Все же ситуация на рынке краба отлично иллюстрирует современную российскую действительность. Было весьма ограниченное число предприятий,
все друг друга примерно знали, были в курсе кто и как, могли что-то планировать и надеяться на прибыль. А потом вдруг стало известно, что этим сектором заинтересовались очень серьезные люди с очень большими деньгами, и сразу стало понятно, что кто-то станет лишним. Введение аукционов на квоты серьезно меняет правила игры, поскольку купить саму квоту, которая очень дорогая по меркам большинства компаний в секторе, да еще и построить суда, могут «не только лишь все».
Судя по свежей информации, в правительстве
идут активные споры и дискуссии, подогреваемые жестким лоббирование интересов. Если брать за основу проекты законов и различных распоряжений из открытых источников, то сейчас все сильно изменилось. Самое неприятное – это начальная стоимость лотов в 152 млрд рублей, при таких ценах аукционы неподъемны для абсолютного большинства. Участники рынка рассматривали стоимость в 82 млрд рублей за все лоты, а высказывания Шестакова о 110 млрд рублей тогда посчитали вбросом, так как сумма уже выглядит нереальной. Кстати, ни о каких 34-36 млрд рублей на постройку судов в реальности речь тоже идти не может. Всего 36 лотов, да и верфи подняли стоимость до 1,4-1,5 млрд рублей, то есть и тут затраты выросли ровно в 1,5 раза. Ну вот и представьте себе, сколько придется потратить на один лот.
Как уже отмечалось, после отмены прежней системы сборов и перехода на аукционы старые мелкие игроки будут выметены, да относительно крупные, учитывая повышенную стоимость лотов, теперь задумаются. Со стороны все выглядит красиво: государство сразу получает много средств от продажи квот, российские верфи получат заказы, а это рабочие места, да и, как обещают, порядка станет больше. Вот только по факту это просто перераспределение рынка в пользу… структур, связанных с Тимченко. Как говорят, инициатором реформы была Русская рыбопромышленная компания Глеба Франка, который по совместительству является зятем Тимченко. Забавно, но в самом начале реформы все говорили о приходе Ротенбергов. Немного промахнулись. Но сути это не меняет, ведь в наличии денег у таких людей никто не сомневается. Еще у них внезапно лучшие условия финансирования по сравнению с конкурентами, то есть нет никаких равных условий доступа. А что ФАС? А ФАС обеими руками поддерживает изменения, даже вот методику расчета предлагает изменить так, чтоб «старички» не могли подступиться. Отличная работа с конкурентами. И совсем не беда, что ФАС должна работать немного иначе.
С требованиями, кстати, забавная история получается. Так, например, все суда для вылова краба изначального должны быть российскими на 100%, такое избыточное требование было нужно для того, чтобы исключить лишних претендентов, но позже выяснилось, что оно вообще нереально, в стране нет такого оборудования, поэтому теперь лишь 30% отводится на РФ. Остальное – а это, видимо, будут сами проекты, двигатели, оборудование, как минимум – будут закупаться у иностранных поставщиков.
Росрыболовство очень торопиться, так как если до 15 сентября не будет объявлено об аукционах, то они будут перенесены на год вперед. До 2 сентября объявить об аукционах будет сложно, ведь нет никаких принципиальных договоренностей, не говоря уж о нормативных актах и соответствующих законах. Успеют? Могут и успеть, если кто-то хорошо «подогреет», ведь иначе сверхприбыль придется получать на год позже.
P.S. А еще хуже то, что историю с аукционами мы уже проходили в начале 2000-х. Закончилось все сокращением инвестиций, падением официальных объемов вылова, а также ростом контрабанды и браконьерства.