«Транснефть», конечно, один из самых ярких примеров того, каким отвратительным собственником может быть государство, если не имеет достаточного влияние на компанию и менеджмент.
Поэтому заявления Новака о том, что изучается вопрос о возможном снижении дивидендом «Транснефти» за 2018 г. до менее 50% от прибыли по МСФО, являются прямым отражением позиции и желаний самой «Транснефти» и Токарева. Козак это решение, судя по всему, поддерживает, и явно у него тут свой интерес.
Но вот тот факт, что Силуанов включился в активную игру против «Транснефти», позволяя себя не только критику инициативы, но и жаргон в стиле «
косяки», заставляет задуматься. Во-первых, это несвойственно для вице-премьера, да и выглядит отвратительно. При этом Антон Германович обычно очень близко к сердцу воспринимает свое бессилие, особенно в вопросе дивидендов госкомпаний, так как платить ту же «Транснефть» 50% никак не получается, а тут еще дополнительно хотят сократить выплаты. Команда Токарева весьма успешно уходит от необходимости возвращаться деньги в бюджет, ссылаясь на обширную инвестиционную программу, а сейчас еще и проблемы с компенсацией за историю с «Дружбой» нарисовалась. Во-вторых, против Токарева сейчас очень многое, а смелость Силуанова вообще может означать и то, что смена главы этой госкомпании уже назрела.
Главе Минфина было бы хорошо заручиться поддержкой других противников Токарева, но нефтяники, в том числе Сечин, не особо жалуют Минфин, который не собирается пересматривать параметры демпфера, из-за чего они теряют десятки миллиардов рублей. Так что подобные заявления Силуанова в любом случае выглядят подозрительно.
При этом вопрос того, как «Траснефть» за все это будет платить — а еще даже не ясна сумма, Минэнерго оценивает суммарный ущерб в $100 млн — стоит весьма остро, потому что вариантов тут не очень много: либо заплатят налогоплательщики как раз за счет сокращения дивидендов, либо эти расходы будут компенсированы за счет повышения тарифов на прокачку нефти, а это вновь ляжет на плечи потребителей, потому что будет заложено в цену топлива рано или поздно. В конце 2017 г. «Транснефть» пыталась добиться повышения тарифа на 21%, а правительство повысило только на 3,95%, так что теперь есть все шансы взять свое.
И мнение Силуанова вряд ли кто-то спросит. Он, конечно, осмелел, но по-прежнему играет роль тихого, надежного и исполнительного министра финансов в этом правительства, так что камень в огород Токарева, скорее всего, был обусловлен очередным провалом с дивидендами госкомпаний.