📚 Труды Фомы Аквинского, с которыми можно ознакомиться.
«Сумма Теологии» — самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение.
Вся «Сумма Теологии» это прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно для католического схоласта, занимает православную позицию.
Труд представляет собою ряд трактатов, но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводится противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащее самому автору, включая и опровержения «возражений»
«Сумма против язычников», именуемая также «Суммой философии» — один из основных трудов Фомы Аквинского, написанный в Риме в 1259–64, был вызван к жизни происходящим активным интеллектуальным обменом между христианскими, мусульманскими и иудейскими мыслителями. Фома стремился здесь, исходя из философской (т.е. надконфессиональной) позиции, защитить основоположения христианской веры.
В первой книге Фома, следуя Аристотелю, полагает, что изучать сущее невозможно без раскрытия первопричины сущего, которой и является Бог. Критикуя онтологическое доказательство существования Бога, Фома излагает знаменитые пять путей-доказательств существования Бога «от следствия», т.е. от особенностей эмпирически познаваемого мироустройства.
В ранней работе «О сущем и сущности» Фома выдвигает основные теоретические посылки, которые легли потом в основу его философской конструкции. Среди них необходимо выделить две формы сущего:
Логическое сущее. Существо, сущее – фундаментальное понятие для обозначения чего бы то ни было как существующего. Оно может быть как чисто концептуальным, логическим, так и чем-то реальным. На все, что мыслимо, реально существует. Функция Ens – объединение понятий, как наша связка «есть», «быть». Она связывает понятия, но это не значит, что они реально существуют.
«Ens» реальное. Все реальное – экзистенциально. Бытие приписывается и миру, и Богу, но лишь по аналогии, ибо Бог – само бытие, а мир обладает бытием. Лишь в Боге бытие совпадает с сущностью, потому и говорится, что это чистый акт, бытие самодостаточное.