Size: a a a

2019 March 24
СССР
myussr
Тайна лунной гонки. СССР и США: сотрудничество в космосе. Начало см. тут.
Отступление первое: Вернер фон Браун.

Холодная война между СССР и США действительно способствовала росту интереса в обеих странах к ракетному оружию как к фактору сдерживания. С 1950 по 1960 г. фон Браун занимает соответственно посты: руководителя отдела разработки управляемых ракет, затем — директора оперативного отдела развития баллистических ракет. Результатом его работы стали ракета «Редстоун» и ее более «дальнобойная» модификация «Юпитер». Обе они поступили на вооружение американских баз в Европе и Турции в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Эти машины стали единственными в многочисленном боевом ракетном арсенале США, разработанными под непосредственным руководством фон Брауна.

Много лет спустя после прибытия в США фон Браун признался друзьям: «Когда я ступил на американский континент в 1945 г., у меня была одна жгучая надежда, а именно, что этот шаг позволит мне внести свой вклад в запуск первого искусственного спутника Земли».

Это произошло, но в СССР. Президент Эйзенхауэр не считал, как премьер Хрущев, что освоение космоса способно сыграть решающую роль в борьбе между капитализмом и социализмом, а потому он, в отличие от советского коллеги, не стал осуществлять тотальную мобилизацию научно-технического и экономического потенциала страны ради космических побед.

Не последнюю роль в неудачном для США начале «космической гонки» сыграло и отношение к космической деятельности американцев в погонах. Специальный технический комитет, созданный Пентагоном в 1947 г. для оценки перспектив использования спутников, не нашел возможностей для их военного применения. На основании выводов данного комитета министр обороны США Джеймс Форрестол заявил в 1948 г., что вся деятельность Соединенных Штатов в области создания рукотворных орбитальных объектов будет ограничена лишь предварительными исследованиями и разработками отдельных элементов спутников. Однако тормозящее воздействие военных на процесс появления первого американского спутника не ограничилось лишь их неспособностью увидеть его разведывательный потенциал. Даже когда в середине 1950-х годов работы по проектированию ИСЗ все же начались, они были в значительной степени затруднены конкурентной борьбой между сухопутными войсками, военно-воздушными и военно-морскими силами, которую те вели за первенство в запуске спутника. В основе борьбы лежали, в первую очередь, личные амбиции руководителей армии, авиации и флота. Данная ситуация была весьма четко отражена в карикатуре, появившейся 21 ноября 1957 г. в газете «Вашингтон Пост», через месяц с лишним после запуска первого советского ИСЗ. Двое военачальников, каждый из которых, очевидно, представлял свой вид вооруженных сил, смотрят вверх на пролетающий над ними спутник с серпом и молотом на борту. И тот и другой с облегчением вытирают пот со лба и говорят: «Слава Богу! Я уж подумал, что это запустил кто-то из «смежников» (в смысле, из другого вида вооруженных сил США)». #космос #интересно
Продолжение следует...
Тайна лунной гонки. СССР и США: сотрудничество в космосе. Начало см. тут.

К слову,
о том, какое влияние оказывало соперничество между ведомствами трех видов вооруженных сил США на планирование в американской космической программе, и как трепетно относилось руководство НАСА к тому, чтобы, не дай Бог, не обидеть кого-либо из них, говорит следующий эпизод.

В январе 1961 г. в агентстве решался вопрос — в какой очередности семь астронавтов, отобранных для программы «Меркурий» (с нее начиналась история пилотируемых космических полетов в США), отправятся в космос. Боб Гилрут, руководитель программы, расположил первую тройку в следующем порядке: Алан Шепард, Гас Гриссом и Джон Гленн. О том, почему сделан именно такой выбор и какую реакцию он вызвал среди «звездоплавателей» (так с греческого переводится слово «астронавт»), лучше всего расскажет Дик Слейтон. Он был одним из наиболее опытных летчиков-испытателей из этой «семерки» и имел все основания надеяться на то, чтобы войти в число «самых первых»:

«[Я] не мог поверить, что не включен даже в первую тройку. То, что остальные трое испытывали такой же шок (от подобного выбора), [меня] не касалось. В какой-то момент [я] стал сомневаться — а удастся ли мне вообще слетать? Неужели в этом виновата аритмия? (у Слейтона были определенные проблемы со здоровьем).

[Я] потерял контроль над чувствами. Я был шокирован, уязвлен и невероятно унижен… Я взглянул на Алана. Он побледнел и уставился в пол. Затем ему удалось растянуть губы в некое подобие улыбки. Несмотря на чувства, которые испытывал в тот момент, я напомнил себе, что Шепард не только офицер ВМС, но еще и чертовски классный летчик-испытатель.

Внезапно правда шарахнула меня между глаз. Ну конечно! Политика! Когда бюджет НАСА переживал не лучшие времена, Гилруту приходилось играть на «струнах банджо», натянутых конгрессом. [А потому не удивительно, что из-под его пальцев вышли следующие «ноты»]: представитель ВМС — Шепард, представитель ВВС — Гриссом и представитель корпуса морской пехоты (самостоятельный вид вооруженных сил в США) — Гленн. (Таким образом НАСА «потрафило» лоббистам флота, авиации и морской пехоты среди законодателей). Что касается сухопутных сил, то у них не было своих летчиков-испытателей. В общем, ни один из видов вооруженных сил не мог предъявить Гилруту претензий. Даже заступающий в должность новый президент. Шепард и Кеннеди — оба офицеры ВМС. Можно дать стопроцентную гарантию, что это никакое не совпадение. Кеннеди — знаменитый командир торпедного катера. Кеннеди — герой войны на море. Все вполне объяснимо». #космос #интересно
Продолжение следует...
источник
СССР
myussr
​​О солдатских сапогах...

Люблю когда подробно разбирают исторические фотографии. Правда в этом случае, скорее автор иллюстрирует снимком свои рассуждения об обуви в довоенной РККА. Не берусь судить о том насколько прав-неправ комментатор в вопросе нехватки обмундирования. Тут скорее специалисты подскажут. Вон народ (из реконструкторов) говорит о полевом опыте - к примеру о том, что ботинки с обмотками намного практичнее и удобнее сапог... Но вернемся к снимку и тому во что обуты красноармейские командиры на нем:

"Кто-нибудь задумывался, в чем ходили до войны красноармейцы? Имею в виду обувь какую носили.
Сложно сказать, с чем в Красной Армии не было особых проблем, но то, что творилось с обувью - это просто катастрофа. Годами и десятилетиями армию не могли обеспечить должным количеством сапог должного же качества (выдерживающими установленный срок носки).
Решать проблемы пытались различными путями, например, разработкой сапог из всяких эрзацев (кирзы).
В 1936 г. нормами снабжения младшему начальствующему и рядовому составу армии вводятся на снабжение ботинками с крагами. Этого счастья были лишены только красноармейцы и младшие командиры кавалерии и артиллерии.
В 1939 г. в связи с массовым развертыванием войсковых частей строевые части некоторых родов войск, вроде АБТВ стали снабжать ботинками с обмотками!
Однако, если обратиться к фотографиям военнослужащих, тем, где они сняты в полный рост, то обнаружится удивительная вещь. На подавляющем числе снимков красноармейцы сняты в сапогах! Видимо, это был какой-то обязательный атрибут для съемок (а может и выхода в город), который добывали всеми правдами и неправдами.
О том, что на самом деле было на ногах у военнослужащих срочной службы, дают редкие снимки внутри части, с командирами, групповые "официозные" снимки и т.п.
Один из них перед вами🔻. Дату назвать сложно, вторая половина 1930-х гг. По петлицам - артиллеристы и пехотинцы. Начсостав - политический состав, то есть возможно на фото комсомольский актив или какое-то партийное собрание части.
У красноармейцев с черными петлицами, сидящих в первом ряду, на ногах ботинки с крагами, причем, с крагами начсостава! Последние отличались наличием в нижней части крючка и петли, в то время как красноармейские застегивались и сверху и снизу на ремешок.
Бойцы с пехотными петлицами обуты и вовсе в ботинки с обмотками".
#фото #интересно #армия
А вот ещё из интересных #фото:
Занятная фотография сверхсрочника. Довольно редкая, так как после 1971 года "сверчков" оставалось очень мало, их всех старались переаттестовать в прапорщиков. На фотографиях почти не встречаются.
Старшина сверхсрочной службы в парадной форме одежды образца 1969 года - мундире офицерского образца синего цвета с погонами из вискозного галуна, нарукавных знаком авиации и нарукавным же знаком военного служащего сверхсрочной службы (20 лет) на подбое голубого цвета – Е.Ф. Дриг (довольно известный автор по военным делам) #армия
источник
СССР
«Космический танец». Исполнители не установлены. Из музыкального фильма-концерта Ленинградского телевидения «Весна идёт». СССР. 1966 год. Сканирование плёнки и восстановление - Триацетат ТВ. #ТВ #видео
источник
2019 March 25
СССР
Отрывной календарь. Политиздат. СССР. 1976г.
источник
СССР
источник
СССР
Музыкальный спектакль к 10-й годовщине Октябрьской революции. Эскиз декорации - Федор Федорович Федоровский. СССР. 1927 год. #живопись
источник
СССР
Очень колоритный комикс про батьку Махно!
Авторство принадлежит Сергею Кузьмину, напечатан в журнале «Веселые картинки» в 1968 году, называется «Гришутка - разведчик». Сам журнал частенько перепечатывал свои старые материалы, т.к. менялись редакторы и качество материала от этого не улучшалось, но это отдельная история этого легендарного издания... А как результат, в сети часто этот "комикс" выкладывают не полностью. Итак, слепим историю – начало взято из номера 1980 года, а все остальное из 1968 года. СССР. #пресса #арт
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
​​​​Чем бокс в СССР сто лет назад отличался от современного

Аркадий Харлампиев считается одним из основоположников советского бокса. Именно он стоял у истоков создания в 1923 году секции бокса при физкультурно-спортивном обществе «Динамо» - первого профессионального боксерского клуба советской России и настоящей кузницы чемпионов тех лет. А позже Харлампиев основал Высшую школу тренеров по боксу, которая дала огромный точек развитию этого вида спорта в СССР.

Среди учеников Харлампиева были такие боксеры, как Константин Градополов - первый официальный чемпион СССР, а также Николай Королев, выигрывавший главный титул страны рекордные 10 раз.

До того, как стать советским тренером по боксу, Харлампиев был широко известным боксером в царской России. Он, в частности, устраивал коммерческие матчи на цирковых аренах, в которых сам же принимал участие и почти из каждого выходил победителем. К сожалению, до нас не дошли данные профессионального рекорда Харлампиева. Поэтому неизвестно сколько всего поединков он провел и в скольких из них одержал победу.

Аркадий Харлампиев родился в 1888 году в семье известного гимнаста и кулачного бойца Георгия Харлампиева. Отец с детства приучал сына к спортивной дисциплине: обучал приемам борьбы и рукопашного боя, заставлял выполнять различные гимнастические упражнения, в том числе, на турниках и с чугунным ядром, а также обливаться холодной водой.

С боксом Аркадий Харлампиев впервые познакомился в Париже, где учился рисованию в Академии изящный искусств. В ряде источников говорится, что он даже выигрывал национальное первенство Франции по боксу.

К слову, бокс тех лет сильно отличался от современного. Сейчас это покажется смешным, но тогда боксеры вообще не изучали элементы защиты и не наносили удары по корпусу соперника. Именно такая техника боксирования перекачивала в царскую Россию, а уже оттуда в СССР, см. #видео – (https://www.youtube.com/watch?v=FkX__6fhxnw)

Почти сразу после революции, в 1920 году, бокс в советской России оказался под запретом, как пережиток буржуазного прошлого. Любопытно, в опалу новой власти бокс попал, в том числе, из-за коммерческих поединков Аркадия Ххарлампиева - будущего отца-основателя советского бокса. В результате, в 1921 году Харлампиев на два года эмигрировал в Таллин, где продолжил тренерскую карьеру и стоял у истоков эстонского бокса.

Один из двух сыновей Аркадия Харлампиева, Анатолий, разработал собственную технику борьбы, которая впоследствии легла в основу современного самбо.

на #фото: Аркадий Харлампиев (слева) со своим учеником Константином Градополовым - первым чемпионом советской России. #спорт
источник
СССР
myussr
Тайна лунной гонки. СССР и США: сотрудничество в космосе. Начало см. тут.

К слову,
о том, какое влияние оказывало соперничество между ведомствами трех видов вооруженных сил США на планирование в американской космической программе, и как трепетно относилось руководство НАСА к тому, чтобы, не дай Бог, не обидеть кого-либо из них, говорит следующий эпизод.

В январе 1961 г. в агентстве решался вопрос — в какой очередности семь астронавтов, отобранных для программы «Меркурий» (с нее начиналась история пилотируемых космических полетов в США), отправятся в космос. Боб Гилрут, руководитель программы, расположил первую тройку в следующем порядке: Алан Шепард, Гас Гриссом и Джон Гленн. О том, почему сделан именно такой выбор и какую реакцию он вызвал среди «звездоплавателей» (так с греческого переводится слово «астронавт»), лучше всего расскажет Дик Слейтон. Он был одним из наиболее опытных летчиков-испытателей из этой «семерки» и имел все основания надеяться на то, чтобы войти в число «самых первых»:

«[Я] не мог поверить, что не включен даже в первую тройку. То, что остальные трое испытывали такой же шок (от подобного выбора), [меня] не касалось. В какой-то момент [я] стал сомневаться — а удастся ли мне вообще слетать? Неужели в этом виновата аритмия? (у Слейтона были определенные проблемы со здоровьем).

[Я] потерял контроль над чувствами. Я был шокирован, уязвлен и невероятно унижен… Я взглянул на Алана. Он побледнел и уставился в пол. Затем ему удалось растянуть губы в некое подобие улыбки. Несмотря на чувства, которые испытывал в тот момент, я напомнил себе, что Шепард не только офицер ВМС, но еще и чертовски классный летчик-испытатель.

Внезапно правда шарахнула меня между глаз. Ну конечно! Политика! Когда бюджет НАСА переживал не лучшие времена, Гилруту приходилось играть на «струнах банджо», натянутых конгрессом. [А потому не удивительно, что из-под его пальцев вышли следующие «ноты»]: представитель ВМС — Шепард, представитель ВВС — Гриссом и представитель корпуса морской пехоты (самостоятельный вид вооруженных сил в США) — Гленн. (Таким образом НАСА «потрафило» лоббистам флота, авиации и морской пехоты среди законодателей). Что касается сухопутных сил, то у них не было своих летчиков-испытателей. В общем, ни один из видов вооруженных сил не мог предъявить Гилруту претензий. Даже заступающий в должность новый президент. Шепард и Кеннеди — оба офицеры ВМС. Можно дать стопроцентную гарантию, что это никакое не совпадение. Кеннеди — знаменитый командир торпедного катера. Кеннеди — герой войны на море. Все вполне объяснимо». #космос #интересно
Продолжение следует...
Тайна лунной гонки. СССР и США: сотрудничество в космосе. Начало см. тут.
Отступление первое: Вернер фон Браун.

Попытка избежать ситуации, когда авиационный «лебедь», сухопутный «рак» и морская «щука» тянули в разные стороны «воз», на котором лежал проект первого американского спутника, была предпринята в 1955 г. Тогда уже упомянутый замминистра обороны Дональд Куарелс учредил комитет во главе с Гомером Стюартом — профессором физики из Калифорнийского технологического института. В задачу данного органа входило определить, какой из трех проектов ИСЗ является наилучшим. В августе 1955 г. голоса девяти членов комитета распределились так: шесть — за проект ВМС «Авангард», три — за представленный сухопутными войсками «Орбитер». Что касается спутника ВВС, он даже не рассматривался, поскольку под него не было носителя. Подчеркивая «плюсы» своего предложения, фон Браун, работавший под эгидой сухопутных войск, говорил: «Сравнивая наш проект с проектами, выдвинутыми ВВС и ВМС, необходимо отдавать себе отчет в том, что мы тщательно старались избежать использования техники, которая нуждалась еще в значительной разработке… У нас уже был носитель, который успешно прошел летные испытания…» То есть, как будет видно в дальнейшем, фон Браун исповедовал вполне «советский» подход к запуску Первого ИСЗ.

Решение комитета Стюарта имело довольно драматические последствия для судьбы спутника, предлагавшегося командой немецкого конструктора. Министр обороны отдал приказ сухопутным силам прекратить все работы по созданию ИСЗ и сконцентрироваться на разработке боевых ракет. Когда о распоряжении узнали те, кто проектировал «Орбитер», они не могли поверить в это. Их общее настроение можно выразить следующими словами: «В конце концов, мы хотели запустить американский, а не армейский, или хантсвиллский, спутник (город Хантсвилл, штат Алабама — место, где работала группа фон Брауна). Мы знали, что идем «ноздря в ноздрю» в «космической гонке» с Советами, и как трудно будет для команды «Авангард» выполнить свое обещание, с учетом тех абсолютно новых элементов конструкции, которые им предстоит создать, включая ракетный двигатель».

Однако фон Браун не потерял своего традиционного оптимизма. Он предложил продолжить работу над верхней ступенью носителя типа «Юпитер-С», который представлял из себя модифицированную ракету «Редстоун». Ступень эта разрабатывалась для испытания носового обтекателя «Юпитера». И вот когда придет время и их снова попросят подключиться к работам по ИСЗ (а фон Браун не сомневался, что это скоро произойдет), то они быстренько возьмут эту третью ступень, «посадят» на нее спутник, слегка модифицируют систему управления носителем и… готово дело! Первый рукотворный объект отправится на орбиту. #космос #интересно
Продолжение следует...
источник
2019 March 26
СССР
Отрывной календарь. Политиздат. СССР. 1976г.
источник
СССР
источник
СССР
Тарасенко Валерий Васильевич (1911-1979) листы из серии «Цирк». СССР. 1957-1960 годы. #арт
В цирке у кассы:
«- Скажите, а свиньи сегодня будут? - Если купят билеты, то будут...»
- воздушные гимнасты
- дрессировщица
- жонглер на лошади
- зрители
- китайские зонтики
- клоун Олег Попов
- наездники
- репетиция в цирке
- репетиция
- Дуров со слоном
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник