Вольные частные города. Часть первая: Закладывая основы
Глава 4. Основные вопросы человеческого сосуществования.
IV. Какую роль играет религия?
Если столь бессмысленное для некоторых нечто, как религия, существует уже очень-очень долгое время, надо исходить из того, что впереди у него тоже очень-очень много времени и оно наверняка переживет тех, кто требует его упразднить.
Насим Талеб, математик и философ
Новые общественные системы должны отвечать на вопрос “Какое положение в обществе занимает и вправе занимать религия?” Спрос на религии был велик на протяжении всей истории, того же следует ожидать и в будущем. Религии так или иначе содержат в себе ответы на вопросы власти, это нужно иметь в виду. Религия не составляет проблемы для общества, если являет себя как личное духовное дело, придающее индивиду силы, а его жизни - смысл. Она может быть средством спайки в сообществах, если учит добродетелям, например честности, терпимости и добропорядочности.
Свободное общество не вмешивается в личные убеждения. Проблема появляется, когда религия требует привилегий для своих приверженцев и требует от неверующих соблюдения каких-то правил; тогда религия становится политической идеологией.
Ислам преподносит себя не только как религию, но и как политико-правовую систему ценностей с полной регламентацией будничной жизни, поэтому с ним нужно быть бдительным. Коран для мусульман это “истинное слово Бога”, все слова в нем воспринимаются буквально, а наставления подлежат обязательному исполнению. Коран лежит в основе шариатского права. Значительная доля правил касается отношения к немусульманам, которые однозначно подвергаются принижению. Все это разительно расходится, например, с Ветхим Заветом, где есть всего лишь десять прямых заповедей.
Радикальные направления Ислама так популярны потому, что они логичны и непосредственно вытекают из текста Корана. Умеренные же слабы, ибо просто игнорируют те или иные нормы, при этом не имея четкой умозрительной конструкции, способной все увязать. Критики Ислама с точки зрения Ислама не имеют права на физическую неприкосновенность, ибо шариат предусматривает иное, а он выше прав человека согласно “Каирской декларации о правах человека в исламе”, которую подписали 45 из 57 членов Организации исламского сотрудничества в 1990 году. Сура 5, аят 33: “Кто выступает против Ислама, тому должно отсекать руки и ноги”.
Давний конфликт между разумными, созданными человеком правилами и якобы божественным правом не искоренить, а борьбы за верховенство того или иного не избежать. Сильнейший может и победит, но не полностью, ибо слабейший приспособится, и процесс приспособления уже идет полным ходом.
В подавляющем большинстве исламских стран большинство респондентов высказываются за то, чтобы сделать шариат официальным законодательством. Перед каждым светским обществом встает вопрос, как обходится с мусульманскими мигрантами особенно из этих стран. Есть три варианта:
1. Отрицание проблемы aka Западноевропейский вариант. Религиозная принадлежность якобы не играет роли, Ислам - такая же религия, как и любая другая.
2. Полный отказ: “Мы отказываемся превращать свою страну в сочетание из несочетаемых сообществ".
3. Избирательность: “Светские мусульмане, открыто признающие главенство светских законов, будут охотно приняты, остальные нет".
Долговечное решение может заключаться только в институционализации реформированного Ислама; это означает: принять разделение религии и политики и приватизировать веру; принять главенство светских законов; отказаться от применения силы для достижения религиозных целей.
Свобода религий возможна только как свобода вероисповедания, а не как привилегия. Все законы светского общества должны распространяться и на религиозных граждан, без ограничений. в свободном обществе не может быть права, исключающего кого-то из объектов насмешки или критики. Если религиозные люди не желают с этим мирится, им следует создавать свои сообщества.
#конспекты_книг #ТитусГебель #ВольныеЧастныеГорода