29 мая на одной из ТЭЦ Норильска, принадлежащей дочерней компании Норникеля НТЭК, повредился резервуар для хранения дизельного топлива, в результате 21 тысяча тонн дизеля вылилась в окружающую среду. Через 2-3 дня информация об этом стала общедоступной, а к 3 июня стало понятно, что масштаб загрязнения очень существенный: нефтепродукты попали в водные объекты и распространяются там. Тогда же был введён режим ЧС, президент России раскритиковал губернатора Красноярского края и главу НТЭК. На следующий день депутат госдумы предложил временно отстранить Владимира Потанина от управления Норникелем (Потанин является главой и крупнейший акционером компании).
До 3 июня акции Норникеля не реагировали на эти новости практически никак, происходили обычные незначительные колебания котировок. 3 июня акции просели менее чем на 2%. А вот 4 июня они упали более чем на 8%, временно опускаясь ниже 20 тысяч рублей, причём объём торгов был очень большим – почти 50 млрд рублей с учётом торгов на LSE. Рынок как-то запоздало осознал серьёзность ситуации и отреагировал на негативные новости (впрочем, нам здесь тоже не удалось заработать, хотя идея открыть шорт была вечером 3 июня).
Какие могут быть последствия для компании от произошедшей аварии? Стоимость ликвидации загрязнения может составить от нескольких миллиардов до десятков миллиардов рублей. В абсолютных числах это много, но в масштабах Норникеля ничего страшного – максимум 2-3% от рыночной капитализации компании. Однако экологические последствия аварии могут быть существенными, тем более она произошла в зоне вечной мерзлоты, где природа очень-очень медленно восстанавливается своими силами. В развитых странах компании, виновные в подобных экологических катастрофах, не только платят за ликвидацию их последствий, но и несут гораздо большие расходы в виде штрафов государству и компенсаций экологического ущерба. Похожие аварии периодически происходят, и после них акции компаний, торгующихся на западных рынках, часто падают на много десятков процентов, а иногда и в 2 раза.
С одной стороны, в отличие от многих других стран, в России ранее не было прецедентов, чтобы компании подвергались существенным наказаниям за экологические катастрофы. Обычно они отделываются небольшими штрафами и умеренными затратами на ликвидацию последствий. Кроме того, известно о неплохих отношениях Потанина с президентом России. С другой стороны, нынешняя авария явно имеет довольно большой масштаб и уже вызвала серьёзную реакцию (после неё ввели режим ЧС, чего так и не удалось добиться коронавирусу). Может быть Норникель понесёт какое-то ощутимое наказание, либо в виде прямых штрафов, либо в форме обязательства инвестировать очень большие средства в экологическую безопасность и охрану окружающей среды, что также негативно скажется на финансовых показателях.
Пока далеко не факт, что это произойдёт, но в любом случае уже есть сильно негативная реакция со стороны инвесторов. Значительная часть free-float Норникеля принадлежит крупным иностранным инвест фондам, он пользуется популярностью, т.к. показывает неплохую доходность, защищён от девальвации рубля, а также является одной из крупнейших горно-металлургических компаний в мире. После подобных событий фонды часто снижают размеры позиций по “провинившимся” компаниям или даже полностью распродают их акции (особенно в последние годы, когда экологический фактор становится всё более значимым при принятии инвестиционных решений на Западе). Поэтому даже если Норникель не сильно пострадает в плане финансов, то его привлекательность в глазах зарубежных инвесторов всё равно снизится (уже снизилась), что уменьшает и потенциал его акций.