К поставкам БелАЗов в Чили причастен экс-замдиректора Вильнюсской тюрьмы, которому теперь может грозить до 5 летлет.7 сентября мы 
писали, что Литва остановила перевозку 18 контейнеров с запчастями для самосвалов БелАЗ через Клайпедский порт, но сам факт ареста груза — это лишь верхушка большой схемы по обходу санкций, где есть след нескольких компаний в Беларуси, Литве и даже на Кипре.    
Литовское издание 
SienaSiena и программа «
Давайте разбиратьсяДавайте разбираться» телеканала Белсат выпустили совместное 
расследование, которое объясняет, кто стоит за попытками поставок БелАЗов в Чили в обход санкций Евросоюза. 
Стоимость задержанных БелАЗов — 
более $5 млн. Кто поставил их в Клайпедский порт?В 18-и контейнерах, которые были задержаны в Клайпедском порту, находились в разобранном виде 4 карьерных самосвала БелАЗ. Их пытались вывезти в Чили. 
Расследователи выяснили, что это были самосвалы 
серии 7513. 
Стоимость одной такой машины составляет $1 266 500. Контракт на поставку был заключён в мае, получателем указан чилийский дилер Belaz Latin America, а покупателем — сингапурская дочка беларусского завода 
Finmining. 
Контейнеры с БелАЗами доставили в Клайпедский порт по железной дороге, а экспедированием груза занималась беларусская компания «
Трансглобал», которая известна поставками беларусской продукции за рубеж, в частности они поставляли продукцию «Нафтана», «Гомсельмаша» и «Беларуськалия». 
Владельцем компании является гражданин России 
Грант Оганянц. После задержания БелАЗов журналисты пытались с ним связаться, 
но сразу после вопроса он бросил трубку. 
Господин 
Оганянц является ещё и учредителем компании «Дизель Комплект», которая в 2017 году завозила в Кыргызстан несколько партий БелАЗов, но не вся техника прошла таможенные процедуры. В результате груз был арестован и возбуждено уголовное дело. 
БелАЗ хотел поставить в Чили 18 машин?Поставка 4-х самосвалов в Чили не единственная в этом году. Удалось выяснить, что 
предприятие планировало направить в эту страну 18 машин. 
Ещё одной компанией, которая должна заниматься перевозкой является «
Белшип», они выиграли тендер на поставку 10 БелАЗов и подписали контракт, который, как и тендер, был заключён уже после введения санкций ЕС. 
Журналисты связались и с директором компании «Белшип» 
Вадимом Макаровым, дабы узнать, как компания собирается поставлять машины в эту латиноамериканскую страну.  
«
Касательно тех БелАЗов, которые задержаны, то наша компания никакого отношения к ним не имеет. Касательно другой информации, то мы скованы конфиденциальным соглашением с нашим клиентом, поэтому, извините, на другие вопросы я не могу ответить», - сказал Макаров.
Кто такой Алексеюс Линёвас?Интересно то, что с сентября 2019 года владельцем «Белшип» является литовский гражданин 
Алексеюс Линёвас — бывший замдиректора Вильнюсской тюрьмы, который ушёл на пенсию после череды скандалов с унижением подчинённых, давлением и проблемами с зарплатами для сотрудников. 
До приобретения, компания «Белшип»принадлежала кипрской фирме 
Nativus Limited, чьи активы на конец 2018 года составляли более $270 тысяч. Но самое интересное, что 
компания Nativus Limited также принадлежит Алексеюсу Линёвасу.  Взять комментарий у Линёваса не удалось, зато эту информацию прокомментировало Министерство иностранных дел Литвы: 
«
Гражданин Литвы, являющийся единственным акционером компании и получающий выгоду от сделки с объектом санкций, сам может рассматриваться как нарушитель санкций ЕС», - говорится в письменном комментарии МИД.
А литовская прокуратура сообщила, что 
за нарушение международных санкций грозит уголовная ответственность до 5 лет тюрьмы. 
Литовскую часть расследования читайте в материале SienaЛитовскую часть расследования читайте в материале SienaПодробности и сливы разговоров смотрите в программе «Давайте разбираться»Подробности и сливы разговоров смотрите в программе «Давайте разбираться»
Спасибо беларусам и проекту 
Санкционный СмотрительСанкционный Смотритель (
@sanctionswatch_bot) за помощь в сборе информации для данного расследования. Если вам известно, как другие государственные компании пытаются обойти введённые санкции — присылайте всю информацию в 
@sanctionswatch_bot@motolkohelp