Новость о том, что чистый долг России
стал отрицательным впервые после введения санкций и падения цен на нефть, вряд ли смогут обойти стороной чиновники. Это ведь такой отличный повод похвалить себя за «взвешенную», «сбалансированную» и вообще самую лучшую экономическую политику. Так что ждем радостного Орешкина, сдержанно-оптимистичного Силуанова, скромно улыбающуюся Набиуллину, ну и без довольного Путина вряд ли обойдется.
Конечно, сам по себе факт позитивный, поскольку наличие активов, которые полностью могут погасить долг, значительно повышает привлекательность российской экономики для инвесторов, так как стабильность действительно зашкаливает. Когда-то «кубышка» очень сильно помогла России в период мирового финансового кризиса, который задел нас по касательной, и, ожидая ухудшения внешних и внутренних условий, правительство использовало старый проверенный рецепт. И это выглядело правильно и логично, учитывая риски полной потери внешнего рынка капитала.
И все бы ничего, но в погоне за накоплением резервов совсем забыли (или забили) про экономику. Бюджетная политика выглядит слишком жесткой, налоговая нагрузка на экономику только увеличивается, поэтому сейчас нет факторов для роста экономики, и мы
видим рост всего на 0,7% по итогам первого полугодия, эту оценку накануне подтвердил Росстат. В промышленности увеличение происходит только за счет добычи и оборонного сектора, а торговля остается под давлением на фоне слабой инвестиционной и потребительской активности.
Что толку от таких резервов и отсутствия чистого долга, если в перспективе трех лет мы не видим на траекторию нормального роста? На прошлой неделе ЦБ снизил прогноз по росту ВВП на 2019 г. до 0,8-1,3%, на 2020 г. до 1,5-2%, на 2021 г. до 1,5-2,5%. Даже верхняя граница такого прогноза (на этот год она соответствует ожиданиям МЭР) – это очень мало и только добавляет рисков для нашей экономики.
Ничего критичного в более высоком чистом долге нет. Расчеты того же Sberbank CIB в 2017 г. показали, что Россия может увеличить общий долг на 50% без угрозы финансовой стабильности. Так может стоило немного ослабить пояса и дать экономике «дышать»? Самое непонятное – это когда кончится этот период жесткой бюджетной политики. Пока все идет к тому, что она становится все жестче и жестче, и даже
использование средств ФНБ – это открытый вопрос. Каждый тянет одеяло на себя, стараясь решить собственные задачи: ЦБ беспокоится об инфляции, Минфин бьется за бюджет, а МЭР… вот за что теперь борется это ведомство – отдельная история, но будем считать, что оно экспериментирует с прогнозами и статистикой на благо страны. В такой ситуации сложно решать общие задачи, да и за выполнение целей майского указа никто отвечать не хочет, поскольку никто не понимает, как их достичь, а ведь есть еще нацпроекты. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы признать ошибку и начать ослаблять гайки, начать стимулировать потребительский и инвестиционный спрос, осторожно используя имеющиеся резервы? Тогда и нацпроекты могут заиграть совсем другими красками. С другой стороны, ЦБ вот поддерживает
использование средств ФНБ по норвежской модели, что выглядит подозрительно в наших условиях, так как превратиться все равно в «распил» на те же льготы «Роснефти» и «Газпрому» и т.п.
И получается какая-то фигня. Причем ситуация, в которой у нас есть прекрасные резервы и экономика, находящаяся в состоянии своеобразной стагнации, является осознанным выбором властей.