📋
Пост в группе
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕМЕСИКИ)00)):
#memtheorem #mikhaylov
Это история несостоявшегося расстрела и чудесного освобождения известного математика Романа Михайлова.
Отрывок из книги Уолтера Гратцера "Эврики и эйфории", глава "Как наука помогала выжить":
Однажды, когда город был занят арнольдистами, Роман Михайлов (в те времена ученый-математик в Стекловке) заехал в Питер узнать, сколько стоит посмотреть на перформанс с голыми мужчинами и воздушными шариками — и как раз в это время Питер захватила одна из банд Серра. Увидев на Романе московскую одежду, бурбакисты привели Романа Михайлова к Серру — почти лысому мужику в кожаном функторе, у которого на груди сходились крест-накрест цепные комплексы, в кобуре прятался класс Черна, а на поясе болталась пара групп диэдра.
— Сукин ты сын, антиформалистский агитатор, ты зачем подрываешь мать-математику? Будем тебя убивать.
— Вовсе нет, — ответил Роман. — Я сотрудник Стекловки и приехал сюда добыть хоть немного искусства.
— Брехня! — воскликнул Серр. — Какой такой ты сотрудник?
— Я преподаю математику.
— Математику? — переспросил Серр. — Тогда покажи математически, чем отличаются шары от сфер. Решишь — выйдешь на свободу, нет — расстреляю.
Роман не мог поверить своим ушам: задача относилась к довольно узкой области высшей математики. С дрожащими руками он сумел-таки вывести ответ и показал его Серру.
— Хорошо, конечно, — сказал Серр, — только вот словосочетание "гомотопическая эквивалентность точке" больно сложное, я его не понимаю. Я бы не стал изворачиваться и написал бы просто: "размерностью".
С этими словами Михайлова и отпустили, но случай этот отпечатался в его памяти надолго.