и пенсионной отраслей, встает вопрос о координации ГК через воссоздание прообраза Госплана. На эту роль логично претендует Минэкономразвития во главе с Орешкиным. Блумберг, называя Орешкина новым фаворитом Путина, сказав А, не объяснил Б, то есть почему у Орешкина такие карт- бланши, в части структуры Минэка + почему-то зависли назначения на места ушедших замом и в департаментах, и почему он отчитывается перед Президентом по «не его темам», в том числе, и по темам Минфина. Госплан станет стратегическим центром планирования экономики страны, но уже не через макроэкономические критерии (они останутся, как индикаторы), а как реальный регулятор материальных и финансовых потоков. Горизонт планирования будет приравнен к сроку исполнения полномочий Председателя Госсовета. Продолжение следует…