Люблю такие отклики:
Александр, приветствую!
Увидел у тебя в ленте фото приказа о бомбардировке Берлина в 41-м. И хочу от души за эту публикацию поблагодарить!
Брат моего деда — Круглов Павел Иванович по линии отца служил в 41-м в дальней авиации (тогда стратегической авиации ещё не было). В экипаже был стрелком-радистом в звании ст. сержанта.. Короче, по этому приказу их в самом начале войны подняли по тревоге с заданием вылететь и выполнить бомбометание по городу Берлин.
До меня эта история дошла именно в такой формулировке и мне до сегодняшнего дня не верилось в то, что такой приказ мор быть отдан и вообще существовал. Ведь очевидно, что подобная миссия обречена и суицидальна.
К тому же в свете того что в первые дни войны чуть ли не половина самолётов были потеряны на земле, а командир авиа-летунов застрелился увидев масштабы потерь... А теперь я знаю, что оказывается такой приказ существовал.
Так что я весьма признателен за публикацию! Не скажу, что я серьёзно изучал предисторию этой ситуации, но найти подтверждение этому приказу весьма и весьма приятно! Ещё раз благодарю.
Собственно, история: подняли их по боевой тревоге, загрузили, заправили и полетели они а составе соединения дальних бомбардировщиков на Берлин.
Сбили именно их самолёт где-то над Германией! О дальнейшей судьбе остальных членов экипажа ничего не известно, вероятно что из всего экипажа выжил только брат деда. Не знаю, к-сожалению, было-ли это аварийное покидание л/а (на парашюте) или аварийная посадка. Так или иначе, л/а был потерян.
Далее он пытался бежать, но через некоторое время был пойман немцами. После серии допросов был отправлен в лагерь для военнопленных и интернированных, в западную часть Европы. В лагере был привлечён к разного рода техническим работам, за счёт чего смог продержаться в добром здравии достаточно долгий срок и не сошёл с ума, а главное — не потерял стремления к борьбе и волю к победе.
Из лагеря он в итоге бежал. Побег вышел успешным! Вышел на боевые порядки союзников, каким-то чудом не был застрелен и после коротких разбирательств, был поставлен в строй, где и продолжил войну в рядах союзных войск, но теперь уже в качестве пехотинца.
А пехоте был тяжело ранен. Проходил лечение у союзников отчего по советским документам ранение у него не значится.
Впоследствии был передан советскому командованию вместе с группой подобных ему военнослужащих, которые тем или иным образом оказались «на западе».
По возвращению восстановился в авиации и воевал до конца войны. Имел боевые награды. Если не ошибаюсь, является кавалером ордена Красной Звезды, но не уточнял. Никаких репрессий по отношению к нему применено к нему не было!
После войны был демобилизован и вернулся домой, в Москву. Окончил электротехнический институт и работал проектировщиком, по специальности.
Интересная деталь — с войны он привёз мотоцикл Харлей. Гонял на нём по СССР до самой старости :)
Такая вот история!
Ещё раз благодарю за публикацию.
На фото - слева.