В Хорватии есть аналог российского Авито, самый большой сайт бесплатных объявлений —
njuskalo.hr (и да, как и всё на этом канале, он рекламируется бесплатно, а я всё жду момента, когда мне предложат мои миллионы). И я, как ни странно, часто захожу туда, не имея цели что-то купить.
Во-первых, там я могу практиковать «живой» письменный язык. Не тот, которым пишут новости или рекламные объявления, а тот, которым люди письменно общаются в сети, а в наше время это важно. Конечно, возникает естественный вопрос, а почему бы не пойти за всем этим в социальные сети и на форумы, и на него я отвечу, что для того, чтобы выработать иммунитет к яду, надо начинать с малых его концентраций. Субкультурные особенности разных сегментов сети могут сыграть злую шутку с обучающимся: я не хочу перенять их, и в реальной жизни разговаривать с людьми выражениями в духе «аффтар, выпей йаду» и «Дудь доставил, азаза». А на сайтах объявлений обычно преобладает хоть и просторечная, но общеупотребительная лексика.
Во-вторых, как ни странно, на таких сайтах можно узнать о культурных особенностях страны столько, сколько ты не узнаешь в Википедии, или в процессе живого общения. Какие-то мелкие подробности, которые для местных настолько естественны, что они просто не будут о них говорить, и уж точно о них не будут писать в новостях.
Например, совсем недавно на этом сайте открылся новый раздел: «еда и напитки». И сразу же появилось множество объявлений от фермеров, многие из которых заинтересовали меня с чисто практической точки зрения, но помимо этого я выделил большой кластер объявлений в духе «фермерское хозяйство продаёт пасхальную ветчину». Таким образом я узнал ещё об одной хорватской традиции — есть на Пасху варёную ветчину, приготовленную по определённому рецепту. Вот как бы я ещё об этом узнал, скажите? Разве что напроситься за пасхальный стол к кому-нибудь из местных, но Пасха — праздник религиозный, и нас, атеистов, на него никто особо не приглашает.
Но, помимо этого, иногда узнаёшь о таких, с позволения сказать, культурных особенностях, о которых, возможно, лучше было бы и не знать. Не всякие культурные особенности красят нацию, знаете ли.
Вот, к примеру, человек продаёт за ~40€ пять пустых бутылок из-под дорогого коньяка. Зачем?! А чтобы покупатель мог поставить их в своём доме на видном месте и хвастаться, что пил все вот эти Курвуазье и Хеннеси XO. К сожалению, такое явление, как «совок головного мозга», которое я ранее полагал чисто советским, распространяется, как выяснилось, чуть дальше, чем я думал. Живо вспомнилась прочитанная недавно статья на The Village о том, как люди покупают поддельные пакеты ЦУМа, чтобы косить под людей, которые покупают вещи в ЦУМе. Мне казалось, что этот адовый бред возможен только в одной стране на свете. Ан нет, теперь уже как минимум в двух.
А помимо этого, я нашёл объявление человека, который продаёт, вы не поверите, чайный гриб. Я надеялся, что эта страница советской истории никогда не станет достоянием международной общественности, но тщетно.
Но, если серьёзно, я рад появлению нового раздела. Безумное количество всего оказалось возможным купить без личных знакомств, которые так ценятся в Хорватии, начиная с элементарного мяса кролика, которого днём с огнём не сыщешь по обычным супермаркетам, и заканчивая конопляным чаем, который нам нафиг не нужен, но приятно знать, что он теперь доступен. А хотите культуру грибка для приготовления домашнего кефира? Запросто.
Хотя вот мы сегодня зашли в очередной «био-веган-органик-шоп», и без особых поисков купили довольно странных вещей, вроде цельнозерновой ржаной муки и гречнево-рисового хлеба. В целом, в крупных городах, концепция «ты должен знать человека, который знает человека» постепенно заменяется на «ты должен найти магазин, который продаёт то, что тебе нужно», и такая смена парадигмы полностью удовлетворяет нашим желаниям. Видно, что страна постепенно развивается из аграрной деревни в очередное вместилище современного урбанистического социума. И это прекрасно.