🌐 Специально для "Кремлевского безБашенника" (каждый понедельник) -
ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества:
События в Венесуэле, где в случае успеха (практически неизбежного) оппозиционных сил Россия имеет шанс лишиться кредитов и инвестиций на $17 млрд., вызывают вопросы не столько о разумности российской внешней политики, сколько об отношении Кремля к российским требованиям к другим странам.
За последние 18 лет Москва списала $145,4 млрд. долгов разных стран перед СССР и Российской Федерацией. Чемпионом стала Куба (в 2014 г. было списано $31,7 млрд.); второе место разделили Ирак ($12,0 млрд. в 2008 г.), Монголия ($11,1 млрд. в 2003-м) и КНДР ($11,0 млрд. в 2012-м). «Бронзу» разыграли Сирия ($9,8 млрд. в 2005-м) и Вьетнам ($9,5 млрд. в 2000-м). Если бы долги были взысканы, ими можно было покрыть все федеральные трансферты российским регионам с 2000-го по 2015 г.
Часто говорят, что старую задолженность не взыскать, а страны-клиенты СССР – сплошь банкроты. Не факт. Списание долгов Алжиру и Ливии в 2006 и 2008 гг. на общую сумму в $9,1 млрд. произошло тогда, когда эти страны добывали в совокупности ежедневно 3,8 млн. баррелей нефти, цены на которую находились вблизи максимальных значений. Ангола, облагодетельстванная на $3,5 млрд. – вторая нефтедобывающая страна Африки. Почему было бы не взять поставками нефти – пусть даже в рассрочку на 20 лет? Никарагуа планирует строить канал между Атлантическим и Тихим океаном, который может стать конкурентом Панамскому – отчего же не конвертировать долг в часть капитала этого предприятия?
Долги были прощены даже Монголии, которая в 2000-2010-х годах была мировым рекордсменом по показателю роста ВВП и промышленного производства (на 17,26 и 37,4% в 2011 г.). С 1991 по 2010 г. добыча угля в Монголии выросла в 2,6 раза, золота – в 3,7 раза, меди – в 4,2 раза. Эта страна не могла нам вернуть $174 млн.? Но Кремль предпочёл заявить, что «наличие неурегулированных финансовых обязательств Монголии перед Россией выступало сдерживающим фактором развития инвестиционного двустороннего сотрудничества» – как и в 2004 г., списывая долг Ираку, президент В.Путин «выразил надежду, что новое руководство страны в ответ учтёт интересы российских компаний». Возможности выгодно проинвестировать в эти страны Москва, видимо, ждёт до сих пор…
Если Россия считает слишком сложным конвертировать долги СССР в реальные активы, то почему не выставить обязательства стран-ответчиков на международный «голландский» аукцион? Уверен, в мире нашлись бы финансовые институты, которые проявили бы интерес. Если же даже и нет, то никто не отменял факторинг или передачу обязательств в трастовое управление! Как можно, с одной стороны, со слезой у глаза вспоминать наследие и историю бывшего Советского Союза, и, с другой стороны, столь бесцеремонно прощать долги, сделанные из денег, заработанных для СССР теми ветеранами, сыновьям которых сейчас поднимают пенсионный возраст?
У меня нет ответа на этот вопрос – но есть одно любопытное наблюдение. Если присмотреться к таймингу списания долгов или выдаче самых «выдающихся» новых кредитов (от займа В.Януковичу в 2013 г. до ссуд Н.Мадуро в 2012 и 2014 гг.), они все приходятся на периоды президентства В.Путина. В 2000-2007 и 2012-2018 гг. Россия списывала в среднем по $9,8 млрд. ежегодно, но с мая 2008 по март 2012-го, во время пребывания в Кремле Д.Медведева, совокупные списания составили всего $960 млн. за четыре года. Каков смысл в такой немыслимой щедрости, если политические дивиденды на подобные вложения остаются преимущественно отрицательными?