1) В начале июля этого года группа экономистов из Берлинского университета имени Гумбольдта решила обратиться к одной из самых известных и, пусть и затёртых до дыр, но всё часто обсуждаемой теории о причинах расхождения в развитии между странами западной Европы и остальным миром — они решили проверить теорию Макса Вебера о роли протестантизма в развитии капитализма на примере Пруссии XIX века.
Итак, как же по Веберу протестантизм способствует развитию капитализма? Если кратко пересказать идеи Вебера, то получится приблизительно так: «Для протестантов крайне важен аскетизм. Есть два важных средства аскетизма — это труд и отказ от потребления. Следовательно, хороший протестант должен, во-первых, постоянно работать, а во-вторых, не тратить заработанное на ненужные вещи. Такое сочетание средств неизбежно ведёт к постепенному накоплению капитала и, следовательно, способствует развитию капитализма».
Сам Вебер доказывал эту свою теорию Баденской статистикой 1900 года, которая показывала определённые экономические расхождения между католиками и протестантами, а также рядом анекдотических примеров, из чего делал уже общие выводы о роли протестантизма в формировании современного капитализма.
Чтобы проверить эту его теорию, авторы решили посмотреть, отличались ли прусские протестанты большим сбережением денег, нежели католики. Для этого они решили использовать данные по подушевым накоплениям и количестве сберегательных банков для всех округов Пруссии XIX века. Логично предположить, что если теория Вебера верна, то области с высоким процентом протестантского населения, будут отличаться более высокими подушевыми сбережениями.
В итоге мы имеем две карты: первая показывает долю протестантов в регионах Пруссии в 1900 году, а вторая показывает распределение сбережений на душу населения в 1905 году.
Авторам работы не удалось найти статистически значимой корреляции между распространением протестантизма и подушевыми сбережениями, однако их внимание привлёк другой момент. Авторы обнаружили заметную корреляцию между долей германоязычного населения и подушевым уровнем сбережений, в то время как корреляция между протестантизмом и подушевыми сбережениями была незначительна.
Вторым традиционным объяснением того, как именно протестантизм мог повлиять на успех стран, является образование. Привычная теория звучит приблизительно так: «Для протестантов крайне важно самостоятельное чтение и изучение библии. Чтобы читать и изучать библию желательно уметь читать. Образование же, которое получалось протестантами ради изучения библии, способствовало их экономическим успехам».
Звучит просто и логично. Авторы работы решили проверить и эту теорию.
В результате получился график, иллюстрирующий образованность протестантов в каждой из областей Пруссии XIX века. График состоит из трёх панелей: в панели A на графике отмечены вообще все области страны, а в панелях B и C отмечены либо только восточные области страны, либо только западные. В каждой из панелей одна точка обозначает одну область Пруссии, ось ординат отвечает за долю протестантов в области, а ось абсцисс отвечает за процент образованных протестантов в этой области.
Как это всё работает? Если мы берём область, в которой проживает 60% протестантов и видим, что среди образованных людей в ней 70% протестантов, то логично предположить, что протестанты непропорционально сильнее представлены среди образованных людей. Такая область на графике будет находиться справа от чёрной линии.
Вооружившись этой теорией и