На борту рейса «Екатеринбург — Тбилиси» начал читать книгу английского профессора Рейфилда по истории Грузии. Прежде всего в ней удивляет то, что кембриджский профессор написал ее (если я все верно понял) по-русски, ибо он прекрасно владеет и русским, и грузинским.
Успел пробежаться пока только по грузинской «пред-истории», собственно еще до возникновения единого грузинского государства как такового. Тут, наверное, самое любопытное — история христианизации Грузии (точнее, ее ядра — Иберии, но для упрощения буду говорить о Грузии), которая приняла новую религию еще в IV веке, возможно, даже раньше Римской Империи.
По поводу даты ученые спорят. Есть красивая легенда, изложенная в фольклорном «Обращении Грузии»: рабыня Нино, исповедавшая христианство в еврейской общине, вылечила супругу царя Мириана III, и тем обратила его внимание на христианскую веру. Потом Мириан пошел охотиться, случилось затмение, солнце погасло, он в ужасе стал молиться христианскому богу. Солнце снова зажглось, после чего Мириан и понял: стало быть, оно! Крестился сам и крестил подданных.
Вообще, годом христианизации Грузии считается 334-й, но астрономы обратили внимание, что в этом году солнечное затмение хоть и было, в Грузии его разглядеть никак не могли, потому что оно было видно не ближе, чем в Александрии Египетской. А вот в 317-м году такое затмение было видно и в Грузии — поэтому, мол, Иберия могла принять христианство именно тогда, то есть даже до Никейского собора 325 года, когда Рим и Византия объявили христианство государственными религиями. Хотя, думаю, не стоит пытаться найти в легенде таких уж точных данных.
В любом случае, к моменту крещения Руси история христианства в Грузии насчитывала уже несколько веков. Как и история государственности.
В античные времена грузинские церковные иерархи играли не просто большую роль в жизни страны, но и могли поспорить с царями. Иногда доходило до физических столкновений. Как-то легендарный царь Вахтанг Горгасали (тот самый, что основал Тифлис) поссорился с архиепископом Микаэлом. Архиепископ ударом ноги сломал царю зуб. Царь в негодовании отправил священника в Константинополь — пусть сами с ним разбираются по своим церковным понятиям.
Вообще, кажется, Вахтанг и основал-то Тифлис во много потому что ему слишком уж трудно было ужиться со своенравными христианскими иерархами в старой столице Мцхете. Сейчас всем туристам рассказывают красивую легенду о том, что Вахтанг охотился, подстрелил фазана, тот упал в горячий источник, сварился — и пораженный царь решил основать на этом месте новую столицу («тбили» по-грузински «теплый»).
Полулегендарный Вахтанг в Грузии — чуть ли не самая почитаемая историческая фигура (его величественный памятник взирает на крыши Старого города с берега Куры в центре Тбилиси). При этом формально его правление закончилось не очень удачно — он потерпел поражение от персов, Тбилиси пал, и на десятки лет Грузия стала персидской провинцией. Тем не менее, сама интенция Вахтанга объединить разные части Грузии в единую страну обеспечила ему славу в веках.
Можно сказать, что вся ранняя история Грузии — это колебания между двумя империями, оказывавшими огромное влияние на эту территорию. С одной стороны, Рим (потом Византия), с другой — персы. Балансируя между двумя мощными империями, грузинские цари иногда шли на сложные компромиссы. Например, вводя в элиту государства одновременно и православных священников, и зороастрийских магов.
История Грузии обширна, увлекательна и впечатляет своей продолжительностью. Еще задолго до того, как на территории современной России стали происходить события, хоть как-то отмеченные летописцами и хрониками, здесь уже творилась часть мировой истории (например, Гней Помпей дошел в своем походе), цари сменяли друг друга и боролись за первенство, а местная романизированная элита жила по последнему слову техники и комфорта, с банями и прочим. К 1000-му году Тбилиси (к тому времени оказавшийся в руках арабов) по размеру не уступал Самарканду или Парижу, тут жило около 100 тысяч человек.
#заметки