Что может рассказать о нас наша кожа и почему ранние тактильные ощущения так важны? Александра Пономаренко — о том, что думают на этот счет психоаналитики.
«Взрослея, ребенок учится самостоятельно трогать вещи, которые вызывают в нем сильный интерес. В работе „Тотем и табу“ Фрейд под неврозом навязчивости подразумевает именно запрет на прикосновения — невозможность потрогать, ощутить, овладеть.
В процессе взросления происходит эротизация кожи. Удовольствие от контакта с кожей войдет в сексуальную жизнь и станет основой как приятных прелюдий, так и болезненного садо- и мазохистического удовлетворения.
Подробнее о мазохистическом фанатизме размышляет французский психоаналитик Дидье Анзьё в своей работе „Я-кожа“. Он связывает влечение к боли с каким-то событием из раннего детства, когда у ребенка была повреждена кожа (например, при хирургическом вмешательстве, падении или ожоге). Так, элементы бессознательного выстраиваются вокруг не расчлененного, а поврежденного тела — на содранной коже. Это продукт воображения о лишении определенной эрогенной зоны. Анзьё предполагает, что любое сознательное нарушение целостности кожи (татуировки, шрамирование, пирсинг, самоповреждения и т. д.) лежат в основе этого фантазма».
Читать полностью:
https://knife.media/skin-psychoanalysis/