Мудрости, которые я познал в бизнесе. Часть 1
Долгожданный пост, который я давно планировал написать. Разбил на несколько частей. Сегодня часть 1.
1. Мир не завоевывают с понедельника по пятницу. Хотите результат - надо пахать. И пахать много. Все эти выгорания, “я не в ресурсе” и прочую фигню оставьте рафинированным снежинкам-зумерам.
2. Много пахать не значит делать за всех их работу без отдыха. Нужно учиться делегировать. Ты всегда будешь лучше любого своего официанта или хостес делать их работу, но за то время, что ты сам убираешь тарелки со стола, ты мог бы помедитировать, обдумать ошибки, подумать над стратегией. Человек в твоей команде всегда будет хуже тебя делать работу, которую ты делал раньше. Но это нужно просто принять. Если все делать самому, то бизнес никогда не вырастет. Многие хотят сделать большую сеть из своей одной точки.
Удается это единицам.
Разница в типе мышления. Все эти глупые геройства типа сам вышел поработать курьером или официантом - это дешевая профанация, на которую покупаются только сами курьеры или официанты. Но это не значит, что руководителю не нужно изучать изнутри свой бизнес. А лучшее изучение - это как раз работа в полях - курьером, официантом, уборщицей…
Читал в книге одного ресторатора как он с гордостью рассказывал, что когда у него не вышла посудомойщица, то он гордо засучил рукава и сам стал мыть посуду. Правильным решением было бы вызвать резервную бабу галю мыть посуду, а самому сечь поляну в зале. У всех у нас должна быть своя резервная баба галя.
3. Лучше, чем на собеседовании, человек уже не будет. Все, что говорит кандидат на собеседовании лучше резать процентов на 40. Все выяснится в деле
4. Вуду-рекрутинг больше не работает. И никогда не работал. Вуду-рекрутинг - это когда эйчар берет на себя смелость оценивать кандидата, даже не пообщавшись с ним. Типичная фраза такого эйчара “Ой, да я знаю этот тип людей” или “Ой, да я на него взглянул (а) один раз и все стало понятно”. Таких эйчаров надо переучивать. Не хотят учиться - прощаться.
Человек - невероятно сложная и противоречивая конструкция, которая довольно сложно загоняется в рамки. Все, что нужно знать про найм людей написано в книге “Кто. Решите вашу проблему номер один”
5. Цифровизация. Сейчас даже у продавцов шаурмы есть свои IT-системы. И пока вы над ними смеетесь, они тихо делают новую революцию в фудтехе. Все, кто считают диджитализацию бизнеса глупой игрушкой, завтра рискуют остаться за бортом
6. Аналитика. Бизнес - это цифры. Считать нужно все - от процента возвращаемости клиентской базы и среднего чека до маржинальности греческого салата в меню. Без аналитики бизнес ведется вслепую. Кто ведет свою аналитику бизнеса, тот рано или поздно оседлает свою нишу, пока конкуренты будут это игнорировать.
Я знаю ресторанные сети, где выручка по сети за день собирается три дня. Это уже тревожный звонок
7. У сотрудника должно быть право на ошибку. Если бить по рукам за любую ошибку, сотрудник начнет бояться делать следующие шаги. На длинной дистанции выгодней дать сотруднику ошибаться, теряя на этом деньги, чем вселять страх делать новое и терять потенциальную прибыль
8. Бирюзовая компания в России - это в целом миф. Управлять бирюзой сложно. В бирюзе легко потерять контроль. А неконтролируемая бирюза приводит к расхлябанности сотрудников. Жесткий менеджмент - пережиток прошлого. Все эти попытки руководителя поиграть в царька сегодня выглядят уже смешно. Современная молодежь умная и знает себе цену. К мудакам они работать не пойдут. Истина находится посередине: давай свободу, но не забывать про мягкий мамин тапок. В любом случае любой человек в команде - личность. И относится к нему нужно как к личности.
Все, что нужно знать про бирюзовые организации, написано в книге Рикардо Семлера "Маверик". Книга написана в 1993 году. А события, там описываемые, начались в 1981-м году.
9. Ошибки приписывай себе. Успехи - команде