Поток откровенного вранья Артемия Лебедева в адрес авторов Нехты — вранья выдающегося даже в череде его последних пассажей, граничащего с людоедством — привлек большое внимание.
Артемий Лебедев заслуженно входит в ареопаг отцов-основателей русского интернета. За свою долгую карьеру он прошел массу стадий: от юного и энергичного предпринимателя в 90-х, через покрытого тайною лидера, который демонстративно избегает общественного внимания в нулевых — до самого популярного автора в ЖЖ, чьи рекламные ценники вызывали священный трепет коллег.
Сама идея о том, что личный блог — это не просто досуг, потребность в высказывании, связь с друзьями, а средство заработка, причем заработка настоящего — она авторства именно Артемия Лебедева. Лебедев вел ЖЖ с 2000-го, потом забросил на годы загадочного лидерства, и до 2007, когда он занялся им вновь, самые топовые лидеры блогосферы, вроде Антона Носика, Леонида Каганова, Рустема Адагамова, ни цента со своих постов не зарабатывали и вряд ли догадывались, что это возможно.
Сегодня Артемий стремительно мигрирует в статус сетевого фрика — и это до сих пор трудно принять многим из тех, кто буквально вырос на его текстах, на рецензиях бизнес-линча и советах «Ководства». Он не первый из отцов-основателей, кто прошел скорбный этот путь, достаточно вспомнить Максима Кононенко. Но с Кононенко все намного проще — он раньше начал и никогда не имел до того устойчивой репутации.
С точки зрения сетевого фрика, Артемий действует по правилам: чем более высказывание лживо и возмутительно — тем сильнее на него реакция. Людей возмущает, когда врут им в глаза, когда черное называют белым, когда не «добросовестно заблуждаются», а прямо подменяют факты, проверяемые одним запросом в гугле. Возмущение — это просмотр, это дизлайк, это гневный комментарий, это шер в фейсбуке и телеграме, это цитирование в СМИ, а значит — новые просмотры и новые дизлайки. Тем более, когда разговор заходит на общественно значимые темы: о покушении на политика или силовом подавлении мирных протестов. О чем-то таком, что для людей важно, где их чувство справедливости задеть довольно легко.
Может показаться, что Артемий — уже штатный пропагандист, что он продался и работает по методичке. И да, с точки зрения автократии, он полезен: пропагандирует гражданский абсентеизм, неучастие, недоверие и размножает конспирологические теории. Такая повестка, а совсем не апологетика вождю, как можно подумать, работает на искомую цель — общественную пассивность.
Но, на мой взгляд, это, скорее, естественный симбиоз, чем прямое сотрудничество. Артемий знает, какая публика его смотрит. Он знает, что именно истеричное верноподданичество, вольный пересказ Владимира Соловьева, Нехта как проект ЦРУ, показушная гомофобия — это то, что способно вызвать искомую реакцию, дать те самые просмотры, дизлайки и цитирование.
Очень сложно до конца поверить, что человек с таким прошлым и настоящей репутацией стал тем, кем он стал. Очень сложно к нему относиться как к Никите Джигурде или Виталию Милонову. Даже когда сегодняшняя провокация полностью противоречит вчерашней, когда слово очевидно ничего не стоит, когда вранье — это не ошибка, это путь к сотне комментариев, разоблачающих вранье.
Но он стал тем, кем он стал. Даже если такая реальность не нравится, даже если принять ее сложно — она все еще реальность.